Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль педагога в реализации образовательных технологий


В XXI в. инновационные технологии активно внедрились в нашу жизнь. На человека постоянно воздействуют средства массовой информации и Интернет. Увеличивающийся объем информации и постоянное ее обновление влияют на все стороны нашей жизни. Молодежь становится более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде, способна воспринимать большое количество информации и одновременно выполнять другие действия. Происходят изменения в мировоззрении, в процессе социализации молодежи, в развитии другого сознания, других ценностей и морали; теряется ценность духовного общения – оно все чаще сводится к общению через соцсети.

Для современной молодежи роль системы образования в процессе формирования личности становится все менее значимой. Стала очевидной необходимость переосмысления существующих методов, средств, технологий обучения.

В начале XXI в. вводится федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения, цель которого - развитие универсальных учебных умений (УУД). УУД – совокупность способов действий и навыков учебной работы, которые обеспечивают учащегося возможностью самостоятельно развиваться. Функции УУД:

  • обеспечение возможности ученика самостоятельно осуществлять учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации, готовность к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Согласно ФГОС педагог должен научить обучающихся добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление, заинтересовать ученика, спроектировать его образовательную среду, научить ребёнка самому находить необходимые знания, создать условия для развития его личности. Большую помощь в этой работе может оказать применение компьютерных технологий через игру, обучение, конструирование, художественное творчество.

В таких условиях возрастает роль педагога в реализации современных образовательных технологий. Учитель должен адаптироваться к современным условиям; его работа может быть эффективной, если он профессионально компетентен, имеет научно-теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей обучающихся, оказывать им необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие их действия, умеет планировать свою педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. меняется характер его педагогической деятельности. Учитель становится организатором обучения, навигатором в мире информации, модератором учебной деятельности. Современные образовательные стандарты требуют от специалиста высокого и качественного уровня выполнения работы и постоянной актуализации, обновлений знаний и умений в конкретной области.


Для повышения эффективности педагогической деятельности учитель должен обладать такими качествами, как целенаправленность, энергичность, коммуникабельность, твердостью воли, честность, активность, способность к саморегуляции, сформированное педагогическое сознание. Большую роль в этом играет профессиональное самосовершенствование посредством самообразования.

Профессиональное самосовершенствование педагога заключается в осознанном, целенаправленном процессе повышения своей профессиональной компетентности, развитии своих профессиональных качеств. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить копилку своих знаний, найти эффективные приемы развивающей и коррекционной работы с учениками и родителями,овладеть диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование требует проведение самоанализа – изучение педагогом результатов своей деятельности, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Дает полное представление о работе педагога и результативности его деятельности.

Немаловажна и самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств.

Выделяют следующие виды самооценки:

  • прогностическая самооценка - оценка будущих достижений;

  • актуальная самооценка - оценка педагогом своих сегодняшних возможностей;

  • ретроспективная самооценка - оценка вчерашних достижений;

  • рефлексивная самооценка - предполагаемая оценка себя со стороны других;

  • социальная самооценка - это оценка педагогом самого себя, относительно своего места среди других людей: коллег, учащихся, родителей.

Оценка коллег тоже является значимой для преподавателя, т.к. выражает отношение профессионалов.

Результаты самооценки и оценки коллег позволяют выявить отрицательные и положительные качества работы преподавателя, найти идеи и практические рекомендации для их улучшения. Учитель как бы видит себя со стороны, это помогает лучше познать себя и определить приоритеты в собственном развитии.

Условием успешного самосовершенствования является составление плана педагогического мастерства. План включает в себя: выбор тематики, причем актуальной

; список литературы, которая будет изучаться; мероприятия, которые педагог собирается посещать.

Самообразование способствует поддержке и развитию психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление.
  1. Психофизическое саморегулирование


В стремительном XXI веке нас постоянно сопровождают перегрузки, физическое и психическое перенапряжение – стрессы.

Стресс приводит к синдрому хронической усталости, которая возникает в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Профессиональным называют стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности. Расшатанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам.

Н.В. Самоукина выделяет следующие виды профессионального стресса:

  • информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.

  • эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.

  • коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.

Этапы развития стрессового состояния:

  • нарастание напряженности;

  • собственно стресс;

  • снижение внутренней напряженности.

Стрессам в школе подвержены любые учителя, они постоянно испытывают нервно-эмоциональные нагрузки: высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в свою работу, эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками. На уроке постоянно создается стрессовая ситуация: учитель следит за каждым учеником, при этом реализует индивидуальный подход к каждому; постоянно поддерживает дисциплину в классе; объясняет новый материал, оценивает степень его усвоения; проверяет выполнение домашнего задания и ставит объективные оценки.


В середине 70-х годов XX в. появился термин «эффект эмоционального выгорания» - состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов.

По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные.

Также подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс.

Необходимо уметь противостоять стрессу, создавать благоприятную психологическую обстановку, бороться с негативными последствиями межличностного взаимодействия. Одним словом - поддерживать в себе высокий жизненный тонус.

С учетом вышеизложенного, важной частью работы преподавателя является саморегуляция – способность контролировать свое личное психическое состояние, умение управлять эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями.

Саморегуляция необходима в следующих ситуациях:

  • возникновение впервые сложноразрешимой проблемы;

  • повышенное эмоциональное и физическое состояние, приводящее к выполнению импульсивных действий;

  • необходимость быстрого принятия решения;

  • оценивание учителя коллегами, обучающимися для выявления его авторитета и престижа.

Основные методы психологического саморегулирования:

  • нервно-мышечная релаксация: комплекс упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц; при этом снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, и как следствие уменьшение эмоционального напряжения.

  • идеомоторная тренировка: мысленное выполнение упражнений на напряжение и расслабление мышц тела;

  • аутогенная тренировка: самовнушение (например, «я спокоен»);

  • сенсорная репродукция образов: представление себя в расслабляющей ситуации (например, представить себя на берегу реки, озера).


Задачами применения данных методов являются:


  • снятие проявлений стрессовых состояний;

  • уменьшение степени эмоциональной напряжённости деятельности;

  • предотвращение их нежелательных последствий;

  • усиление мобилизации ресурсов.



Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере




В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой формы мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.

Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

 Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:

обновление его содержания,

создание необходимой современной инфраструктуры,

подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,

создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.

Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.

Исследования наставничества в России показывают, что многие организации, как образовательные, так и бизнес, рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы. Они выдвигают на первый план задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниями, умениями и навыками, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений,