Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Контроль знаний
Для эффективного управления процессом обучения необходимо осуществление контроля знаний, цель которого является:
-
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; -
учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -
определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
В педагогике контроль подразделяется на виды и формы и осуществляется с помощью разнообразных методов.
Виды контроля:
-
предварительный: выявляет остаточные знания, умения и навыки обучающихся перед началом нового периода обучения; способствует отбору наиболее эффективных методов и форм работы; -
текущий: определяет сформированность и глубину знаний, умений, навыков универсальных учебных действий; производится в процессе обучения. -
периодический: подводит итоги работы за определенный период обучения; проводится в конце года, четверти; -
тематический: проводится после изучения темы; систематизирует знания обучаемых; -
итоговый: выявляет конечные результаты образовательного процесса; -
отсроченный: проводится через некоторое время после изучения темы с целью оценивания эффективности процесса обучения.
Формы контроля:
-
индивидуальный: у конкретного ученика отслеживаются итоги образовательной деятельности, выявляются его личностные способности, определяется темп его работы. -
групповой: выявляется процент обучающихся с высоким, среднем и низким уровнем усвоения знаний и формирования УУД. -
фронтальный: обеспечивает систематизацию знаний.
При проведении контроля используются различные способы, с помощью которых определяется результативность образовательной деятельности обучающихся и педагогической работы обучающих. Это методы контроля: устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль, комбинированный, тестовый.
В процессе устного опроса выявляется уровень знаний и оцениваются результаты образовательной деятельности обучающихся.
Для одновременной проверки знаний всех обучающихся применяется письменный контроль. При этом выполняются задания различного рода: упражнения, задачи, примеры, изложения, сочинения и др.
Для определения уровня сформированности практических умений и навыков, универсальных учебных действий используется практический контроль.
Машинный контроль устанавливает единые требования к процедуре измерения и оценивания знаний. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
Самоконтроль осуществляется благодаря использованию в процессе обучения различных контролирующих машин.
Большой популярностью пользуется тестовый контроль, который построен на использовании тестов - это система специально разработанных заданий. В основе тестов лежит стандартизированная процедура проведения и четкая технология обработки и анализа полученных результатов.
Формы тестовых заданий:
-
закрытые тесты: к заданиям прилагаются готовые ответы, один или несколько из них правильные; -
открытые тесты: не имеют предлагаемых готовых ответов; -
тесты «на соответствие»: необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого; -
тесты на «установление правильной последовательности»: проверяют осознанность последовательности выполняемых действий, суждений, вычислений.
Преимущество тестов перед традиционными методами контроля:
-
объективность; -
дифференцированность оценки; -
эффективность контроля.
К контролю в образовательном процессе предъявляются определенные требования:
-
индивидуализация: контроль осуществляется за деятельность конкретного ученика; -
регулярность и систематичность; -
разнообразие форм проведения; -
целенаправленность; -
объективность: устраняет ошибочные выводы; -
дифференциация: учет индивидуальных психолого-педагогических и личностных качеств обучающихся; -
единство требований со стороны педагогов.
Тема 4. Теория воспитания
-
Сущность цели, содержание, организация воспитания
Теория воспитания – раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.
Воспитание в социальном смысле – это:
-
целенаправленный процесс передачи социального опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы) от одного поколения к другому; -
формирование у человека определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Воспитание в педагогическом смысле:
-
организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого для формирования у него заданных качеств. Осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
Основная цель воспитания: формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе; способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности. В процессе воспитания необходимо наличие и взаимодействие как минимум двух участников: педагог и воспитанник. В этом и состоит сущность процесса воспитания – двойственность. Так как воспитанник сам совершает определенные действия, в результате которых он усваивает нормы и правила, то он является одновременно и объектом, и субъектом воспитательного процесса.
Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В разные исторические эпохи цели воспитания изменялись в зависимости от социального, политического, культурного, этнического состояния общества. Многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных эпох, представлено в таблице.
Педагоги | Определяемые цели воспитания |
Я.А. Коменский | Познание себя и окружающего мира. Приобретение ребенком таких качеств, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, благотворительность, правдивость, трудолюбие, предупредительность, терпение, деликатность, достоинство |
Ж.Ж. Руссо | Воспитание свободных, естественых, зависящих от природы людей. |
И.Г. Песталоцци | Развитие природных сил и способностей человека; создание гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию». |
К.Д. Ушинский | «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». |
А.С. Макаренко | Одним из важнейших элементов воспитания считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. |
В.А. Сухомлинский | Воспитание у подрастающего поколения гражданственности, воспитательное воздействие традиций, фольклора, природы. |
Современная педагогика основывается двумя основными концепциями целей воспитания:
-
прагматической: воспитание эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребления; -
гуманистическая: помощь в реализации всех заложенных в личности способностей и талантов.
Для России традиционной является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, которая ориентируется на формирование всесторонней и гармонически развитой личности.
Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер.
Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.
Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.
Направление воспитания определяется единством цели и содержания:
-
умственное: развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию; -
трудовое: развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта; -
эстетическое: развитие эстетического отношения к действительности, которое предполагает наличие у человека способности воспринимать прекрасное; -
гражданское: формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству; -
физическое: воспитание силы воли и характера; повышение работоспособности человека; правильное физическое развитие; -
экологическое: понимание непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12