ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ
1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП
2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы
2.1.1. Организация орнитологической экскурсии
2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию
3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы
2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов обучения, особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она позволяет учащимся принимать активное участие в процессе обучения, развивать свои интеллектуальные, социальные и творческие способности, а также повышать мотивацию и интерес к изучению биологии.
Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии для учащихся с ОВЗ в школе "Технологии обучения" может включать следующие этапы:
Выбор темы проекта. Учитель может предложить несколько вариантов тем проектов или дать учащимся возможность выбрать свою тему на основе их личных интересов и предпочтений.
Исследование темы. Учащиеся могут проводить исследование по теме проекта, используя различные источники информации, такие как учебники, интернет, научные статьи и др.
Планирование проекта. Учащиеся могут разработать план проекта, включающий цели, задачи, методы исследования, сроки и т.д.
Реализация проекта. Учащиеся могут проводить эксперименты, наблюдения, исследования, создавать модели, рисовать и т.д.
Презентация проекта. Учащиеся могут подготовить презентацию своего проекта, включающую описание целей и задач, методов исследования, результатов и выводов.
Обсуждение проекта. Учащиеся могут обсудить свой проект со своими одноклассниками, учителем, а также с другими людьми, которые могут быть заинтересованы в результате исследования.
Проектная деятельность позволяет учащимся с ОВЗ участвовать в образовательном процессе наравне с остальными учащимися, повышать свою мотивацию и интерес к изучению биологии, развивать свои творческие способности, а также улучшать свои социальные навыки. Кроме того, проектная деятельность помогает учащимся с ОВЗ развивать свою самостоятельность
, критическое мышление, умение работать в команде и принимать решения. Также это позволяет им применять полученные знания и навыки на практике, что помогает им лучше понимать материал и применять его в реальной жизни.
Проектная деятельность может быть реализована в различных форматах, например, как индивидуальная или групповая работа, как внеклассное мероприятие или как часть учебного курса. Она также может быть ориентирована на различные темы и проблемы в биологии, такие как изучение биоразнообразия растительного или животного мира, исследование взаимодействия между различными видами живых организмов и др.
Проведение проектной деятельности требует от учителя особого подхода и организации обучения. Учителю необходимо предоставить учащимся достаточную поддержку и руководство в процессе проведения проекта, а также оценивать их результаты и успехи. Также важно обеспечить учащихся необходимыми материалами и ресурсами для проведения исследования.
В целом, проектная деятельность является эффективным и интересным методом обучения биологии для учащихся с ОВЗ в школе "Технологии обучения". Она позволяет им развивать свои способности и улучшать качество своего образования, а также получать удовлетворение от работы над интересными и практически значимыми проектами.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Подводя итоги второй части исследования. можно сделать ряд выводов.
Несмотря на все достижения инклюзивного образования, существуют проблемы учебно-методического обеспечения школьного курса биологии для детей с ОВЗ. В частности, анализ контента библиотеки МЭШ для выстраивания образовательной траектории обучающихся с ОВЗ предмету «биология», показал, что, несмотря на наличие раздела «Адаптивные предметы» в библиотеке МЭШ, отсутствует сам раздел «Биология». А материалы, которые может использовать учитель биологии для проведения урока, содержащиеся, например, в таких разделах как «Окружающий мир», «Природоведение», в большинстве своем рассчитаны на начальную школу. В данных подразделах преобладают различные атомики, тесты, анимация и пр., но отсутствуют учебники и незначительно число сценариев урока. Это и послужило причиной разработки сценария урока «Класс птицы. Общая характеристика класса».
Разработанный конспект урока был предложен учителям биологии для его оценивания. В процессе экспериментальной проверки разработанная технология показала свою эффективность. Учителями был высоко оценен предложенный сценарий урока «Класс птицы. Общая характеристика класса». Многими (50%) было высказано желание использовать отдельные элементы урока в своей практической деятельности, дополняя его исходя из конкретной ситуации в классе, категории обучающихся с ОВЗ.
В завершении подчеркнем, что необходим дальнейший поиск научно обоснованных подходов к цифровизации инклюзивного биологического образования. Цифровые технологии не следует рассматривать как цель. Они должны стать одним из средств на пути решения проблем, связанных с повышением эффективности обучения биологии учащихся с ОВЗ.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»
-
Оценка успешности изучения биоразнообразия птиц школьниками с ОВЗ в образовательном процессе по биологии
На следующем этапе для оптимизации разработки экскурсий по знакомству с птицами учащимся была предложена анкеты, включающие вопросы их отношения к экскурсиям, как методу обучения.
Анкетирование проводили для учащихся 5,7 и 9 классов.
В анкетировании приняли участие по 25 учащихся из каждого класса. Детям предлагалось пройти 2 анкеты, включающие по 10 вопросов каждая. Анкета № 1 включала в себя вопросы отношения учащихся к экскурсиям. Анкета № 2 содержала вопросы, касающиеся особенностей исследуемых на экскурсиях объектов (в данном случае птиц) и позволяла оценить доступность материала и его восприятие учащимися.
При проведении анализа анкет мы получили следующие результаты:
Анализ результатов анкетирования учащихся об их отношении к экскурсиям, как методу обучения.
Таблица 1. Анализ анкет учащихся 5 классов по теме: «Отношение к экскурсиям, как методу обучения»
Вопросы для детей | Ответы |
1. На каких уроках, по вашему мнению, нужно чаще проводить экскурсии? | Биология – 68%, география – 24%, ОБЖ – 8% |
2. Как ты думаешь, нужны ли экскурсии? | Да – 100% |
3. Ходил ты на экскурсии? | Да – 76%, нет – 24% |
4. Как ты считаешь, что такое орнитология? | Наука – 36%, наука о птицах – 60%, предмет в школе – 4% |
5. Хотел бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы? | Да – 100% |
6. Каких птиц ты уже знаешь? | Воробей, голубь – 100% |
7. Знаешь ли ты как ухаживать за птицами? | Нет – 40 %, да – 60 % |
8. Как необходимо за ними ухаживать? | Кормить – 60%, не знаю – 40% |
9. Расскажи о своих впечатлениях после экскурсии? | Понравилась – 100% |
10. Что нового о птицах ты узнал после экскурсии? | Особенности жизни – 96%, ничего – 4% |
Рисунок 3.1 – Результаты ответов на вопрос 1 учащихся 5 классов
68% считают, что экскурсии надо проводить на уроках «Биологии», 24% считают, что на уроках «Географии», 8% - на уроках «ОБЖ».
100% детей отметили что экскурсии нужны, из них 76% были на экскурсиях 24% - не были.
96% анкетированных пятиклассников знают, что орнитология – наука, 36% из них понимают более специальное определение этой науки. 4% (1 ученик) указал что орнитология – предмет в школе.
100% детей хотели бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы.
100% детей указывают, что знают два самых распространенных городских вида птиц – воробей, голубь.
60% детей знаю, как ухаживать за птицами и что для этого необходимо делать, 40% не знакомы с тем как ухаживать за птицами.
Не было ни одного ученика, которому бы не понравилась экскурсия.
96% детей узнали новые особенности жизни птиц.
Таблица 2. Анализ анкет учащихся 7 классов по теме: «Отношение к экскурсиям, как методу обучения»
Вопросы для детей | Ответы |
1. На каких уроках, по вашему мнению, нужно чаще проводить экскурсии? | Биология – 68%, география – 20%, история – 12% |
2. Как ты думаешь, нужны ли экскурсии? | Да – 100% |
3. Ходил ты на экскурсии? | Да – 88%, нет –12% |
4. Как ты считаешь, что такое орнитология? | Наука – 40%, наука о птицах – 60% |
5. Хотел бы ты познакомится с птицами обитающие в лесопарках Москвы? | Да – 100% |
6. Каких птиц ты уже знаешь? | Воробей, голубь – 80%, чайка – 8%, ворона – 12% |
7. Знаешь ли ты как ухаживать за птицами? | Нет – 16 %, да – 84 % |
8. Как необходимо за ними ухаживать? | Кормить – 84%, не знаю – 16% |
9. Расскажи о своих впечатлениях после экскурсии? | Понравилось – 100% |
10. Что нового о птицах ты узнал после экскурсии? | Места зимовок – 60%, места гнездования – 20%, особенности питания – 20% |