Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Контроль знаний


Для эффективного управления процессом обучения необходимо осуществление контроля знаний, цель которого является:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

В педагогике контроль подразделяется на виды и формы и осуществляется с помощью разнообразных методов.

Виды контроля:

  • предварительный: выявляет остаточные знания, умения и навыки обучающихся перед началом нового периода обучения; способствует отбору наиболее эффективных методов и форм работы;

  • текущий: определяет сформированность и глубину знаний, умений, навыков универсальных учебных действий; производится в процессе обучения.

  • периодический: подводит итоги работы за определенный период обучения; проводится в конце года, четверти;

  • тематический: проводится после изучения темы; систематизирует знания обучаемых;

  • итоговый: выявляет конечные результаты образовательного процесса;

  • отсроченный: проводится через некоторое время после изучения темы с целью оценивания эффективности процесса обучения.

Формы контроля:

  • индивидуальный: у конкретного ученика отслеживаются итоги образовательной деятельности, выявляются его личностные способности, определяется темп его работы.

  • групповой: выявляется процент обучающихся с высоким, среднем и низким уровнем усвоения знаний и формирования УУД.

  • фронтальный: обеспечивает систематизацию знаний.

При проведении контроля используются различные способы, с помощью которых определяется результативность образовательной деятельности обучающихся и педагогической работы обучающих. Это методы контроля: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, комбинированный, тестовый.

В процессе устного опроса выявляется уровень знаний и оцениваются результаты образовательной деятельности обучающихся.

Для одновременной проверки знаний всех обучающихся применяется письменный контроль. При этом выполняются задания различного рода: упражнения, задачи, примеры, изложения, сочинения и др.

Для определения уровня сформированности практических умений и навыков, универсальных учебных действий используется практический контроль.



Машинный контроль устанавливает единые требования к процедуре измерения и оценивания знаний. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Самоконтроль осуществляется благодаря использованию в процессе обучения различных контролирующих машин.

Большой популярностью пользуется тестовый контроль, который построен на использовании тестов - это система специально разработанных заданий. В основе тестов лежит стандартизированная процедура проведения и четкая технология обработки и анализа полученных результатов.

Формы тестовых заданий:

  • закрытые тесты: к заданиям прилагаются готовые ответы, один или несколько из них правильные;

  • открытые тесты: не имеют предлагаемых готовых ответов;

  • тесты «на соответствие»: необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого;

  • тесты на «установление правильной последовательности»: проверяют осознанность последовательности выполняемых действий, суждений, вычислений.

Преимущество тестов перед традиционными методами контроля:

  • объективность;

  • дифференцированность оценки;

  • эффективность контроля.

К контролю в образовательном процессе предъявляются определенные требования:

  • индивидуализация: контроль осуществляется за деятельность конкретного ученика;

  • регулярность и систематичность;

  • разнообразие форм проведения;

  • целенаправленность;

  • объективность: устраняет ошибочные выводы;

  • дифференциация: учет индивидуальных психолого-педагогических и личностных качеств обучающихся;

  • единство требований со стороны педагогов.


Тема 4. Теория воспитания

  1. Сущность цели, содержание, организация воспитания


Теория воспитания – раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.

Воспитание в социальном смысле – это:

  • целенаправленный процесс передачи социального опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы) от одного поколения к другому;

  • формирование у человека определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.


Воспитание в педагогическом смысле:

  • организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого для формирования у него заданных качеств. Осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Основная цель воспитания: формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе; способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности. В процессе воспитания необходимо наличие и взаимодействие как минимум двух участников: педагог и воспитанник. В этом и состоит сущность процесса воспитания – двойственность. Так как воспитанник сам совершает определенные действия, в результате которых он усваивает нормы и правила, то он является одновременно и объектом, и субъектом воспитательного процесса.

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В разные исторические эпохи цели воспитания изменялись в зависимости от социального, политического, культурного, этнического состояния общества. Многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных эпох, представлено в таблице.


Педагоги

Определяемые цели воспитания

Я.А. Коменский

Познание себя и окружающего мира. Приобретение ребенком таких качеств, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, благотворительность, правдивость, трудолюбие, предупредительность, терпение, деликатность, достоинство

Ж.Ж. Руссо

Воспитание свободных, естественых, зависящих от природы людей.

И.Г. Песталоцци

Развитие природных сил и способностей человека; создание гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию».

К.Д. Ушинский

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

А.С. Макаренко

Одним из важнейших элементов воспитания считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье.


В.А. Сухомлинский

Воспитание у подрастающего поколения гражданственности, воспитательное воздействие традиций, фольклора, природы.



Современная педагогика основывается двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической: воспитание эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребления;

  • гуманистическая: помощь в реализации всех заложенных в личности способностей и талантов.

Для России традиционной является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, которая ориентируется на формирование всесторонней и гармонически развитой личности.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

Направление воспитания определяется единством цели и содержания:

  • умственное: развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию;

  • трудовое: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта;

  • эстетическое: развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает наличие у человека способности воспринимать прекрасное;

  • гражданское: формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству;

  • физическое: воспитание силы воли и характера; повышение работоспособности человека; правильное физическое развитие;

  • экологическое: понимание непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.



  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12