Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



В-третьих, проведенное анкетирования учителей биологии с целью оценивания степени эффективности предлагаемого урока «Класс птицы. Общая характеристика класса», показало, что урок был оценен достаточно высоко. 50 процентов респондентов выразили желание использовать отдельные элементы урока в своей работе, варьируя содержание урока исходя из категории обучающихся с ОВЗ. Никто из 18 респондентов не высказал мнение по поводу того, что урок не соответствует требованиям, является не интересным, не качественным. Полученные в ходе анкетирования результаты, подтверждают поставленную настоящим исследованием гипотезу о том, что обучение биологии детей с ОВЗ в 5-7 классах будет эффективно, если использовать элементы цифровых технологий с учетом уровня пользовательских навыков детей с ОВЗ.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа Технологии обучения»

На формирующем этапе проводились уроки, проектная деятельность и экскурсии в лесопарки города Москвы учащихся с ОВЗ. На заключительном этапе оценивали эффективность формирующей работы.

Дальнейшее экспериментирование в направлении разработки подходов к обучению биологии детей с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода с применением элементов цифровых технологий представляется необходимым условием развития современной инклюзивной системы обучения. Изучение проблемы обучения детей с ОВЗ в рамках личностноориентированного подхода в комплексе с применением информационных технологий, имеют большую теоретическую и практическую значимость для биологического образования. Практическое развитие биологического инклюзивного образования будет невозможным без непрерывного внедрения в инклюзивную практику современных методических разработок, программного обеспечения и методологических ресурсов нового типа.

Безусловно, практика обучения в школе Технологии обучения» не должна приводить к сокращению специального образования, и снижению значимости его роли в процессе обучения и социализации детей с ОВЗ. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы. В некоторых случаях целесообразно все же оделить, оставить в специальном коррекционном учреждении ребенка с ОВЗ. Дети с тяжелыми ментальными или мультинарушениями вряд ли смогут освоить программу даже при наличии индивидуального учебного плана и вспомогательных средств. Вместе с тем, детям с ОВЗ не имеющим строгих ограничений по степени тяжести их заболевания, инклюзивное обучение с
применением элементов цифровых технологий, построенное на принципах личностно-ориентированного подхода, предоставляет большие перспективы и возможности.

Основываясь на результатах проведенной работы, можно сделать вывод, что задачи исследования решены и его цель достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов. Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  2. А. И. Никишов, И. X. Шарова. Биология. Животные. 7—8 классы». - М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

  3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.

  4. Ануфриева Е.А. Проблема целостности дидактических принципов обучения в классах с инклюзией// Непрерывное образование: век. 2019. №7. С.118125.

  5. Ахметова Д.З., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения//Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 141-150.

  6. Банзаракцаева Я.Ш. Особенности использования ИКТ в инклюзивном образовании//Теория и практика современной науки. 2018. № 12 (42). С. 63-66. 7. Бартко Е.Р., Куценко Ю.В., Юнусова Э.А.Г. Технология личностноориентированного обучения в современной школе// Январские педагогические чтения. 2020. № 6 (18). С. 91-95

  7. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // В сборнике: Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественноматематического цикла. 2017. С. 26-28.

  8. Бекшаев И.А., Андрякова Н.А. Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. «МЦНО», 2018. № 2(15). С. 5-12.

  9. Бисултанова А.А., Мачуева Д.А., Вахаева Д.А. Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе помощью мультимедийных обучающих систем//Концепт.2018. №11. С.1004-1006.

  10. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 218 с.

  11. Гостар А. А. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению // Дефектология. 2017. № 6. – С. 10-21.

  12. Гочошвили Н.Г. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы//Вестник науки и образования. 2019. № 1. С.73-80.

  13. Гриншкун В.В., Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы»//Информатика и образование. 2017. №7 (286). С.3-8.

  14. Демина О.В. Инновационные технологии на уроках биологии: проблемы теории и практики//Вопросы педагогики. 2020. № 2-1. С. 55-60.

  15. Евтушенко И.В. Особенности применения информационнокоммуникативных технологий в обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья//Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 4 (52). С.24-27.

  16. Загурский А. В. Методологические аспекты внедрения ИКТ в инклюзивном образовании // Цифровая трансформация образования. №4. 2018. С. 339–343.

  17. Иванова Л.Г. Личностно-ориентированный подход в обучении по ФГОС//Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 6 (41). С.161-167.

  18. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. 168с.

  19. Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2018–2019

  20. Камышная А.О., Мельников В.И. Средства ИКТ как инструмент обучения учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования//Профессиональное образование и общество. 2017. № 3 (23). С. 176-180.

  21. Ковалевич И.А., Митрохин Р.В. Технология и методы инклюзивного образования // Современное образование. 2018. № 2. С. 140 - 148.

  22. Корнеева Н.В. Информационно-образовательная среда по предмету «Биология» для детей с особыми образовательными потребностями //Инновации в естественнонаучном образовании: XII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 29 октября 2020 г. [Электронный ресурс] /отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С.55-63

  23. Корнеева Н.В. Использование мультимедиа в школьном биологическом образовании: особенности, преимущества и недостатки// Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования: сборник научных трудов: Министерство просвещения Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет: под редакцией П. А. Оржековского. М.: МПГУ. 2020.С.117-121.

  24. Корнеева Н.В. Сопровождение процесса обучения биологии детей с особыми образовательными потребностями средствами информационнокоммуникативных технологий// Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов / Сборник статей Международной научно-практической конференции (24 ноября 2020 г., Санкт-Петербург). Выпуск 18, / под ред. проф. Н.Д.

  25. Корнеева Н.В. Цифровая образовательная среда при обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья// Шаг в науку: сборник статей по материалам IV научно-практической конференции молодых ученых «Шаг в науку» (II всероссийской).М.: МГПУ. 2020.С.728-731.

  26. Крайник В.Л. Ключевые проблемы инклюзивного образования в современной школе//Мир науки, культуры, образования. 2019. №2(75). С.224.

  27. Кубонина А.С. Современные педагогические технологии в условиях инклюзивного образования//Наука и образование: новое время. 2019. № 2 (31). С. 575-578.

  28. Маметжанова Н.Х., Масимгазиева А.А., Рсылина Л.А., Омирбек Г.О. Роль ИКТ в системе инклюзивного образования// Science and world. 2020. № 4 (80).

  29. Мансуров П.М., Шайахмедова М.Р. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья//Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С.311-315.

  30. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Дэвид Митчелл; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. М.: Перспектива, 2011. 204с.

  31. Михальчи Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт. 2019. 177 с.

  32. Моргачева Е. Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике // Дефектология. 2018. № 3. С. 59-61.

  33. Н. И. Галушкова. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 281 с.

  34. Назарова Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. М.: Перо. 2018. 239 с.

  35. Неретина Т.Г., Кружилина Т.В., Орехова Т.Ф. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России//Гуманитарно-педагогические исследования. 2018 . Т.2. №2 С. 14-23.

  36. О. П. Семененко, И. П. Упатова, А. И. Чурилова. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10-х классах. – Х.:Скорпион, 2000. – 152 с.

  37. ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик//Вопросы управления. 2019. № 4 (59). С. 277-289.

  38. Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 78-83.

  39. Петрова Е.Г., Москаленко А.Е., Холина О.А. Образовательная инклюзия – подходы, проблемы, перспективы: взгляд отечественных ученых//Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 6. С. 22-27.

  40. Подкидышева Н.И. Инклюзивное образование на уроках биологии//Вестник научных конференций. 2019. № 11-4 (51). С. 108-110.

  41. Радионова В.И. Ведущие подходы к построению коррекционнообразовательной среды инклюзии//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. Т. 13. № 10. С. 113-116.

  42. Рахматуллина Э. Д. Использование информационных технологий в инклюзивном образовании // Образование и воспитание. 2020. № 3 (29). С. 82-84.

  43. Рахматуллина Э.Д. Информационные технологии инклюзивного образования: эмпирическое исследования//Аллея науки. 2020. Т. 1. № 5 (44). С. 949-952.

  44. России: основные направления, проблемы и перспективы реализации//Экономика и социум. 2020. № 2 (69). С. 228-233.

  45. С. А. Молис. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

  46. Самохин И. С. К вопросу о границах инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 384—394.

  47. Самохин И. С. Основные подходы к школьному инклюзивному образованию // Научный диалог. 2017. № 8. С. 398—412.

  48. Самохин И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 311—327.

  49. Смоляр А.И., Черномырдина Т.Н. Исследование мотивационно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №3. С. 72-84.

  50. Сорокина К. Московская электронная школа. Ресурс для особых детей//Учительская газета. №7. 2018. С.43-51.

  51. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31–35.

  52. Суматохин С.В. Биологическое образование в школе цифрового века//Биология в школе. №6. 2020. С.13-22.

  53. Суматохин С.В., Кропова Ю. Г., Ховрин А.Н. Сценарии уроков биологии в библиотеке Московской электронной школы //Юиологич в школе. 2019. №7. С.11-16.

  54. Тимохина Т.В. К вопросу о "цифровой революции" в инклюзивном образовании // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов XI учебнометодической конференции. 2018. С. 121-124.

  55. Федерации // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 29. С. 185-187.

  56. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование//Мир науки, культуры, образования. 2018. №4. С.214-216.

  57. Хуснутдинова М. Р. Основные модели развития инклюзивного образования в Москве // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 9. С. 115-138.

  58. Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 26–46.

  59. Чарыярова А.Б. Деятельность педагога в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18, № 2(40). С.88-92.

  60. Чистяков Ф.Е., Суматохин С.В. Виртуальная реальность в образовании: за и против //Биология в школе. 2019. №8.

  61. Энциклопедия для детей. – М: Аванта плюс, 2001 с. 219.

  62. Haug, P., 2017. Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research, 19 (3), pp.206–217.

  63. Sumatokhin S., Petrova O., Serovayskaya D., Chistiakov F. Digitalization of School Biological Education: Problems and Solutions // Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. International Scientific and Practical Conference. 2020. С.1016.




ПРИЛОЖЕНИЕ А


Урок для детей с ОВЗ посвященный птицам

Тема урока: "Птицы: их виды, места обитания и значения в природе"

Цель урока: познакомить учащихся с различными видами птиц, их особенностями, местами обитания и ролями в природе.

Этап 1. Введение (5 минут)

Приветствие учащихся и объяснение темы урока. Предложение учащимся ответить на вопрос "Какие птицы вы знаете?". Разминка на тему "Хорошо ли вы знаете птиц?".

Этап 2. Основная часть (35 минут)

Работа с учебным материалом:

  • Рассказ об основных группах птиц и их отличительных особенностях (10 минут)

  • Просмотр видео с кратким обзором птиц разных видов (10 минут)

  • Работа с иллюстрациями и названиями птиц для узнавания их видов (15 минут)

Этап 3. Практическое применение (30 минут)

Работа в группах по созданию карточек с изображениями и названиями разных видов птиц и их мест обитания, с указанием их роли в экосистеме. Учащиеся могут использовать различные материалы для создания карточек (например, картон, краски, карандаши, ножницы и т.д.).

Этап 4. Заключение (10 минут)

Предложение учащимся показать свои карточки и рассказать о своей работе. Подведение итогов урока, объяснение важности изучения птиц и их роли в природе.

Домашнее задание: поиск информации о птицах, их местах обитания и ролях в природе, и создание индивидуальных презентаций на эту тему.

Материалы: учебные материалы о птицах, видео с обзором птиц разных видов, иллюстрации и названия птиц для узнавания их видов, картоны, краски, карандаши, ножницы.

  1. Игра "Угадай птицу" Учащимся дается картинка силуэта птицы. Используя знания, полученные на уроке, они должны угадать, какая птица изображена на картинке. Это задание можно усложнить, предоставив учащимся только звук птицы или описание ее поведения и просить их угадать, какая птица была услышана или описана.

  2. Создание экспозиции "Птицы нашего региона" Учащиеся могут работать в группах и создать экспозицию, показывающую различные птицы, обитающие в их регионе. Экспозиция может включать в себя информационные плакаты, изображения птиц, песни птиц, и т.д.

  3. Наблюдения за птицами Учащиеся могут посетить ближайший парк или лесопарк, чтобы наблюдать за птицами в их естественной среде обитания. После этого учащиеся могут создать записную книжку или альбом, в котором будут фиксировать различные виды птиц, которых они увидели, их поведение и места обитания.

  4. Исследование птичьих гнезд Учащиеся могут исследовать птичьи гнезда, которые находятся в ближайшем парке или лесопарке. Они могут изучить различные типы гнезд, идентифицировать, какой вид птицы построил гнездо, и изучить, какие материалы были использованы для его постройки.