Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ООО «ИНФОУРОК»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации
МОДУЛЬ 2
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ 2
«ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»
Оглавление
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет 3
1.Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3
2.Система педагогических наук 5
3.Методология и педагогическое исследование 6
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки 8
1.Античный период развития педагогики 8
2.Эпоха Просвещения (XVIII в. – ХIX в.) 10
3.Развитие педагогики в XX в. 14
4.Свойства современного образования 17
Тема 3. Педагогический процесс 20
1.Сущность и принципы педагогического процесса 20
2. Основные системы организации педагогического процесса 22
3.ФГОС 24
4.Методы и средства обучения 26
5.Контроль знаний 29
Тема 4. Теория воспитания 31
1.Сущность цели, содержание, организация воспитания 31
2.Методы воспитания 34
3.Принципы воспитания 35
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации 36
1.Образовательные технологии 36
2.Роль педагога в реализации образовательных технологий 43
3.Психофизическое саморегулирование 46
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере 48
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения 49
Электронные ресурсы 49
Литература 49
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика» 50
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
-
Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики
Педагогика - наука об образовании человека, изучающая процессы обучения, воспитания и развития личности.
Педагогическая наука – это многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Три подхода (концепции) к педагогике.
1. Педагогика - междисциплинарная область человеческого знания.
2. Педагогика играет роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.
3. Педагогика - это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Объектом педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – это педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных организациях и др.). Функции педагогики - теоретическая и технологическая функции. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: описательном, или объяснительном, диагностическом, прогностическом. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, преобразовательный, рефлексивный.
Основные категории педагогической науки: образование, обучение, воспитание.
Образование является результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления. А также является необходимым условием подготовки человека к определенному виду деятельности.
Образование подразделяется:
-
по объему полученных знаний и уровню самостоятельного мышления (начальное, среднее, высшее); -
по характеру направленности и образования (общее, профессиональное, политехническое).
Обучение – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учеников и учителей. В процессе обучения обучаемый усваивает знания
, умения, приобретает разнообразные навыки. Основу образования составляют:
-
знания – отражают объективную действительность в форме фактов, понятий и законов науки; -
умения – позволяют целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность; -
навыки – проявляются при выполнении действий, доведенных до совершенства посредством неоднократных упражнений.
Воспитание воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.
Педагогическое взаимодействиепредставляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.
Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования непосредственное общение педагога с учеником. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например, одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.
Педагогический процесспредставляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы – для чего, кого, чему и как учить. Общество передавало молодому поколению содержание накопленного человечеством социального опыта избирательно, т. е. различные социальные группы получали знания в области социальной культуры в разном объеме и разного характера. Современное общество заинтересовано в передаче всему подрастающему поколению всего содержания социального опыта. Целью обучения, направленного на разностороннее развитие личности, является обеспечение всем учащимся оптимального интеллектуального развития, сознательного и прочного усвоения знаний, овладения умениями пользоваться этими знаниями на практике. Эта цель выступает в единстве с целями воспитания, направленного на формирование личности во всей совокупности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Система педагогических наук
В настоящее время педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
-
общая педагогика - базовая дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитания человека и разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях. Она содержит четыре раздела:
-
общие основы педагогики; -
теория обучения; -
теория воспитания; -
управление образовательными системами.
-
возрастная педагогика – изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп:
-
преддошкольная (ясельная) и дошкольная педагогика; -
педагогика школы; -
педагогика высшей школы; -
педагогика взрослых и андрогогика.
-
профессиональная педагогика: изучает закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности; -
история педагогики: исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий в различные исторические периоды; -
сравнительная педагогика: анализирует и сравнивает образование в различных странах; -
специальная (дефектология) - исследует закономерности воспитания и обучения людей с ограниченными возможностями здоровья:
-
сурдопедагогика (слабослышащие и глухие); -
тифлопедагогика (слабовидящие и слепые); -
олигофренопедагогика (умственно отсталые); -
логопедия (нарушение речи).
-
частные, или предметные, методики: исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждениях; -
социальная педагогика, осуществляющая разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых; -
лечебная педагогика, разрабатывающая систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.
Таким образом, возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика в настоящее время представляет разветвленную систему педагогических знаний.
-
Методология и педагогическое исследование