Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естествознания и спортивных технологий

Кафедра биологии и физиологии человека

Соболева Александра Денисовна
Изучение биологического разнообразия птиц лесопарков г. Москвы учащимися с ограниченными возможностями здоровья

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Направление подготовки/специальность 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы

«Обучение биологии и химии в профильных классах»
(очная форма обучения)



Руководитель ВКР:

кандидат медицинских наук,

доцент
Зверева Марина Валентиновна

______________________

Рецензент:

кандидат биологических наук,

доцент
Майнашева Галина Макаровна
______________________




Москва,

2023

АННОТАЦИЯ

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) актуализирует вопрос доступности школьного образования для всех категорий обучающихся. Инклюзия выдвигается как одна из первостепенных стратегий современной системы образования. Достижение принципов инклюзии и эффективного обучения биологии детей с ОВЗ становится возможным при помощи личностно-ориентированного подхода к обучению, позволяющего учитывать индивидуальные особенности учащихся с использованием элементов цифровых технологий.

В представленной работе рассматриваются научные и методологические основы инклюзивного образования, организационно-педагогические условия обучения детей с ОВЗ в образовательном процессе по биологии. Рассмотрены принципы личностно-ориентированного подхода в обучении биологии как элемента системы инклюзивного образования. Определена значимость применения в учебном процессе новых информационно-коммуникативных технологий и проектной деятельности, посещения природных объектов.

Вторая часть магистерского исследования носит практико-ориентированный характер. Проведен анализ контента библиотеки МЭШ для выстраивания образовательной траектории обучающихся с ОВЗ предмету «биология». Разработан урок биологии для 5-7 классов. Проведена экспериментальная апробация представленного урока (опрос учителей).


Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ, информационные технологии, индивидуализация, цифровизация, сценарий урока, личность ученика, МЭШ.

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ 10

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья 10

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП 15

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 34

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы 34

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии 34

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию 40

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения» 45

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения» 56

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ» 60

3.1Оценка успешности изучения биоразнообразия птиц школьниками с ОВЗ в образовательном процессе по биологии 60

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы 71

ВЫВОДЫ 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ А 90

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92

ПРИЛОЖЕНИЕ В 95


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) одна из актуальных и дискуссионных проблем современной системы образования. С одной стороны, приоритетным направлением государственной образовательной политики является реализация для всех лиц права на получение образования, обеспечение доступности образовательных учреждений. С другой стороны, отмечается постоянный рост числа детей с различными психическими, умственными, физическими отклонениями. На сегодняшний день в России порядка 5% детей дошкольного и школьного возраста, отнесены к категории детей с ОВЗ.

Такие дети – это особые дети, которые в силу своего состояния здоровья сталкиваются с большим количеством препятствий на пути освоения образовательных программ. Для таких детей требуется специализированная образовательная среда, которая будет включать в себя не только архитектурные и технологические средства, но и методику и ресурсы обучения, адаптированные под возможности данной группы детей.

Полагаем, что в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается существенное увеличение количества детей с ОВЗ, а с другой, - становится реальностью их интеграция в массовую образовательную среду, особое значение как с теоретической, так и практической точки зрения имеют такие аспекты инклюзивного образования, как создание мобильной структуры учебной программы. В рамках учебной программы разнообразие образовательных методик, должно способствовать удовлетворению познавательных потребностей всех категорий учащихся. Проблема заключается не в том, каким образом интегрировать отдельных учащихся в основную систему образования, а в том, как трансформировать всю систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся.

Таким образом, недостаточность разработанности теоретико-педагогических основ, специальных дидактических условий и методологии реализации инклюзивного подхода к обучению биологии детей с ОВЗ, актуализируют выбранную проблематику настоящего исследования.

По рассматриваемой теме наработан значительный объем научных работ. В работах И.В. Андреевой, Д.З. Ахметова, Т. Бута, Е.Ю. Головинской, Е.Э. Петровой, Е.Ю. Плетнёвой, С.И. Сабельниковой, А. Хинца и др. отражены теоретические и методологические основы инклюзии, ее принципы, направления создания инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения. Многими исследователями отмечается оправданность внедрения инклюзивного подхода в массовую школу. Проблемам и трудностям современного этапа внедрения инклюзии в общеобразовательные школы посвящены работы ведущих специалистов в данной сфере: С. В. Алехиной, В. А. Ярской-Смирновой, Е. В. Кулагиной и др.

Педагогические основы содержания информационно-образовательной среды в инклюзивном образовании раскрыты в работах О.И. Кукушкиной, О.А. Счеснович, Н.Н. Спмылкиной, И.Е. Петкевича, Е.Э. Кравчени, Т.К. Королевской, Т.К. Королёвой, В.В. Гордейко, Е.Л. Гончаровой, Л.В. Ананьева и др.

Важной частью образования всех детей и подростков является знакомство с биоразнообразием животных и растений, населяющих пространство родной страны и конкретной местности. В г.
Москве имеется множество лесопарков, где зарегистрировано 240 видов животных, в том числе 270 видов птиц.

Обычно знакомство с животными и растениями проходит и на уроках биологии, но и в дополнительном образовании, во время экскурсий, выполнения проектной деятельности. Для лиц с ОВЗ, особенно с ограниченной способностью к передвижению, активные методы знакомства с животным миром, миром птиц, посещение экскурсий в живую природу имеет дополнительные сложности, однако необходимо и эффективно.

Очень важно разрабатывать современные технологичные подходы к использованию всех способов ознакомления лиц с ОВЗ с биоразнообразием лесопарков родного города.

Несмотря на большой массив исследований вопросов инклюзии, личностно-ориентированного подхода в обучении и использования информационных технологий, исследования по применению данных педагогических технологий по отношению к процессу обучения детей с ОВЗ носят фрагментарный характер. Сложившаяся ситуация еще раз подчеркивает актуальность выбранной проблематики настоящего магистерского исследования.

Цель исследования - разработка комплекса методических условий, необходимых для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.

Задачи:

  1. Оценка биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы и его изменчивости в течение года.

  2. Изучение возможностей использования информационно-коммуникативных технологий и проектной деятельности в условиях образования детей с ОВЗ.

  3. Описание методики проведения орнитологических экскурсий в парках г. Москвы и оценка их эффективности в обучении биологии школьников с ОВЗ.

  4. Разработка и апробация комплекса методических условий для изучения биоразнообразия птиц г. Москвы учащимися с ОВЗ в рамках образовательного процесса по биологии в школе "Технологии обучения".

Объект исследования: изучение биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.

Предметом исследования является комплекс методических условий для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.

Гипотеза исследования:
изучение биоразнообразия птиц в процессе обучения биологии детей с ОВЗ будет успешным, если:

- при обучении биологии детей с ОВЗ будут использованы возможности информационно-коммуникативных технологий на основе принципа рациональности их применения в комплексе с традиционными средствами обучения с учетом уровня пользовательских навыков обучающихся с ОВЗ;

- будут активно применяться в урочной и внеурочной деятельности метод проектов, технологии МЭШ, расширять познавательную среду с посещением природных ландшафтов с учетом образовательных потребностей школьников с ОВЗ.

Методы исследования.

Методологической основой для настоящего исследования послужили такие методы исследования, как анализ научной литературы по исследуемому вопросу, сравнительно-педагогический анализ опыта учителей биологии, обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, педагогическое тестирование, статистический метод.

Научно-экспериментальная работа выполнялась в два этапа:

-на первом этапе (2020-2021 гг.) была проанализирована научная литература по исследуемой проблеме;

-на втором этапе (202й–2021 гг.) была проведена опытно-

экспериментальная работа. Проведен анализ содержания материалов по биологии для детей с ОВЗ в библиотеке МЭШ. Были разработаны проекты и экскурсии по биологии для учащихся 5-11 классов школы «Технологии обучения» Составлен опросник по биологии. Интерпретированы полученные результаты опроса.

Научная новизна исследования заключается

-в определении комплекса методических условий для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности, технологий МЭШ, расширения познавательной среды с посещением природных ландшафтов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы

Практическая значимость выполненного исследования состоит в разработке комплекса методических подходов для изучения биоразнообразия птиц лесопарков г. Москвы в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ, а также в экспериментальной апробации предложенного подхода к организации учебного процесса для дальнейшего использования в практике учителей биологии.