Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы воспитания


Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:

  • организации воспитательной среды;

  • создания условия для самоорганизации их жизни;

  • психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение;

  • стимулирования их деятельности;

  • инициации процесса самовоспитания.

Наиболее традиционными методами организации воспитательного процесса в педагогической теории и практике принято считать методы убеждения, упражнения, личного примера, поощрения, принуждения.

Метод убеждения:

  • убеждение словом: доказательство, опровержение и разъяснение, средство - логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Свойство - конкретность, наглядность, смысловое эмоциональное содержание;

  • убеждение делом: убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; формы убеждения - поступки и действия воспитанников и воспитателя, оперативные события окружающей действительности.

Метод упражнения: организации повседневной жизни, процесса обучения, позволяет накапливать опыт адекватного поведения в обществе; развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения.

Метод примера: целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров; при этом создается основа для формирования коммуникативного поведения, средств самовоспитания.

Метод поощрения: внешнее активное стимулирование для закрепления достигнутых результатов, побуждения к активной, инициативной творческой деятельности, проявления способности критически оценивать свои поступки.

Метод принуждения
: система мер, применяемая для побуждения воспитанников к выполнению неких обязанностей вопреки желанию; формы принуждения: категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание.

Выбирая методы, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

  1. Принципы воспитания


Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем, чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.



Шесть основных принципов:

  • связи с жизнью и трудом;

  • формирования в единстве сознания и поведения;

  • воспитания в коллективе и через коллектив;

  • единства требований и уважения к личности воспитанника;

  • последовательности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий;

  • соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.



Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации

  1. Образовательные технологии


Педагогическая технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Метод обучения - это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

Педагогические технологии можно классифицировать:

  • по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные), локальные (модульные);

  • по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

  • по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

  • по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

  • по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

  • по доминированию целей и решаемых задач;

  • по применяемой форме организации обучения.

Толчком в развитии педагогических технологий послужили достижения педагогической, психологической и социальных наук,
передовой педагогический опыт в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Выбор педагогических технологий определяется характером педагогических задач.

Преобладающей технологией в школах мира является традиционная технология, основоположник Я. А. Коменский. Сущность данной технологии заключается в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Цель - воспитание личности с заданными свойствами. Методы обучения — объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание. Критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного.


Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены - признаки классно-урочной системы.

В советской педагогике цели обучения определялись так:

  • формирование системы знаний, овладение основами наук;

  • формирование основ научного мировоззрения;

  • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

  • воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за
    светлое будущее всего человечества;

  • воспитание сознательных и высокообразованных людей,
    способных к физическому и к умственному труду.

В современной массовой российской школе цели несколько изменились — удалена идеологизация, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но модель представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Роль учителя сводится к объяснению нового материала, проверки знаний.

Преимущества данной технологии: экономичность,
облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает эффективное управление образовательно-воспитательным процессом; организационная четкость.

Недостатки: однообразие; слабо развивает мыслительный потенциал учащихся; отсутствие самостоятельности; слабая речевая деятельность ученика; отсутствие индивидуального обучения.

Отличительный признак игровой технологии - это четко поставленная цель обучения. Функции игровой технологии:

  • социокультурное: становление личности, усвоение знаний, духовных норм и ценностей общества;

  • межнациональная коммуникация: возможность моделирования разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликта;

  • самореализация человека: раскрытие возможностей и проблем у человека, моделирование их снятия;

  • коммуникативная: вводит учащегося в реальную жизненную ситуацию;

  • диагностическая: проявляется интеллект, творческий потенциал;

  • развлекательная: стабилизация личности, реализация ее возможностей.

Мотивы использования игровой формы обучения:

  • общения:

  • учащиеся учатся общаться, учитывают мнение товарищей;

  • укрепление межличностных отношений;