Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Непрерывность образования в Советском Союзе с 1970 г. была провозглашена как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством.


Тема 3.  Педагогический процесс




  1. Сущность и принципы педагогического процесса


В процессе обучения усваиваются знания, умения, навыки, формируются личностные качества, которые позволяют человеку проявить свою индивидуальность и адаптироваться к внешним условиям.

Педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, преподавания и учения, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.

Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:

• цель и задачи;

• содержание;

• организация и управление им;

• методы осуществления;

• результаты.
Опираясь на богатый исторический опыт определения целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  • усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе; умение применять знания в конкретных ситуациях, умение решать проблемы с опорой на знания из разных областей;

  • развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; формирование способности к самообразованию;

  • овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с целью достижения высокого уровня мастерства, профессионализма;

  • развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.


Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:

  • принципы воспитания;

  • принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

  • принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

  • принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

Принципы обучения:

  • развивающего обучения;

  • систематичности;

  • наглядности;

  • прочности;

  • научности;

  • положительной мотивации;

  • связи теории с практикой;

  • сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучаемых;

  • единства учебной и научно-исследовательской деятельности;

  • сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.


Содержание обучения определяется его целями и выражается в основополагающих педагогических документах. Основными из них являются:

  • стандарты;

  • планы;

  • программы;

  • учебники.



  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Основные системы организации педагогического процесса


Дидактика изучает теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы, научные основы содержания образования, формы, средства обучения.

Два вида дидактики:

  • общая: исследует процесс обучения, анализирует результаты процесса обучения, определяет методы, формы и средства, которые обеспечивают достижения целей и задач;

  • частная (методика преподавания): изучает закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы образования различных учебных предметов.

Дидактика как наука определяет:

  • цели образования, обучения;

  • субъекты обучения;

  • принципы обучения;

  • содержание образования и обучения;

  • методы обучения;

  • формы организации обучения;

  • средства обучения;

  • критерии обучения;

  • методы контроля и оценки результатов обучения.

Процесс обучения на современном этапе представлен как целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения:

  • образовательную;

  • развивающую;

  • воспитательную.

Образовательная функция направляет процесс обучения на формирование у школьников знаний, умений, навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.
Развивающая функция обучения обеспечивает усвоение знаний обучаемого и его развитие. Это развитие происходит в таких направлениях как: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, формирование опыта творческой деятельности.

Современная организация обучения направлена прежде всего на разностороннее развитие ученика и его обучение:

  • приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.;

  • способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов;

  • умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.