Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
Основные идеи его обучения:
-
всеобщее обучение; -
включение в учебный процесс практических знаний, элементов трудовой деятельности; -
обеспечение последовательности, систематичности образования; -
обучение должно быть не только словесным, вербальным, но и наглядным, не только рациональным, но и эмоциональным; -
изложил основные требования к учебнику; -
сформулировал основные требования к учителю; -
внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения.
Яркими представителями французского Просвещения были Франсуа Вольтер (1694 – 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Клод Анри Гельвеций, Дени Дидро, Этьен Кондильяк (1715 – 1780).
В то время существовали два взгляда на природу человека:
-
общественный, возникающий у человека в результате его общественной жизни; -
индивидуальный, естественный, даваемый людям от рождения.
С древних времен на Руси было единство православия и педагогики, Задачей, которая ставилась в это время, было помочь человеку овладеть мудростью христианского смирения и любви к Богу. Обучение грамоте играло второстепенную роль. Проблемы познания и обучения нашли свое отражение в трудах древнерусских мыслителей (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др.). С ХVII века начинается проникновение европейской образованности, осмысление природы человека, усиливается внимание к рациональной познавательной деятельности.
В это время на Руси происходят большие преобразования. При Петре I внедряются западный образ жизни культурные ценности, которые влекут за собой изменение педагогических традиций. К середине XVIII в. каждое учебное заведение предназначается для определенного сословия. Контроль над образованием переходит государству.
Неоценимый вклад в развитие педагогической науки внесли Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), Николай Иванович Новиков (1744 – 1818), Александр Николаевич Радищев А. Н. (1749-1802).
Ломоносов М. В. выдвинул в качестве ведущего принцип научности; Новиков Н. И. впервые в русской педагогической литературе педагогику объявил наукой. Определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На основе их сочетания возможно формирование человека и гражданина; Радищев А. Н. выдвигал идеи гражданского воспитания
, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным для дворян и для крестьян;
XIX в. страны Западной Европы и США вступают с новую стадию общественно-экономических отношений. Необходимо научно-техническое перевооружение производства. Остро ставятся вопросы о целях воспитания подрастающего поколения.
Реформаторские течения можно разделить на три группы:
-
индустриально-образованный пролетариат; -
«хозяин жизни» - предприниматель, достигающий своих целей любым путем; -
«средний» человек, который приспосабливается к окружающим его условиям жизни.
Требуется обновление школы и педагогической науки. Появляются такие течения как «прагматическая педагогика», «экспериментальная педагогика», «теория свободного воспитания», «трудовая школа», педагогика «действия» и др. Несмотря, на все многообразие этих течений, у них есть общее во взглядах на учебно-воспитательный процесс:
-
идея развивающего обучения: умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования; -
признание необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, развитие его познавательного интереса, способности и самостоятельности; -
выступление против засилья формализма, догматизма и применения телесных наказаний в традиционной школе; -
соединение умственного и физического труда.
В 90-е годы XIX в. в американских научных школах зарождается «философия прагматизма». Лидер теории философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859 – 1952). Главная идея его теории: воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Главный вопрос – как получить практически важный эффект. Главное достижение – know how (знаю как).
Яркие представители экспериментальной педагогики: немецкий педагог Э. Мейман, французский педагог А. Бине, американский – Э. Торндайк. Основная идея: прогресс в развитии, воспитании и обучении ребенка может быть достигнут на основе использования положительных и достоверных фактов, которые должны дополнительно проверяться опытным экспериментальным путем.
Последователей теории «свободного воспитания» объединяли непринятие традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Главную роль в воспитании они видели в проявлении детских эмоций и накоплению личного опыта.
В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы новой школы. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в
решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования.
Подлежали государственному контролю все учебные заведения. В течение
XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:
-
неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии; -
муниципальные коллежи и лицеи во Франции; -
академии и дополнительные учебные заведения (high school) в США.
В России происходит реформа четырех ступеней образования: начальной, средней и высшей школы, демократизация образования, поиск модели русской национальной школы.
В 1802 г. образовывается министерство народного просвещения, цель которого «воспитание юношества и распространения наук». Структуру системы образования в начале XIX в. определили «Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».
В 1860 г. идет подготовка новой школьной реформы – издается «Положение о женских училищах».
В 1864 г. проходит реформа системы начального образования.
Широко известны труды русских деятелей В. Г. Белинского (1811—1848), Н. Г. Чернышевского (1828—1889), К. Д. Ушинского (1824—1870), Н. И. Пирогова (1810 – 1881),Н.Я. Данилевского (1822-1885).
Белинский В. Г. - цель воспитания видел в отмене крепостничества и царизма.
Чернышевский Н.Г. - важнейшее условие становления личности – необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей.
Ушинский К. Д. - великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда». Религию понимал как залог нравственной чистоты. Ведущим принципом обучения К.Д. Ушинский считал выработку у учеников навыков для их самостоятельного приобретения. Подчеркивая роль и значимость личности учителя, педагог обращал внимание на необходимость развития и активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Цивилизационный подход (теория культурно-исторических типов) к пониманию истории человечества был впервые выдвинут Н. Я. Данилевским в работе «Россия и Европа». Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, но при этом могут подвергаться определенным культурным влияниям. Каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Развитие педагогики в XX в.
К основным причинам, которые повлияли на изменения в системе образования ХХ в., относятся:
-
быстрые темпы развития общества; -
переход к информационному обществу; -
появление проблем, которые решаются в рамках международного сотрудничества; -
демократизация общества; -
развитие экономики, увеличение сферы квалифицированного труда; -
возрастающий объем знаний, навыков, умений; -
рост педагогических центров.
В XX веке изменяются качество и структура университета и университетского образования, тип научности и научно-исследовательской деятельности. Традиционные дисциплины (философия, математика, физика, биология, медицина) дополняется новыми науками (психологией, генетикой, социологией, биофизикой, информатикой) и различными формами интеграции (философия образования, педагогическая психология, физическая химия).
В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена
программа естественнонаучного среднего образования.
Макаренко А. С. (1888 – 1939) - разработал методики трудового и семейного воспитания. Целью воспитания по Макаренко: подготовка патриотов, образованных людей, квалифицированных работников с чувством
долга, чести, дисциплинированных, стойких, бодрых, жизнерадостных; «воспитание в коллективе и через коллектив».
В 50-е года ХХ столетия В. А. Сухомлинский создал педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов преподавательской активности. Во главу он ставил личность ребёнка – главная ценность в воспитательном и образовательном процессе.