Файл: Соболева Александра Денисовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ЛИЦ С ОВЗ

1.1. Сущность инклюзивного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Особенности обучения учащихся с ДЦП

1.3.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе детей с особыми образовательными потребностями

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ ЛЕСОПАРКОВ Г. МОСКВЫ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1. Орнитологические экскурсии в парках г. Москвы

2.1.1. Организация орнитологической экскурсии

2.1.2. Описания основных видов птиц парков г. Москвы, включенных в экскурсию

2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

2.3. Проектная деятельность в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ПТИЦ Г. МОСКВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

3.2. Результаты анкетирования учащихся и родителей о знакомстве с птицами г. Москвы

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В



5. Пеночка трещотка (Phylloscopus sibilatrix) - Чуть покрупнее веснички и теньковки, с более длинными и острыми крыльями, из-за чего хвост кажется немного укороченным. Длина тела 11–13 см, размах крыльев 20–24 см, масса 7–13 г. Вер х светло-зелёный, почти без примеси бурого или серого. Хорошо отличается яркой лимонно-жёлтой окраской горла и груди; брюхо и подхвостье белые. Н а крыле нет светлой поперечной полоски. На сложенном крыле выделяются тёмные внутренние маховые перья со светлыми желтоватыми каёмками. Бровь продолжается далеко назад за глаз, яр ко-жёлтая. Ниже брови через глаз проходит тёмная полоска, щека под ней светлая, жёлтая. Радужина тёмная, глаз выглядит чёрным. Клюв с темноватым надклювьем и светлым, кроме самого кончика, подклювьем. Ноги светлые, телесного цвета или коричневатые. В отличие от веснички, имеет очень длинное подхвостье, которое закрывает снизу не менее 3/4 длины хвоста.

6. Соловей обыкновенный (Luscinia) - Распространенный представитель вида – обыкновенный соловей весит 25 г, длина тела у самцов и самок – 16-17,5 см, размах крыльев 24-27 см. Окрас оперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Ареал распространения соловья широк. Птицы встречаются н а территории Европы, Западной Азии и Енисея.

7. Дрозд певчий - Длина его тела — 210—250 мм, крыло — 113—122 мм, размах крыльев — 340—390 мм, масса — 55-100 г. Верх головы, спины и хвоста шоколадно-коричневый, сероватый. Брюхо белое, чуть охристое по бокам. Грудь желтоватая, она и брюхо усеян ы чёткими тёмно-бурыми пестринами, уменьшающимися к горлу. Подкрылья рыжеватые. Половой и сезонный диморфизм отсутствует. Молодые окрашены более пёстро и тускло. Его ареал характеризует певчего дрозда как северную, холодоустойчивую птицу. Он активно заселяет северные области Скандинавского полуострова, и многочислен  в Восточноевропейской лесотундре, проникая даже в тундру. Певчий дрозд активно расселяется на восток. Н о он отсутствует в Южной Европе, н а островах Средиземного моря, хотя там присутствуют подходящие для певчих дроздов биотопы.

8. Дрозд рябинник - относится к царству животных, типу хордовых, классу птиц и отряду воробьинообразных (Passeriformes). Отряд воробьинообразных включает более 5 тысяч видов птиц и считается одним из наиболее многочисленных среди птиц. Преимущественно эти птицы обитают в теплых и жарких широтах, хотя некоторые представители могут провести всю свою жизнь на деревьях. Семейство, к которому принадлежит дрозд рябинник, называется "дроздовыми" (Turdidae). Эти птицы предпочитают лесную среду обитания. Распространены они по всему миру.


9. Дрозд черный - это вид птиц, относящийся к семейству Дроздовых (Turdidae). Он является одним из крупнейших представителей этого семейства, достигая длины до 26 см и веса от 80 до 125 г. Черный дрозд легко узнаваем по своему яркому черному оперению без металлического отлива, в отличие от воронов. Молодые особи и самки имеют коричневое оперение.

10. Большой пестрый дятел - это птица средних размеров, сравнимая по размерам с дроздом. Средняя длина тела колеблется в пределах 22-27 см, и самцы обычно крупнее, чем самки. Масса птицы относительно небольшая - от 60 до 100 грамм. Половой диморфизм проявляется в окраске затылка: молодые особи обоих полов имеют красную шапочку на голове, которая исчезает с возрастом, а красное пятно на затылке остается только у самцов. Верхняя часть головы становится черной. Лицевой диск, лоб и живот птицы белые, но их оттенок может варьироваться от яркого и чистого до бежевого или коричневого, в зависимости от места обитания. У большого пестрого дятла значительный размах крыльев, который достигает почти полуметра (42-47 см). Хвост заостренный и имеет среднюю длину. Строение лапы типично для дятлов - зигодактильное, то есть два передних пальца противопоставлены двум задним. Средняя продолжительность жизни птицы составляет около 9 лет. Большой пестрый дятел является распространенным видом птиц с широким ареалом обитания от Канарских островов до Камчатки и Японии. Обычно птицы ведут оседлый образ жизни, хотя реже могут быть кочующими.

11. Сойка - Эту птичку нельзя назвать маленькой, поскольку ее размеры почти в 2 раза превышают размеры скворца, при этом длина ее тела составляет почти 0,4 метра, при размахе крыльев почти в полметра. Масса этих птиц составляет не больше 200 граммов. В полете, сойка выглядит несколько больше, по сравнению с тем, когда она спокойно сидит на ветке.

12. Речная крачка - Речная крачка по размеру больше болотной, но меньше чайконосой. Ее спина окрашена в темно-серый цвет, брюшная часть – в серый. Голова имеет темную шапочку. Крылья этой птицы длинноватые, неширокие, хвост по форме напоминает вилку. По сравнению с полярным видом у этой разновидности хвост короче. У особей, обитающих в северо-восточных частях России, черный клюв. Речная крачка обитает в Палеарктике, живет в Северной Америке, в Европе, в России, в Африке, Турции, Пакистане.



13. Кряква (Anas platyrhynchos) принадлежит к семейству утиных (Anatidae) и представляет собой среднеразмерную водоплавающую птицу, немного более тяжелую, чем большинство других видов уток. Размер тела кряквы составляет 50–65 см, из которых около двух третей приходится на тело. Размах крыльев у этой птицы составляет 81–98 см, а вес колеблется от 0,72 до 1,58 кг. Стандартные измерения хорда крыла составляют от 25,7 до 30,6 см, длина клюва варьирует от 4,4 до 6,1 см, а длина лапок составляет от 4,1 до 4,8 см.

14. Сизая чайка (Larus canus) - Эта птица имеет схожесть с маевкой, но некоторые отличия между ними наблюдаются. Взрослые особи, в отличие от маевок, имеют белые пятна на черном рисунке крыльев. Сизая чайка, описание которой вы сейчас читаете, имеет тело длиной 40–43 см, размах крыльев данной красавицы составляет от 110 до 130 см, а масса тела варьируется от 270 до 480 грамм. Сизые чайки относятся к перелетному и кочующему виду. Распространены они в северной части Евразии, а также на территории Северной Америки.

15. Серая неясыть (Strix aluco) - это вид среднего размера совы, который распространен по всей Европе и Центральной Азии. В Москве этот вид включен в Красную книгу и отнесен к категории редкости 2. Ее основной добычей являются мышевидные грызуны, мелкие птицы, а иногда и насекомые. Покровительственный окрас взрослых особей серой неясыти обеспечивает ей практически полную невидимость, позволяя сливаться с корой деревьев. В природе встречаются два основных варианта окраски, или морфа: серый и рыжий.

16. Огарь - еще называют красной уткой из-за кирпично-красного цвета его оперения. Шея и голова этих птиц несколько светлее, чем туловище. Иногда встречаются особи с белой головой. Вся нижняя часть крыльев белая. Весит такая утка в пределах от 1 до 1,6 кг. Длина туловища 61-67 см, поэтому эту птичку считают крупной. Размах в крыльях составляет 1,21 – 1,45 м. Широкие и закругленные крылья отлично помогают утке при полете.


2.2. Использование контента МЭШ в образовательном процессе по биологии лиц с ОВЗ в школе «Технологии обучения»


Анализ примеров реализации идей инклюзивного образования в России, свидетельствует о том, что в современной системе российского образования налицо попытки создания специальной образовательной среды в массовой общеобразовательной школе. Речь идет не только о создании безбарьерной, доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ.

В арсенале современного учителя биологии есть средства при помощи, которых урок можно сконструировать так, что внимание будет уделено, как детям с ОВЗ, так и нормальным детям. С другой стороны, говорить о том, что сложилось полное методическое понимание инклюзивного обучения, что созданы все необходимые условия для реализации инклюзивной модели будет не верным. В данном направлении существует еще множество неразрешенных проблем и барьеров различного характера. Прежде всего, это проблемы ресурсного (методического) обеспечения процесса обучения детей с ОВЗ. В частности, говоря о цифровой образовательной среде по биологии для детей с ОВЗ, несмотря на ощутимый прогресс в данной сфере, она только формируется.

Безусловно, учителя биологии при формировании естествоведческих знаний у учащихся с ОВЗ могут использовать мультимидийные технологии, 3D графику для демонстрации различных природных объектов, иные информационные технологии. Но возникает вопрос их качества и адекватности применения.

Таким образом, пока еще педагогической практикой не разработано методологического обеспечения для обучения детей с ОВЗ предмету «биология». В качестве доказательства этого, а также подтверждения необходимости разработки методологических материалов, нами был проведен анализ контента библиотеки МЭШ для выстраивания образовательной траектории обучающихся с ОВЗ, которую бы мог использовать учитель биологии.

Атомарный контент МЭШ, в первую очередь, содержит больше материалов для детей «норма». Однако, библиотека МЭШ содержит раздел «Адаптированные предметы», включающий обучающие материалы разного характера, прежде всего, по восприятию, по образовательным направлениям, предназначенные непосредственно для обучающихся с ОВЗ. В рамках нашего исследования был проведен анализ содержания данного раздела. В результате были сделаны следующие выводы.


Во-первых, в данном разделе нет материалов для непосредственно предмета «биология», но собраны адаптивные материалы по таким темам, как «Мир природы и человека», «Ознакомление с окружающим миром», «Окружающий мир (Человек, природа общество)», «Природоведение». Сразу же хотелось отметить, что эти подразделы содержат не только материалы по биологии, растительном и животном мире. В них собраны также материалы касающиеся, например общества (что такое государство, народности, гигиена приготовления пищи, различные бытовые темы, основы социальной жизни (о профессиях) и пр.). По этой причине, для своего анализа мы отобрали лишь те материалы, которые как нам кажется, в наибольшей степени подошли бы для изучения предмета «биология» и могли быть использованы в урочной деятельности.

Во-вторых, во всех этих четырех подразделах в основном собраны адаптированные материалы для обучающихся начальной школы. Сюда включены сценарии урока (например «Птицы»), различные видео материалы (видео под названием «чем отличается сосна от ели»), тестовые задания. Однако, в начальной школе биология не изучается, как отдельный учебный предмет, ее основы входят в курс под названием «Окружающий мир» или «Природоведение». На этом этапе в качестве первостепенной цели выступает стимулирование общего познавательного интереса школьников к миру живой природы, ее объектам и процессам с точки зрения учета существующих взаимосвязей с другими природными компонентами.

В подраздел МЭШ «Ознакомление с окружающим миром», в котором также собраны адаптированные для детей с ОВЗ тестовые задания (подбери название растений, что такое почва, на лугу растут…, и пр.). Большое количество тестовых заданий в форме загадок. Исключением является как раз данный раздел

– в нем материалы уже встречаются не только для начальной школы, но и для 57 классов, в которых «биология» уже вводится в качестве отдельного предмета.

Безусловно, материалы, размещенные в вышеперечисленных разделах МЭШ, могут быть использованы учителем биологии при обучении детей с ОВЗ. Однако как видно на диаграммах, представленных ниже, в перечисленных разделах преобладают тестовые задания и обучающие материалы – атомики (аудио, видео).