Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды
1.3. Анализ сильных и слабых сторон
глава 2 Анализ внешней и внутренней среды эксплуатационного локомотивного депо Лоста
2.1 Характеристика предприятия
2.2. Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия
Глава 3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия
3.2 Оптимизация работы тендерного отдела в целях совершенствования ценообразования
3.3 Разработка политики снижения репутационных рисков в целях продвижения
Депо Лоста - одно из самых современных предприятий на сети АО «РЖД». Здесь используются передовые технологии для подготовки локомотивных бригад – в депо установлено несколько тренажеров – симуляторов работы машинистов, в том числе тренажер 3 поколения, максимально приближенный к реальности, и позволяющий, в том числе тренироваться в вождении сдвоенных поездов. Кроме того, в депо находится один из лучших в стране реабилитационный центр, в котором машинисты и помощники могут восстановить свое здоровье.
Эксплуатационное локомотивное депо Лоста, являясь структурным подразделением Северной дирекции тяги, не имеет собственного баланса. Предприятие работает на сметно-плановой основе.
Рис.2.1. Организационная структура управления эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды
2.2. Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия
В таблице 2.1 приведены основные экономические результаты Эксплуатационного локомотивного депо Лоста за 2017-2019 годы.
Таблица 2.1 - Основные экономические результаты Эксплуатационного локомотивного депо Лоста за 2017-2019 годы
Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год | Отклонения от 2019 к 2017 году, +/_ | Отклонения от 2019 к 2017 году, % |
Доход от оказания услуг, тыс. руб. | 786 741 | 787 740 | 750 245 | -36 496 | -4,64 |
Затраты на оказание услуг, тыс. руб. | 691 340 | 675 954 | 695 051 | 3 711 | 0,54 |
Чистый доход, тыс. руб. | 95 401 | 111 786 | 55 194 | -40 207 | -42,15 |
Численность персонала, чел. | 243 | 241 | 230 | -13 | -5,35 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 74 650 | 77 795 | 73 416 | -1 234 | -1,65 |
Производительность труда работников, тыс. руб. | 3 237,62 | 3 268,63 | 3 261,93 | 24 | 0,75 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 467800 | 456661 | 434518 | -33 282 | -7,11 |
Превышение доходов над расходами, % | 12,13 | 14,19 | 7,36 | -4,77 | - |
Данные таблицы 2.1 позволяют заключить, что объем доходов от оказания услуг по сервисному обслуживанию локомотивов за три года снизился на 36 496тыс. руб., а себестоимость услуг возросла на 3 711тыс. руб. Такая динамика обусловлена снижение заказов на ремонт и сервисное обслуживание локомотивного парка АО«РЖД», в связи с переводом части обслуживаемых составов на аутсорсинг, а также повышением стоимости деталей и материалов, используемых в процессе сервисного обслуживания и ремонта вследствие влияния инфляции.
Экономический кризис и рецессия в экономике России негативно отразились и на объеме грузо и пассажирских перевозок АО «РЖД», что не могло не сказаться на объемах сервисного обслуживания составов. Таким образом, если в 2017 году уровень превышения доходов сервисного локомотивного депо составлял 12,13%, то в 2019 году данный показатель сократился на 4,77%.
В целом, можно заключить, что Эксплуатационное локомотивное депо Лоста, снизило производственную эффективность за счет влияния субъективных факторов.
Целью развития локомотивного комплекса является повышение устойчивости и эффективности его работы, доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
-повышение эффективности работы локомотивного хозяйства;
-повышение инвестиционной привлекательности локомотивного хозяйства;
-обеспечение лидирующего положения на рынке транспортных услуг;
-повышение уровня координации деятельности при решении вопросов обеспечения устойчивой работы локомотивного хозяйства;
-совершенствование системы управления обеспечением безопасности движения;
-совершенствование технологического обеспечения производственных процессов, связанных с организацией ремонта, эксплуатации локомотивов и работой локомотивных бригад.
В соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, Уставом АО «РЖД» и Стратегической программой развития АО «РЖД» одним из основных видов деятельности который осуществляет компания - это предоставление услуг локомотивной тяги.
Исходя из этого, локомотивное хозяйство в целом должно остаться в составе материнской компании.
Важным направлением деятельности локомотивного комплекса станет оказание дополнительных услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и других сопутствующих перевозочной деятельности услуг. Данный вид бизнеса будет осуществляться в конкурентном сегменте рынка, в том числе дочерними компаниями.
Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:
- экономическая составляющая;
- правовая составляющая;
-политическая составляющая;
-социальная составляющая;
-технологическая составляющая;
-природно-географические факторы.
Наиболее популярным инструментом для анализа данных факторов является PEST – анализ. PEST – анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо Лоста проводился методом экспертных оценок в рамках написания работы. Экспертами выступали сотрудники Северной дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала АО «Российские железные дороги» в количестве 3 человек.
Данные анализа влияния факторов макросреды на деятельность компании представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ влияния факторов макросреды на деятельность компании
Факторы | Мера влияния | Итого | ||||||||||
Угрозы | Возможности | |||||||||||
-50 | -40 | -30 | -20 | -10 | +10 | +20 | +30 | +40 | +50 | |||
Политические факторы | ||||||||||||
Поддержка развития эксплуатационных локомотивных депо в рамках стратегического развития АО «РЖД» путем инвестиционных грантов со стороны государства | | | | | | | • | | | | +20 | |
Ужесточение требований к государственным корпорациям монопольного значения | | | | • | | | | | | | -20 | |
Санкционное давление и геополитические риски | | • | | | | | | | | | -40 | |
Итого | | | | | | | | | | | -40 | |
Экономические факторы | ||||||||||||
Рецессия экономики России | | | | • | | | | | | | -20 | |
Снижение спроса на пассажирские и грузовые перевозки | | | | • | | | | | | | -20 | |
Местные географо-экономические особенности | | | | | | | | | • | | +40 | |
Итого | | | | | | | | | | | +0 | |
Социальные факторы | ||||||||||||
Снижение квалифицир. кадров в отрасли | | | | • | | | | | | | -30 | |
Падение уровня доходов населения | | | | | • | | | | | | -10 | |
Имидж эксплуатационного локомотивного депо, как работодателя | | | | | | • | | | | | +10 | |
Итого | | | | | | | | | | | -20 | |
Технологические факторы | ||||||||||||
Рост уровня износа материально-технической базы и несовершенство технологий | | • | | | | | | | | | -40 | |
Развитие альтернативных видов транспорта и падение спроса на услуги железнодорожн. сообщения | | • | | | | | | | | | -40 | |
Итого | | | | | | | | | | | -80 |
На основе данных таблицы 2.2 составим Pest-анализ (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3 - PEST-анализ
Факторы политической компоненты | Мера влияния | Факторы экономической компоненты | Мера влияния |
1 | 2 | 3 | |
Ужесточение требований к государственным корпорациям монопольного значения | -20 | Рецессия экономики России | -20 |
Санкционное давление и геополитические риски | -40 | Снижение спроса на пассажирские и грузовые перевозки | -20 |
Поддержка развития эксплуатационных локомотивных депо в рамках стратегического развития АО «РЖД» путем инвестиционных грантов со стороны государства | +20 | Местные географо-экономические особенности | +40 |
Итого | -40 | Итого | 0 |
Факторы социальной компоненты | | Факторы технологической компоненты | |
Снижение квалифицированных кадров в отрасли | -30 | Рост уровня износа материально-технической базы и несовершенство технологий | -40 |
Падение уровня доходов населения | -10 | Развитие альтернативных видов транспорта и падение спроса на услуги железнодорожного сообщения | +40 |
Имидж эксплуатационного локомотивного депо, как работодателя | +10 | Итого | -80 |
Итого | -30 | Всего | -150 |
Как показал проведенный анализ, комплекс факторов макросреды негативно влияет на деятельность Эксплуатационного локомотивного депо Лоста, отражаясь на уровне спроса АО «РЖД», снижением качества материально-технического обеспечения, влияя на качество и количество вкладываемых инвестиционных ресурсов в развитие собственной сервисной компании. Руководству Дирекции тяги необходимо оптимизировать политику управления локомотивным хозяйством с наименьшими затратами, что приводит к отказу от услуг собственной сервисной организации, в пользу сторонних компаний. Оценим конкурентную среду Эксплуатационного локомотивного депо Лоста на рынке сервисного обслуживания и ремонта локомотивов.
В 2017 году, в связи с реформированием локомотивного хозяйства в целях создание конкурентной среды с привлечением разработчиков и изготовителей новых локомотивов, руководством АО «РЖД» принято решение о передаче части функций системы ремонта и технического обслуживания двум компаниям «ТМХ-Сервис» и «Синара-Сервис».
Договоры на полное сервисное обслуживание локомотивов, заключенные АО «РЖД» с сервисными компаниями предписывают обязанность последних согласовывать изменения, вносимые в конструкцию локомотива, а также связанные с этим изменения в технологических процессах, выполняемых при текущем техническом обслуживании и ремонте, с изготовителем локомотива и АО «РЖД».
В целях оценки конкурентных позиций Эксплуатационного локомотивного депо Лоста, как собственной сервисной организации и преимуществ применения аутсорсинга, в 2019 году было проведено исследование конкуренции на рынке методом бальной экспертной оценки.
Экспертами выступали сотрудники Северной дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала АО «Российские железные дороги» в количестве 5 человек.
Сервисные организации оценивались по следующим параметрам:
- скорость проведения плановых диагностических мероприятий;
- наличие материально-технической базы для эффективного проведения плановых диагностических и ремонтных мероприятий;
- квалификация персонала;
- ценовая политика;
- качество сервиса при оказании услуг проведения плановых диагностических и ремонтных мероприятий. Оценки выставлялись от по шкале от 1 до 5.
В таблице 2.4 приведена карта конкурентоспособности Эксплуатационного локомотивного депо Лоста и его основных конкурентов.
Таблица 2.4 - Карта конкурентоспособности Эксплуатационного локомотивного депо Лоста и его основных конкурентов
Показатель | Лоста | ТМХ-Сервис | Синара-Сервис |
Скорость проведения плановых диагностических мероприятий | 4 | 5 | 4 |
Наличие материально-технической базы для эффективного проведения плановых диагностических и ремонтных мероприятий | 4 | 5 | 5 |
Квалификация персонала | 3 | 4 | 5 |
Ценовая политика | 3 | 4 | 5 |
Качество сервиса | 3 | 4 | 4 |
Итого | 17 | 22 | 23 |