Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • моральные: каждый участник проявляет свои знания, умения, свой характер;

  • познавательные:

  • окончание игры стимулирует учащегося к победе;

  • результат зависит от возможностей самого игрока;

  • успех создает благоприятный фон для развития познавательного интереса, поражение – стимулирует познавательную деятельность.


Учитывая позицию ребенка в образовательном процессе, можно выделить технологию личностно-ориентированного обучения, а точнее индивидуально-ориентированного. К ней относится технология полного усвоения знаний.

Технология полного усвоения (авторы Дж. Кэрролл, Б. Блюм) устанавливает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. Цель – разностороннее, свободное, творческое развитие. Критерием полного усвоения является факт достижения планируемых результатов обучения всеми учащимися. Для достижения результатов учитель определяет цели:

  • знание;

  • понимание;

  • применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;

  • обобщение и систематизация;

  • оценка значения объекта изучения.


Неоценимый вклад на становление идей технологии развивающего обучения внесли психологи и педагоги Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие др.

Принципы развивающего обучения:

  • проблемность обучения;

  • развитие различных видов мыслительной деятельности;

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Л. С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Организованный диалог, коллективный способ обучения, работа в парах – все это составляет технологию коллективного взаимообучения. Авторы этой технологии: А. Г. Ривин, В. В. Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов и др.

При использовании этой технологии необходима подготовка: подбор учебного материала (учебный текст, дополнительная и справочная литература по теме), подготовка учащихся (сформированность универсальных учебных действий).

Этапы коллективного взаимообучения:


  • каждый участник прорабатывает свою часть текста;

  • обменивается знаниями с партнером;

  • прорабатывается воспринимаемая информация.

Положительные моменты: каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность за результаты коллективного труда, формируется коллективная самооценка личности.
Традиционная форма обучения не может обеспечить полноценного развития каждого ученика: у каждого свои интересы, потребности, мотивы – все эти особенности трудно учитываются. Технология разноуровневого(дифференцированного)обучения предусматривает деление на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на базовом (определяется государственным стандартом) и вариативном (творческом) уровне.

При дифференцированном обучении происходит:

  • создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности;

  • организация самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

  • полное усвоение базового компонента содержания образования;

  • контроль усвоения учебного материала: текущий, вводный, итоговый).

Варианты дифференцированного обучения:

  • распределение по классам разного уровня: на основе предварительной диагностики;

  • внутри класса (среднее звено): на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

  • профильное обучение в старших классах: организовано на основе рекомендаций учителей, родителей, самоопределения школьника.


Формирование новых знаний, умений и навыков, развитие способности, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и др. личностно значимых качеств происходит с применением технологии проблемного обучения. Основоположники этой технологии
Коменский Я. А., Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь, К.Д. Ушинский.

При таком подходе к обучению учитель ставит перед учеником «проблемную ситуацию», побуждает у него желание найти способ ее решения. В этом состоит важность технологии.

Проблемное обучение – это вид обучения, при котором учитель обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением «готовых» знаний. Выделяют три формы проблемного обучения:



  • проблемное изложение: поставив проблему, учитель излагает путь ее решения; низкая форма самостоятельности обучающегося;

  • частично-поисковая: преподаватель с помощью наводящих вопросов побуждает обучаемого к активному поиску решения проблемы;

  • исследовательская деятельность: самостоятельный поиск учеником решения проблемы; высокая самостоятельность обучающегося.


В начале 60-х гг. XX в. в странах США и Западной Европы большую популярность приобретает технология модульного обучения. В отечественной дидактике основы этой технологии разрабатывали П. Юцявичене и Т. И. Шамова. Идея этого метода состоит в том, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с индивидуальной учебной программой. Функции преподавателя: консультирует, координирует, контролирует.

Содержание обучения разделяется на модули, которые содержат: план действий, банк информации, методическое руководство по достижению результатов.

Метод «погружения в предмет» лежит в основе технологии концентрированного обучения. Разрабатывалась и использовалась
П. Блонским, В. Ф. Шаталовым, М. П. Щетининым, А. Тубельским и др. Психологическое обоснование этой технологии дано Г. Ибрагимовым. Они считали, что при традиционном методе обучения частая смена предметов в течение дня не позволяет углубиться в предмет, и полученная информация на одном занятии до следующего урока забывается. Поэтому предлагается уроки объединить в блоки. В течение некоторого времени (дня, недели) сокращается количество изучаемых дисциплин и все силы отдают определенному предмету. При этом усвоенный на уроке материал закрепляется в этот же день, т. е. позволяет основательно «погрузиться» в предмет.
Под информационными технологиями обучения понимают технологии, которые используются специальные технические средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Компьютерные средства обучения интерактивные, их можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении повторении, контроле ЗУН.

Компьютеризация обучения требует от всех участников учебного процесса компьютерной грамотности: знание основных понятий информатики, функциональной возможности компьютерной техники, знание операционных систем с их основными командами.

Работа учителя сводится к следующим функциям:


  • организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

  • организация внутриклассной активизации и координации;

  • индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком;

  • подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Компьютер может выполнять одновременно функции учителя, рабочего инструмента и объекта изучения. Компьютер можно использовать как источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля. С его помощью можно подготовить тексты и их хранить; оформить полученные результаты, моделирование различных процессов. Можно организовать досуг: игровые программы, компьютерные игр по сети, компьютерное видео.
В середине XX в. внедряется в практику технология программированного обучения, цель которой состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.

Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью обучающих средств (электронного учебника).

Признаки технологии программированного обучения:

  • разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;

  • алгоритм выполнения действий, направленных на усвоение каждой части;

  • проверка усвоения каждой части: При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает следующие задания; при неправильном – учащемуся оказывается помощь;

  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий.



Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа, которая определяет последовательность действий.
В начале XXI в. широкое распространение приобрела технология дистанционного образования - получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных систем коммуникации (электронная почта, телевидение, Интернет). Такой вид технологии открывает возможности обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья
, тем, кто не может учиться очно. Учебный материал передается в электронном или печатном виде.

Технология дистанционного обучения учитывает индивидуальные способности, потребности, занятость обучающегося. Изучать учебный материал можно в любой последовательности и в любом темпе. Есть возможность использования традиционных форм обучения. Лекции записываются на USB-накопитель, применение гипертекста, мультимедиа и др. делает лекции наглядными. Одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины являются консультации. При этом можно использовать телефон, электронную почту, социальные сети. Консультации оценивают личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.

В помощь преподавателю для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала можно использовать современную технику. Например, при выполнении лабораторных работ требуется специальное оборудование, макеты, имитаторы, тренажеры, химические реактивы и т. д. Задача упрощается при использовании мультимедиа-технологий, ГИС-технологий (географические информационные технологии), имитационного моделирования и т. д.
  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12