Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель STEP-анализа - выявление и оценка влияния важнейших факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. При этом устанавливаются события, не подконтрольные предприятию, но влияющие на результаты хозяйствования.


1.2. Анализ внутренней среды



Изучение микросреды предполагает анализ таких составляющих как: покупатели, поставщики, конкуренты. Данный анализ также направлен на определение потенциала организации.

Анализ покупателей как компоненты микроокружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет фирме лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать фирма, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе продажи. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие: [16, с.98]

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

  • объем закупок, осуществляемых покупателем, уровень информированности покупателя;

  • наличие замещающих продуктов;

  • чувствительность покупателя к цене, его ориентация на определенную марку, и т.п.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих фирму необходимыми ресурсами, от которых зависит эффективность работы организации, а также себестоимость и качество производимого фирмой продукта. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечили бы организации максимум силы.

При изучении поставщиков следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

  • стоимость поставляемого товара;

  • наличие гарантии качества поставляемого товара;

  • временной график поставки;

  • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.


Целью исследований конкурентов является выявление сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов, отличительных особенностей (отличия в клиентуре, методах обслуживания и т.п.), определений собственных позиций на рынке и, в конечном счете, улучшение конкурентоспособности предприятия.

1.3. Анализ сильных и слабых сторон



Исследования, направленные на определение возможностей предприятия (SWOT-анализ) включают определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия в их взаимодействии с потенциальными угрозами и возможностями внешней среды. Данный анализ желательно проводить в первую очередь.

При SWOT-анализе возможности определяются как обстоятельства, создающие предприятию условия производить новые действия: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить технологию, перестроить производственные и хозяйственные процессы и т.п. В свою очередь, угрозы - это то, что может нанести ущерб предприятию, его существующим преимуществам (например, появление новых товаров-заменителей и т.п.).

Необходимые данные можно установить при рассмотрении паспорта предприятия и других документов. Они обычно характеризуют основные виды деятельности, перечень выпускаемой продукции, ее ассортимент (с указанием принятых наименований), мощности предприятия, их загруженность и объем продаж в разрезе ассортимента, дают по объектную характеристику основных фондов (стоимости, возрастного состава, степени износа) и основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия (размер прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, состояние дебиторской и кредиторской задолженности) и т.п.

SWOT-анализ целесообразно проводить в несколько этапов с использованием несложных табличных форм.

На первом этапе перечисляются сильные и слабые стороны предприятия, благоприятные возможности и угрозы, например: [12]

  • сильные стороны: высокое качество продукции, помощь местной администрации, квалифицированный персонал;

  • слабые стороны: отсутствие новых видов продукции, слабый маркетинг, недостаток финансов;

  • угрозы: жесткая конкуренция, ожидание со стороны покупателей лучшего качества продукции, большего разнообразия ее ассортимента;

  • возможности: выпуск новых взаимозаменяемых материалов, замена устаревшего оборудования, расширение ассортимента продукции.


На следующем этапе анализа можно выполнить его количественную оценку при помощи большой экспертной оценки значимости установленного сочетания характеристик условий деятельности предприятия. Суммируя полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды, а также сравнить их. Такой анализ позволяет выявить приоритеты и на их основе определить весь ход дальнейшей диагностики.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается серд­цевиной стратегического управления. Определение стратегии - это отнюдь не составление плана действий. Определение страте­гии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдель­ным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении разви­ваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставлен­ных целей.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализа­ции стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, перево­дящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь. [13, с.164]

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управ­лении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;

  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

  • осуществление корректировки, если она необходима и воз­можна.




глава 2 Анализ внешней и внутренней среды эксплуатационного локомотивного депо Лоста


2.1 Характеристика предприятия



Дирекция тяги создана в соответствии с решением Совета директоров АО «РЖД» (протокол от 27 июля 2009 года №12), приказом АО «РЖД» от 31 июля 2009 года №161 «Об оптимизации организационно-функциональной структуры АО «РЖД» в области локомотивного хозяйства» и является филиалом АО «Российские железные дороги».

В собственности Дирекции находится более 20 800 единиц тягового подвижного состава.

Общая численность персонала превышает 144 000 человек.

Организационная структура включает в себя орган управления и 16 региональных дирекций тяги, которые охватывают всю территорию Российской Федерации. В состав региональных дирекций тяги входят 146 локомотивных депо.

В связи с реорганизацией локомотивного хозяйства АО«РЖД» на основании приказа № 156/Н от 15.06.09 локомотивное депо реорганизовано в эксплуатационное локомотивное депо Лоста-структурное подразделение отделения Северной железной дороги.  Позже при упразднении отделений Дирекция тяги выделена в отдельную вертикаль, куда и вошли эксплуатационные депо.

Эксплуатационное локомотивное депо Лоста-структурное подразделение Северной дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» основано в 2003 году.

Юридический адрес: 160025, г Вологда, Московское шоссе, д. 52.

В эксплуатационном локомотивном депо Лоста готовят бригады для составов, которые перевозят грузы и пассажиров в направлении Бабаево, Данилова, Буя и Коноши. Они же занимаются ремонтом и текущим содержанием локомотивов. Это одно из самых крупных железнодорожных предприятий такого профиля не только на Северо-Западе, но и в целом по стране.

При регистрации компании локомотивное депо Лоста-структурное подразделение северной дирекции тяги-структурного подразделения дирекции тяги-филиала открытого акционерного общества руководителем являлся — Начальник: Смертин Сергей Александрович.

На рисунке 2.1 отражена организационная структура управления эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды.

Приведенная организационная структура эксплуатационного локомотивное депо Лоста позволяет сделать вывод о том, что сервисная компания обладает линейно-функциональной структурой, состоящей из пяти линейных подразделений. Управление компании, на уровне Дирекции тяги, ограничивает самостоятельность компании во внешней среде.