Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
Методология педагогической науки — это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это методы, формы и процессы познания и преобразования педагогической действительности.
Методология показывает, как надо осуществлять научно- исследовательскую и практическую деятельность. Для ее познания, объяснения и дальнейшего развития проводятся педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, которая направлена на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования.
По характеру педагогические исследования делятся на:
-
теоретические методы - систематизируют научные факты, объясняют явления, устанавливают взаимоотношения между понятиями и гипотезами:
-
анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выявление отдельных признаков явления; -
синтез – мысленное соединение в смысловое целое признаков и свойств явления; -
сравнение – установление сходства и различия между явлениями; -
абстрагирование – мысленное отвлечение признака предмета от других его признаков; -
конкретизация – противоположность абстрагированию; -
обобщение – выявление общих черт; -
моделирование – использование реальных или идеальных моделей при исследовании процессов и явлений; -
индукция (от частных суждений к общему выводу), дедукция (от общего суждения к частному) – логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем.
-
эмпирические (практические) методы:
-
сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование и др.; -
контроль и измерение (срезы, тесты и др.); -
обработка данных (статистические, графические, табличные); -
оценивание данных (самооценка, рейтинг); -
внедрение результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, масштабное внедрение).
Каждый метод исследования выполняет свою роль и помогает изучить отдельную сторону педагогического процесса. Для более всестороннего изучения необходимо применять все методы.
По направленности исследования подразделяются на:
-
фундаментальные: результатом являются обобщение, подведение итогов достижения и предложение модели развития педагогических систем; -
прикладные: направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса; -
разработки: выработка научно-практических рекомендаций.
Принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении педагогического исследования:
-
объективность педагогических явлений; -
обеспечение целостного подхода в изучении педагогических явлений и процессов; -
изучение явления в его развитии; -
изучение связи и взаимодействия явлений; -
использование комплекса взаимодополняющих методов; -
не проводить эксперименты, противоречащие нравственным нормам, которые могут нанести вред образовательному процессу.
Программа педагогического исследования содержит несколько этапов:
-
знакомство с проблемой исследования - определение объекта и предмета исследования; формулирование цели и постановка задач; -
выбор методологии – выбор методов познания, который определяет ход и предполагаемые результаты исследования:
-
системный – выявление внутренних связей объекта; -
комплексный – рассматриваются группа явлений; -
целостный – объект представлен как целая часть; -
личностный – личность рассматривается как самостоятельный субъект собственного развития и воспитательного взаимодействия; -
деятельностный - признание строения внутренней и внешней деятельности; -
исторический – изучение развития объекта исследования; -
качественный – установление отличия изучаемого процесса от других явлений; -
количественный – выражение анализа и оценки процессов в количественных величинах;
-
выдвижение гипотезы исследования: дает направление, определяет необходимые материалы для работы; -
выбор метода исследования: необходим для установления начального состояния предмета исследования; -
организация и проведение эксперимента: на этом этапе вносятся изменения в содержание и ход процесса, проверяется обоснованность гипотезы; -
анализ, оформление результатов исследования: обработка результатов, оценивание эффективность, новизна исследования; -
выработка практических рекомендаций.
Результаты исследовательской работы зависят от последовательности и взаимосвязи этапов исследования.
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
-
Античный период развития педагогики
Философы Древней Греции
Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э. В них упоминается, что жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии. Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках. Их называли педагогами. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, которые высказывались о значении воспитания, и чьи мысли актуальны в наши дни.
Пифагор (570-490 гг. до н.э): «Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно».
Демокрит (460-370 гг. до н.э.): один из первых сформулировал мысль о сообразности воспитания природе ребенка. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу». «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду».
Сократ (470-399 гг. до н.э.): один из родоначальников диалектических приемов отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод– одно из главных его педагогических достижений. Стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения.
Антисфен (450-360 гг. до н.э.): основным методом воспитания он называл пример наставника.
Платон (427-347 гг. до н.э.) обосновал три уровня обучения:
-
начальный – основы образования (грамота, начала математики, трудовая подготовка), музыка, гимнастика, эстетический вкус; обязательное – игровое обучение; -
промежуточный – углубленная физическая и интеллектуальная подготовка, ориентация на разные социальные роли; -
высший (для отобранных молодых людей) – для подготовки ученых, воспитателей, юристов – два цикла: 10 и 15 лет (теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка; но – не труд).
Истории известны и многие другие философы Древней Греции: Гераклит, Ксенофонт, Антисфен, Аристотель. У каждого из них были свои концепции воспитания и педагогические задачи.
Не меньший вклад в воспитание подрастающего поколения внесли философы Древнего Рима.
Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до.н.э.): «Единственный путь для достижения истинно человеческой зрелости – систематическое («универсальное») и непрерывное (само) образование, в том числе – освоение общей культуры».
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) считал, что образование должно формировать самостоятельную личность.
Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 гг.) считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу (на содержании государства). Целью воспитания считал формирование свободного человека, подготовленного к исполнению гражданских обязанностей. Выступал за доступность образования для детей всех римских граждан.
Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский) (ок. 347-407 гг.). Критиковал античную педагогику, которая печется «научить хорошо говорить, но не наставить душу и формировать ум». Считал, что при воспитании надо обращаться к божественному в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность). Выступал за антиавторитарное воспитание (увещевание, совет, предостережение). Но в своих проповедях использовал методы античной традиции – наставление и беседу.
Идеи из античной педагогики стали началом развития научной педагогики. Многие из них воплотились в образование и существуют в настоящее время.
-
Эпоха Просвещения (XVIII в. – ХIX в.)
В эпоху Просвещения большое внимание уделялось вопросам образования в общественно-государственной деятельности. Разрабатывается идея рациональной организации социальных отношений, широкого распространения знаний; идет борьба за политическую свободу и социальный прогресс, установление нового порядка, основу которого составляет «естественное равенство людей». В качестве основного средства установления справедливого порядка и преобразования общества деятели того времени считали воспитание и просвещение. Подвергали критике существующую форму правления, церковь и мораль. Такая критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции.
Большой вклад в развитие педагогики как науки внес великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670). В его основополагающем труде – «Великая дидактика», изданном в 1657 г., были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми.