Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП


Детский церебральный паралич — это группа заболеваний, которые были выявлены австрийским врачом и психологом Сигизмундом Фрейдом в конце 19 века. Эти состояния характеризуются нарушением координации движений вследствие поражения специфических структур головного мозга, которое может возникнуть во внутриутробный и постнатальный периоды развития ребенка, а также вследствие родовой травмы. Термин «церебральный паралич» является неправильным, поскольку на самом деле он относится не к параличу, а скорее к затруднениям с движением. Эти трудности могут возникать из-за различных факторов, таких как инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или неонатальная гипоксия, и могут возникать даже у эмбриона.

Нормальному развитию ребенка с детским церебральным параличом препятствует состояние, которое является не болезнью, а задержкой в развитии. Неврологи классифицируют детский церебральный паралич на три основные формы: спастическую, гиперкинетическую и астенически-астатическую. При спастическом церебральном параличе отдельные группы мышц имеют постоянный повышенный тонус, тогда как гиперкинетический или атетоидный церебральный паралич характеризуется постоянно меняющимся тонусом в сгибателях и разгибателях, что приводит к непроизвольным движениям туловища и конечностей. Астенически-астатический церебральный паралич характеризуется снижением тонуса во всех группах мышц. У детей с ДЦП часто возникают нарушения речи, что затрудняет общение с родителями и сверстниками. Тяжелые формы детского церебрального паралича могут привести к глубокой инвалидности, затрагивая руки, ноги, речь и слух ребенка. Хотя церебральный паралич не прогрессирует, он может вызывать такие осложнения, как контрактуры и различные деформации.

Психофизическое развитие детей с ДЦП.

Дети с церебральным параличом имеют неравномерное психическое развитие: одни высшие корковые функции развиваются ускоренными темпами, другие отстают. Это вызывает диспропорцию в формировании отдельных функций. Пространственный
гнозис - это одна из затронутых областей, когда дети изо всех сил пытаются сформировать понятия, связанные с положением объектов и частей их собственного тела в пространстве. Им также трудно распознавать и воспроизводить геометрические фигуры и собирать из частей целое. При письме часто допускают ошибки в графическом изображении букв и цифр, проявляя зеркальность и асимметрию.

С этими нарушениями зрительно-пространственного синтеза связана слабость счетных функций. У детей с церебральным параличом затруднено усвоение чисел и их разрядной структуры, автоматизация механического счета. Они часто не распознают или смешивают арифметические знаки и числа при чтении и письме.

У детей с детским церебральным параличом также отмечаются нарушения внимания и памяти, что приводит к повышенной отвлекаемости, неспособности к длительному сосредоточению внимания, узкому объему памяти с преобладанием словесной памяти над зрительной и тактильной. Однако в определенных индивидуальных условиях и учебных экспериментах эти дети проявляют настойчивость, педантичность, настойчивость. Эти качества позволяют им компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал, раскрывая достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития.

Для коррекции эмоционально-познавательных проблем у детей с особенностями развития можно использовать несколько эффективных методов, таких как игровые ситуации, дидактические игры, направленные на выявление видовых и родовых признаков предметов, игровое обучение, способствующее развитию коммуникативных навыков, психо- гимнастика и приемы релаксации, способные снять мышечные спазмы и зажимы в области лица и рук.

Развитие деятельностного мышления у таких детей происходит двумя путями: от наглядно-деятельностного к наглядно-образному и логическому. На определенном этапе эти пути развития сливаются, что оказывает существенное влияние на познавательную деятельность ребенка.

Использование наглядных образов, таких как пантомимические изображения предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунки, знаки-символы, стало важнейшим методом осмысления новых фактов и явлений, обеспечивающим систему поддержки мыслительного процесса детей с отклонениями в развитии. Это помогает объединить разум и чувство.



Модификация обоснованного аналитико-синтетического метода может быть применена к методике домашнего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконин и Л.В. Занкова по внедрению элементов развивающего обучения. Эти методы основаны на уже сформулированных в процессе обучения понятиях слова, что помогает ребенку понять лексическое значение слов.


1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями


Интернет стал неотъемлемой частью образа жизни современных школьников, особенно подростков 12-17 лет, которых мы учим биологии. Они принадлежат к поколению «Z» или «детям сетевой эры» [59, с.14] и всегда онлайн, активно используют портативные мобильные средства связи и блогосферу. Эти учащиеся зациклены на самовыражении и саморазвитии и обладают высокой способностью гораздо быстрее взрослых осваивать расширяющиеся возможности цифровых технологий [см. 59, 70].

В результате учителя биологии должны адаптировать свои методы обучения к Интернету. Интернет открывает перед современными студентами, в том числе с ограниченными возможностями, огромные возможности. Многие исследователи сейчас пытаются понять логику жизни в виртуальной реальности и выявить зоны риска для подрастающего поколения. Поэтому для учителей биологии важно использовать Интернет и его многочисленные преимущества при обучении этому важному предмету.

Это откладывает отпечаток на системе образования. Кардинальные изменения, происходящие в обществе, ставят перед системой образования новые задачи. Возникновение информационного общества предъявляет новые требования к образовательным системам — акцент переносится с объема знаний на умение получать и перерабатывать информацию, адаптировать ее к постоянно меняющимся реалиям. Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся базовыми технологиями, а информационная среда, наряду с социальной, экономической, экологической – новой средой обитания человека.

Цифровизация биологического образования позволяет расширить возможности инклюзивного образовательного пространства, построенного на совмещении инновационной основы и традиций. Цифровые технологии превратились не только в инструмент социальной интеграции детей с ОВЗ, но и стали представлять собой образовательный ресурс, который в значительной степени увеличивает потенциал получения качественного образования детям, имеющими какие-либо ограничения со здоровьем. Благодаря современным технологиям открывается возможность свободного доступа к знаниям и информации.

Использование информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном образовании становится крайне необходимым по целому ряду причин. С одной стороны, обучающиеся с ОВЗ должны, также как и их сверстники, получить знания и навыки, необходимые в обществе, в котором они живут, уметь вести свою деятельность в цифровую эпоху, приобрести главный навык нахождения нужной информации. С другой стороны, они имеют дополнительные требования, вызванные их функциональными ограничениями, которые оказывают влияние на способность обучающихся к доступу к стандартным образовательным методам обучения.


Информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в образовании определяются как «совокупность учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники, используемых в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекционной работы [17, с.26]. В инклюзивном образовании ИКТ выполняют три первостепенные роли [35, с.33]:

  1. Компенсаторная роль ИКТ. Она выражается тем, что ИКТ оказывают техническую помощь обучающимся с ОВЗ. Технические (ассистирующие) технологии нацелены на облегчение традиционных для образования видов деятельности: чтения и письма.

  2. Дидактическая роль ИКТ. Процесс использования ИКТ в целом и изменение в связи с этим подходов к обучению.

3.Коммуникационную (адаптационную). Благодаря использованию ИКТ происходит расширение области взаимодействия учащегося с миром и людьми.

Всю совокупность ИКТ можно разделить на две группы. В первую группу входят так называемые вспомогательные технологии. К вспомогательным технологиям относятся любые устройства, системы или услуги, которые позволят людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование [22, с.177]. Без таких технологий не мыслима инклюзивная среда. Такие технологии выступают в качестве ассистента. Отсюда их второе название – ассистирующие технологии. Существует целый спектр постоянно развивающихся ассистирующих технологий для людей с практически любыми физическими нарушениями в развитии. Для лиц, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, разработаны специальные накладки на клавиатуру, позволяющие облегчить ввод текста, специальные мыши и другие указательные устройства различной формы. Для слепых и плохо видящих существуют экранные лупы, клавиатуры Брайля и пр.

Современные элементы цифровых технологий качественным образом видоизменяют процесс обучения, и набирают все большую роль для инклюзивного обучения. Однако, следует помнить, что в образовании на первом месте должна стоять не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование способствует достижению образовательных целей. Несмотря на огромные преимущества, все же использование в инклюзивной практике только лишь ассистирующих технологий не позволяет решить всех образовательных задач инклюзии. Говоря о современных информационно-коммуникативных технологиях, речь идет не только о специальных технических средствах, таких как компьютер с встроенными различными функциями для детей с ОВЗ, столиков для обучения «колясочников», «низкотехнологичные форматы» (система Брайля), интерактивные доски, клавиатуры со специальными возможностями, электронные лупы и т.д. В настоящее время современные школы имеют больше возможностей, чем школы прошлых лет, что позволяет реально и относительно доступно оснастить кабинет биологии техническими средствами. Понятие «интерактивные технологии в школе» приобрело новый смысл, который не ограничивается только процессом взаимодействия учителя и ученика, а представляет собой новый этап в организации образовательного процесса. В него входят специальные интерактивные доски, приставки, проекторы и другое оборудование, являющееся неотъемлемыми элементами учебного процесса.