Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
-
моральные: каждый участник проявляет свои знания, умения, свой характер; -
познавательные:
-
окончание игры стимулирует учащегося к победе; -
результат зависит от возможностей самого игрока; -
успех создает благоприятный фон для развития познавательного интереса, поражение – стимулирует познавательную деятельность.
Учитывая позицию ребенка в образовательном процессе, можно выделить технологию личностно-ориентированного обучения, а точнее индивидуально-ориентированного. К ней относится технология полного усвоения знаний.
Технология полного усвоения (авторы Дж. Кэрролл, Б. Блюм) устанавливает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. Цель – разностороннее, свободное, творческое развитие. Критерием полного усвоения является факт достижения планируемых результатов обучения всеми учащимися. Для достижения результатов учитель определяет цели:
-
знание; -
понимание; -
применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации; -
обобщение и систематизация; -
оценка значения объекта изучения.
Неоценимый вклад на становление идей технологии развивающего обучения внесли психологи и педагоги Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие др.
Принципы развивающего обучения:
-
проблемность обучения; -
развитие различных видов мыслительной деятельности; -
индивидуализация и дифференциация обучения; -
формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Л. С. Выготский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Организованный диалог, коллективный способ обучения, работа в парах – все это составляет технологию коллективного взаимообучения. Авторы этой технологии: А. Г. Ривин, В. В. Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов и др.
При использовании этой технологии необходима подготовка: подбор учебного материала (учебный текст, дополнительная и справочная литература по теме), подготовка учащихся (сформированность универсальных учебных действий).
Этапы коллективного взаимообучения:
-
каждый участник прорабатывает свою часть текста; -
обменивается знаниями с партнером; -
прорабатывается воспринимаемая информация.
Положительные моменты: каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность за результаты коллективного труда, формируется коллективная самооценка личности.
Традиционная форма обучения не может обеспечить полноценного развития каждого ученика: у каждого свои интересы, потребности, мотивы – все эти особенности трудно учитываются. Технология разноуровневого(дифференцированного)обучения предусматривает деление на группы, каждая из которых овладевает программным материалом на базовом (определяется государственным стандартом) и вариативном (творческом) уровне.
При дифференцированном обучении происходит:
-
создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности; -
организация самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях; -
полное усвоение базового компонента содержания образования; -
контроль усвоения учебного материала: текущий, вводный, итоговый).
Варианты дифференцированного обучения:
-
распределение по классам разного уровня: на основе предварительной диагностики; -
внутри класса (среднее звено): на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов; -
профильное обучение в старших классах: организовано на основе рекомендаций учителей, родителей, самоопределения школьника.
Формирование новых знаний, умений и навыков, развитие способности, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и др. личностно значимых качеств происходит с применением технологии проблемного обучения. Основоположники этой технологии
Коменский Я. А., Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь, К.Д. Ушинский.
При таком подходе к обучению учитель ставит перед учеником «проблемную ситуацию», побуждает у него желание найти способ ее решения. В этом состоит важность технологии.
Проблемное обучение – это вид обучения, при котором учитель обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением «готовых» знаний. Выделяют три формы проблемного обучения:
-
проблемное изложение: поставив проблему, учитель излагает путь ее решения; низкая форма самостоятельности обучающегося; -
частично-поисковая: преподаватель с помощью наводящих вопросов побуждает обучаемого к активному поиску решения проблемы; -
исследовательская деятельность: самостоятельный поиск учеником решения проблемы; высокая самостоятельность обучающегося.
В начале 60-х гг. XX в. в странах США и Западной Европы большую популярность приобретает технология модульного обучения. В отечественной дидактике основы этой технологии разрабатывали П. Юцявичене и Т. И. Шамова. Идея этого метода состоит в том, чтобы обучающийся самостоятельно мог работать с индивидуальной учебной программой. Функции преподавателя: консультирует, координирует, контролирует.
Содержание обучения разделяется на модули, которые содержат: план действий, банк информации, методическое руководство по достижению результатов.
Метод «погружения в предмет» лежит в основе технологии концентрированного обучения. Разрабатывалась и использовалась
П. Блонским, В. Ф. Шаталовым, М. П. Щетининым, А. Тубельским и др. Психологическое обоснование этой технологии дано Г. Ибрагимовым. Они считали, что при традиционном методе обучения частая смена предметов в течение дня не позволяет углубиться в предмет, и полученная информация на одном занятии до следующего урока забывается. Поэтому предлагается уроки объединить в блоки. В течение некоторого времени (дня, недели) сокращается количество изучаемых дисциплин и все силы отдают определенному предмету. При этом усвоенный на уроке материал закрепляется в этот же день, т. е. позволяет основательно «погрузиться» в предмет.
Под информационными технологиями обучения понимают технологии, которые используются специальные технические средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Компьютерные средства обучения интерактивные, их можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении повторении, контроле ЗУН.
Компьютеризация обучения требует от всех участников учебного процесса компьютерной грамотности: знание основных понятий информатики, функциональной возможности компьютерной техники, знание операционных систем с их основными командами.
Работа учителя сводится к следующим функциям:
-
организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль); -
организация внутриклассной активизации и координации; -
индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком; -
подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютер может выполнять одновременно функции учителя, рабочего инструмента и объекта изучения. Компьютер можно использовать как источник учебной информации, наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля. С его помощью можно подготовить тексты и их хранить; оформить полученные результаты, моделирование различных процессов. Можно организовать досуг: игровые программы, компьютерные игр по сети, компьютерное видео.
В середине XX в. внедряется в практику технология программированного обучения, цель которой состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.
Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью обучающих средств (электронного учебника).
Признаки технологии программированного обучения:
-
разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части; -
алгоритм выполнения действий, направленных на усвоение каждой части; -
проверка усвоения каждой части: При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает следующие задания; при неправильном – учащемуся оказывается помощь; -
фиксирование результатов выполнения контрольных заданий.
Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа, которая определяет последовательность действий.
В начале XXI в. широкое распространение приобрела технология дистанционного образования - получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных систем коммуникации (электронная почта, телевидение, Интернет). Такой вид технологии открывает возможности обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья
, тем, кто не может учиться очно. Учебный материал передается в электронном или печатном виде.
Технология дистанционного обучения учитывает индивидуальные способности, потребности, занятость обучающегося. Изучать учебный материал можно в любой последовательности и в любом темпе. Есть возможность использования традиционных форм обучения. Лекции записываются на USB-накопитель, применение гипертекста, мультимедиа и др. делает лекции наглядными. Одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины являются консультации. При этом можно использовать телефон, электронную почту, социальные сети. Консультации оценивают личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.
В помощь преподавателю для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала можно использовать современную технику. Например, при выполнении лабораторных работ требуется специальное оборудование, макеты, имитаторы, тренажеры, химические реактивы и т. д. Задача упрощается при использовании мультимедиа-технологий, ГИС-технологий (географические информационные технологии), имитационного моделирования и т. д.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12