Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 2 общая педагогика Оглавление Тема Определение педагогики, её объект и предмет 3 Предмет, объект, задачи, основные категории педагогики 3.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Определение педагогики, её объект и предмет
Тема 2. Основные этапы развития педагогический науки
Свойства современного образования
Тема 3. Педагогический процесс
Основные системы организации педагогического процесса
Тема 5. Современные образовательные технологии и роль педагога в их реализации
Роль педагога в реализации образовательных технологий
Тема 6. Изменения в образовательной и социокультурной сфере
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения
Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине «Общая педагогика»
который задают программы, и реальными возможностями учащихся. Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Непрерывность образования в Советском Союзе с 1970 г. была провозглашена как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством.
В процессе обучения усваиваются знания, умения, навыки, формируются личностные качества, которые позволяют человеку проявить свою индивидуальность и адаптироваться к внешним условиям.
Педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, преподавания и учения, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.
Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:
• цель и задачи;
• содержание;
• организация и управление им;
• методы осуществления;
• результаты.
Опираясь на богатый исторический опыт определения целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:
Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.
Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.
Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:
Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.
Принципы обучения:
Содержание обучения определяется его целями и выражается в основополагающих педагогических документах. Основными из них являются:
Дидактика изучает теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы, научные основы содержания образования, формы, средства обучения.
Два вида дидактики:
Дидактика как наука определяет:
Процесс обучения на современном этапе представлен как целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения:
Образовательная функция направляет процесс обучения на формирование у школьников знаний, умений, навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.
Развивающая функция обучения обеспечивает усвоение знаний обучаемого и его развитие. Это развитие происходит в таких направлениях как: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, формирование опыта творческой деятельности.
Современная организация обучения направлена прежде всего на разностороннее развитие ученика и его обучение:
Непрерывность образования – это философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Непрерывность образования в Советском Союзе с 1970 г. была провозглашена как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания единой системы непрерывного образования. В настоящее время в Российской Федерации разработка проблем непрерывного образования обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью развития более гибкой системы образовательных услуг, интеграцией сложившейся образовательной системы и учебных заведений нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным пространством.
Тема 3. Педагогический процесс
-
Сущность и принципы педагогического процесса
В процессе обучения усваиваются знания, умения, навыки, формируются личностные качества, которые позволяют человеку проявить свою индивидуальность и адаптироваться к внешним условиям.
Педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, преподавания и учения, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.
Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:
• цель и задачи;
• содержание;
• организация и управление им;
• методы осуществления;
• результаты.
Опираясь на богатый исторический опыт определения целей обучения, современная дидактика формулирует их в виде совокупности следующих задач:
-
усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе; умение применять знания в конкретных ситуациях, умение решать проблемы с опорой на знания из разных областей; -
развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; формирование способности к самообразованию; -
овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с целью достижения высокого уровня мастерства, профессионализма; -
развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.
Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.
Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.
Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:
-
принципы воспитания; -
принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.; -
принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.; -
принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.
Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.
Принципы обучения:
-
развивающего обучения; -
систематичности; -
наглядности; -
прочности; -
научности; -
положительной мотивации; -
связи теории с практикой; -
сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучаемых; -
единства учебной и научно-исследовательской деятельности; -
сочетания коллективной работы с индивидуальным подходом.
Содержание обучения определяется его целями и выражается в основополагающих педагогических документах. Основными из них являются:
-
стандарты; -
планы; -
программы; -
учебники.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
Основные системы организации педагогического процесса
Дидактика изучает теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы, научные основы содержания образования, формы, средства обучения.
Два вида дидактики:
-
общая: исследует процесс обучения, анализирует результаты процесса обучения, определяет методы, формы и средства, которые обеспечивают достижения целей и задач; -
частная (методика преподавания): изучает закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы образования различных учебных предметов.
Дидактика как наука определяет:
-
цели образования, обучения; -
субъекты обучения; -
принципы обучения; -
содержание образования и обучения; -
методы обучения; -
формы организации обучения; -
средства обучения; -
критерии обучения; -
методы контроля и оценки результатов обучения.
Процесс обучения на современном этапе представлен как целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения:
-
образовательную; -
развивающую; -
воспитательную.
Образовательная функция направляет процесс обучения на формирование у школьников знаний, умений, навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.
Развивающая функция обучения обеспечивает усвоение знаний обучаемого и его развитие. Это развитие происходит в таких направлениях как: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, формирование опыта творческой деятельности.
Современная организация обучения направлена прежде всего на разностороннее развитие ученика и его обучение:
-
приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; -
способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; -
умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.