Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

ООО «ИНФОУРОК»


Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)




Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации
МОДУЛЬ 2

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 2
«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»


Оглавление


Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет 3

1.Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3

2.Система педагогических наук 5

3.Методология и педагогическое исследование 6

Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки 8

1.Античный период развития педагогики 8

2.Эпоха Просвещения (XVIII в. – ХIX в.) 10

3.Развитие педагогики в XX в. 14

4.Свойства современного образования 17

Тема 3.  Педагогический процесс 20

1.Сущность и принципы педагогического процесса 20

2. Основные системы организации педагогического процесса 22

3.ФГОС 24

4.Методы и средства обучения 26

5.Контроль знаний 29

Тема 4. Теория воспитания 31

1.Сущность цели, содержание, организация воспитания 31

2.Методы воспитания 34

3.Принципы воспитания 35

Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации 36

1.Образовательные технологии 36

2.Роль педагога в реализации образовательных технологий 43

3.Психофизическое саморегулирование 46

Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере 48

Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения 49

Электронные ресурсы 49

Литература 49

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика» 50





Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет




  1. Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики


Педагогика - наука об образовании человека, изучающая процессы обучения, воспитания и развития личности.


Педагогическая наука – это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Три подхода (концепции) к педагогике.

1. Педагогика - междисциплинарная область человеческого знания.

2. Педагогика играет роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

3. Педагогика - это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объектом педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – это педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных организациях и др.). Функции педагогики - теоретическая и технологическая функции. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: описательном, или объяснительном, диагностическом, прогностическом. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, преобразовательный, рефлексивный.

Основные категории педагогической науки: образование, обучение, воспитание.

Образование является результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления. А также является необходимым условием подготовки человека к определенному виду деятельности.

Образование подразделяется:

  • по объему полученных знаний и уровню самостоятельного мышления (начальное, среднее, высшее);

  • по характеру направленности и образования (общее, профессиональное, политехническое).

Обучение – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учеников и учителей. В процессе обучения обучаемый усваивает знания

, умения, приобретает разнообразные навыки. Основу образования составляют:

  • знания – отражают объективную действительность в форме фактов, понятий и законов науки;

  • умения – позволяют целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность;

  • навыки – проявляются при выполнении действий, доведенных до совершенства посредством неоднократных упражнений.

Воспитание воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Педагогическое взаимодействиепредставляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.

Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования непосредственное общение педагога с учеником. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например, одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.

Педагогический процесспредставляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.


  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Система педагогических наук


В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  • общая педагогика - базовая дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека и разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях. Она содержит четыре раздела:

  • общие основы педагогики;

  • теория обучения;

  • теория воспитания;

  • управление образовательными системами.

  • возрастная педагогика – изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп:

  • преддошкольная (ясельная) и дошкольная педагогика;

  • педагогика школы;

  • педагогика высшей школы;

  • педагогика взрослых и андрогогика.

  • профессиональная педагогика: изучает закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;

  • история педагогики: исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий в различные исторические периоды;

  • сравнительная педагогика: анализирует и сравнивает образование в различных странах;

  • специальная (дефектология) - исследует закономерности воспитания и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья:

  • сурдопедагогика (слабослышащие и глухие);

  • тифлопедагогика (слабовидящие и слепые);

  • олигофренопедагогика (умственно отсталые);

  • логопедия (нарушение речи).

  • частные, или предметные, методики: исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждениях;

  • социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

  • лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.

  1. Методология и педагогическое исследование