Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
В процессе развития дидактики определены следующие формы обучения:
-
по количеству обучающихся:
-
индивидуальные – консультирование по проблемному вопросу, репетиторство, тьюторство; -
парные – взаимообучение, совместное целеполагание; -
групповые – работа в микрогруппах; -
коллективные –деятельность всего класса.
-
по месту проведения:
-
классический урок продолжительностью 45 минут; -
спаренный урок (90 мин); -
спаренный укороченный (70 мин).
-
по дидактическим целям:
-
теоретические; -
практические; -
трудовые; -
творческие; -
исследовательские; -
комбинированные.
Виды обучения:
-
объяснительно-иллюстрированное: преподнесение «готовых» знаний; -
проблемное: самостоятельный поиск знаний обучающимся, развитие творческого мышления и познавательной деятельности; -
программированное: информация подается небольшими порциями, потом предлагается проверочное задание для контроля.
-
ФГОС
Требования к содержанию образования в стране определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Они определяют обязательный минимум знаний по различным уровням подготовки по каждому предмету (закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6). Соблюдение стандартов обязательно для всех образовательных учреждений независимо от формы собственности.
Цель внедрения стандартов:
-
не допустить снижения уровня образованности граждан; -
создание равных условий для получения образования для всех типов учебных заведений; -
установление одинаковых для всех требований к знаниям, умениям и навыкам выпускников.
На основе стандарта измеряется качество обученности и проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Государственный образовательный стандарт является гарантией качества обучения.
На основе стандартов составляются учебные планы. Государство предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, в котором указываются федеральный, региональный и индивидуальный (для конкретного вуза, школы) компоненты по каждому направлению и уровню подготовки.
На основе компонентов учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии соблюдения образовательных стандартов. Это позволяет решить двуединую задачу: сохранение единого образовательного пространства в стране и создание условий для дифференцированного обучения, учитывающих специфические потребности отдельных контингентов обучаемых. Таким образом реализуется важнейший принцип социального развития: единство в многообразии.
Рабочий учебный план — основной документ учебного заведения, который определяет общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов.
Учебная программа является основным руководящим документом для работы преподавателя. Разрабатывается кафедрами вузов, предметными объединениями школ, составляется на основе госстандарта по каждому из предметов, входящих в учебный план, и содержит:
-
введение с изложением целей изучения данного предмета; -
основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых; -
тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий; -
перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемой литературы; -
перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы; -
данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия) и о формах контроля.
Учебник создается в соответствии со стандартом и программой по данной дисциплине, удостоверяется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Современный учебник представлен в печатной и в электронной форме. Электронные учебники, так называемые компьютерные обучающие программы (КОПРы), особенно широко используются в дистанционной форме обучения в виде дисков и сайтов Интернета.
Учебник выполняет несколько функций:
-
информационную: представление объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа; -
обучающую: управление познавательными действиями обучаемого (в учебнике даются вопросы, упражнения, задания); -
контрольную: контролирующие тесты, контрольные работы и т.п.
Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются такие виды учебной литературы, как справочники, книги для дополнительною чтения, атласы, сборники задач и упражнений и т.п.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Методы и средства обучения
Для достижения целей образования используют методы обучения – способы совместной деятельности учителя и обучающихся, в результате которых реализуется процесс усвоения обучающимся содержания образования.
Метод обучения– это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины – усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX–XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название «учение через деятельность», основанная на практических методах обучения.
Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. Специфика метода обучения состоит в том, что обучающийся одновременно является и объектом воздействия учителя, и субъектом, самостоятельно осуществляющим деятельность.
Функции, которые определяют роль и место метода в процессе обучения:
-
обучающая: посредством метода достигается цель обучения; -
развивающая: метод обуславливает определенные этапы развития; -
воспитывающая; -
побуждающая: метод является стимулятором познавательной деятельности; -
контрольно-коррекционная: с помощью всех методов проводится диагностика результатов процесса обучения.
Методы обучения можно классифицировать по определенным признакам:
-
по источнику получения:
-
словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия, проблемный диалог, работа с книгой); -
практические (упражнения, лабораторные и практические работы); -
наглядные (иллюстрации, демонстрации).
-
по характеру познавательной деятельности:
-
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение (знания обучающийся получает в «готовом» виде); -
эвристические (знания обучающийся добывает самостоятельно, часть знаний дается в «готовом» виде, педагог организует поиск новых знаний,); -
исследовательские (обучающийся самостоятельно добывает знания, выбирает способы достижения результатов, роль педагога – оперативное управление).
-
по логике изложения содержания:
-
индуктивный; -
дедуктивный.
-
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (учебная дискуссия, работа с книгой, видеометод, метод обучающей игры); -
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (поощрение, убеждение, награда, положительный пример).
-
методы контроля и самоконтроля в обучении:
-
устный (индивидуальный и фронтальный опрос); -
письменный (контрольные работы, письменные зачеты, сочинения, изложения, диктанты); -
лабораторно-практический (проверка умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием); -
программированный (обладает высокой степенью объективности); -
самоконтроль (проверка умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием).
-
интерактивные методы.
Методы обучения согласно ФГОС должны быть активные и интерактивные, ориентироваться на деятельность с объектом, на развитие личности обучающегося. К таким методам относятся:
-
проблемный диалог; -
побуждающий диалог; -
подводящий диалог; -
метод проектов; -
метод рефлексивной самоорганизации; -
кейс-метод; -
метод развития критического мышления через чтение и письмо; -
деловая игра; -
эвристический метод; -
метод модульного обучения; -
исследовательский метод.
Педагог на уроках проблемно-диалогического характера с помощью побуждающего или подводящего диалога помогает обучающимся поставить учебную проблему, формирует познавательную мотивацию, организует поиск решения.
Метод проектов включает в себя исследовательские, творческие методы и приемы обучения. При этом обучающиеся объединяются в группы для самостоятельного анализа заданной ситуации и нахождения решения проблемы.
При использовании метода рефлексивной самоорганизации формируется способность к самоорганизации в учебной деятельности.
При использовании кейс-метода предлагается обучающимся проанализировать ситуацию, выяснить суть проблемы, выбрать лучший вариант решения.
Метод развития критического мышления через чтение и письмо направлен на развитие критического мышления, формирование навыков работы с информацией. При этом достигаются такие результаты обучения, как: умение работать с информацией в различных предметных областях; формулировать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать и отстаивать собственное мнение; четко выражать свои мысли; умение сотрудничать и работать в группе.
Создание ситуации выбора и принятия решения лежит в основе деловой игры. При этом воспроизводятся условия, близкие к реальной действительности. Этот метод можно использовать на различных этапах учебного процесса.
Эвристический метод включает разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, ролевых игр.
В исследовательском методе учитель формирует проблему, а задача учеников организовать исследовательскую работу.
В модульном методе обучения содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули.
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, предметы естественной природы, которые используются в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения образовательных целей.
Средства обучения должны соответствовать реальному объекту или явлению, возрасту, уровню развития и обученности детей, должны быть эстетически оформлены.
Материальные средства обучения (учебные здания с оборудованными кабинетами, библиотеками, помещениями для преподавателей, спортивными сооружениям, столовыми и т.д.). Организационные средства (дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная). Средства обучения отдельным предметам: словесные, визуальные средства, аудиальные, средства автоматизации процесса обучения, а также учебно-методические материалы.