Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
Роль педагога в реализации образовательных технологий
В XXI в. инновационные технологии активно внедрились в нашу жизнь. На человека постоянно воздействуют средства массовой информации и Интернет. Увеличивающийся объем информации и постоянное ее обновление влияют на все стороны нашей жизни. Молодежь становится более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, способна воспринимать большое количество информации и одновременно выполнять другие действия. Происходят изменения в мировоззрении, в процессе социализации молодежи, в развитии другого сознания, других ценностей и морали; теряется ценность духовного общения – оно все чаще сводится к общению через соцсети.
Для современной молодежи роль системы образования в процессе формирования личности становится все менее значимой. Стала очевидной необходимость переосмысления существующих методов, средств, технологий обучения.
В начале XXI в. вводится федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения, цель которого - развитие универсальных учебных умений (УУД). УУД – совокупность способов действий и навыков учебной работы, которые обеспечивают учащегося возможностью самостоятельно развиваться. Функции УУД:
-
обеспечение возможности ученика самостоятельно осуществлять учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; -
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации, готовность к непрерывному образованию; -
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Согласно ФГОС педагог должен научить обучающихся добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление, заинтересовать ученика, спроектировать его образовательную среду, научить ребёнка самому находить необходимые знания, создать условия для развития его личности. Большую помощь в этой работе может оказать применение компьютерных технологий через игру, обучение, конструирование, художественное творчество.
В таких условиях возрастает роль педагога в реализации современных образовательных технологий. Учитель должен адаптироваться к современным условиям; его работа может быть эффективной, если он профессионально компетентен, имеет научно-теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей обучающихся, оказывать им необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие их действия, умеет планировать свою педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. меняется характер его педагогической деятельности. Учитель становится организатором обучения, навигатором в мире информации, модератором учебной деятельности. Современные образовательные стандарты требуют от специалиста высокого и качественного уровня выполнения работы и постоянной актуализации, обновлений знаний и умений в конкретной области.
Для повышения эффективности педагогической деятельности учитель должен обладать такими качествами, как целенаправленность, энергичность, коммуникабельность, твердостью воли, честность, активность, способность к саморегуляции, сформированное педагогическое сознание. Большую роль в этом играет профессиональное самосовершенствование посредством самообразования.
Профессиональное самосовершенствование педагога заключается в осознанном, целенаправленном процессе повышения своей профессиональной компетентности, развитии своих профессиональных качеств. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить копилку своих знаний, найти эффективные приемы развивающей и коррекционной работы с учениками и родителями,овладеть диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование требует проведение самоанализа – изучение педагогом результатов своей деятельности, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Дает полное представление о работе педагога и результативности его деятельности.
Немаловажна и самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств.
Выделяют следующие виды самооценки:
-
прогностическая самооценка - оценка будущих достижений; -
актуальная самооценка - оценка педагогом своих сегодняшних возможностей; -
ретроспективная самооценка - оценка вчерашних достижений; -
рефлексивная самооценка - предполагаемая оценка себя со стороны других; -
социальная самооценка - это оценка педагогом самого себя, относительно своего места среди других людей: коллег, учащихся, родителей.
Оценка коллег тоже является значимой для преподавателя, т.к. выражает отношение профессионалов.
Результаты самооценки и оценки коллег позволяют выявить отрицательные и положительные качества работы преподавателя, найти идеи и практические рекомендации для их улучшения. Учитель как бы видит себя со стороны, это помогает лучше познать себя и определить приоритеты в собственном развитии.
Условием успешного самосовершенствования является составление плана педагогического мастерства. План включает в себя: выбор тематики, причем актуальной
; список литературы, которая будет изучаться; мероприятия, которые педагог собирается посещать.
Самообразование способствует поддержке и развитию психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление.
-
Психофизическое саморегулирование
В стремительном XXI веке нас постоянно сопровождают перегрузки, физическое и психическое перенапряжение – стрессы.
Стресс приводит к синдрому хронической усталости, которая возникает в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Профессиональным называют стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности. Расшатанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам.
Н.В. Самоукина выделяет следующие виды профессионального стресса:
-
информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений. -
эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений. -
коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
Этапы развития стрессового состояния:
-
нарастание напряженности; -
собственно стресс; -
снижение внутренней напряженности.
Стрессам в школе подвержены любые учителя, они постоянно испытывают нервно-эмоциональные нагрузки: высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в свою работу, эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками. На уроке постоянно создается стрессовая ситуация: учитель следит за каждым учеником, при этом реализует индивидуальный подход к каждому; постоянно поддерживает дисциплину в классе; объясняет новый материал, оценивает степень его усвоения; проверяет выполнение домашнего задания и ставит объективные оценки.
В середине 70-х годов XX в. появился термин «эффект эмоционального выгорания» - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов.
По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные.
Также подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс.
Необходимо уметь противостоять стрессу, создавать благоприятную психологическую обстановку, бороться с негативными последствиями межличностного взаимодействия. Одним словом - поддерживать в себе высокий жизненный тонус.
С учетом вышеизложенного, важной частью работы преподавателя является саморегуляция – способность контролировать свое личное психическое состояние, умение управлять эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.
Саморегуляция необходима в следующих ситуациях:
-
возникновение впервые сложноразрешимой проблемы; -
повышенное эмоциональное и физическое состояние, приводящее к выполнению импульсивных действий; -
необходимость быстрого принятия решения; -
оценивание учителя коллегами, обучающимися для выявления его авторитета и престижа.
Основные методы психологического саморегулирования:
-
нервно-мышечная релаксация: комплекс упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц; при этом снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, и как следствие уменьшение эмоционального напряжения. -
идеомоторная тренировка: мысленное выполнение упражнений на напряжение и расслабление мышц тела; -
аутогенная тренировка: самовнушение (например, «я спокоен»); -
сенсорная репродукция образов: представление себя в расслабляющей ситуации (например, представить себя на берегу реки, озера).
Задачами применения данных методов являются:
-
снятие проявлений стрессовых состояний; -
уменьшение степени эмоциональной напряжённости деятельности; -
предотвращение их нежелательных последствий; -
усиление мобилизации ресурсов.
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой формы мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:
-
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. -
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
обновление его содержания,
создание необходимой современной инфраструктуры,
подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.
Исследования наставничества в России показывают, что многие организации, как образовательные, так и бизнес, рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы. Они выдвигают на первый план задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниями, умениями и навыками, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений,