Файл: Вопрос Понятие, структура и задачи информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.

Вопрос 2. Информация, данные и знания. 

Вопрос 3. Основные свойства информации.

Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.

Вопрос 5. Информатизация общества.

Практические задания:

Тема 2. Математические основы информатики

Вопрос 1. Системы счисления.

Вопрос 2. Количественные характеристики информации.

Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.

Вопрос 4. Элементы алгебры логики.

Практические задания:

Тема 3. Технические средства (hardware)

Вопрос 1. Определение, назначение, структура.

Вопрос 2. Состав персонального компьютера.

Вопрос 3. Основные характеристики современных компьютеров.

Практические задания:

Тема 4. Алгоритмы и программы

Вопрос 1. Понятие алгоритма.

Вопрос 2. Способы представления алгоритмов.

Вопрос 3. Свойства алгоритма.

Вопрос 4. Типы структур алгоритмов.

Вопрос 5. Программы.

Вопрос 6. Программное обеспечение компьютера.

Практические задания:

Тема 5. Компьютерные сети

Вопрос 1. Определение, назначение и состав сети.

Вопрос 2. Топология сети.

Вопрос 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Вопрос 4. Сервисы сети Интернет.

Вопрос 5. Адресация в сети Интернет.

Практические задания:

 Тема 6. Основы работы с операционной системой MS Windows

Вопрос 1. Операционная система персонального компьютера.

Вопрос 2. Пользовательский интерфейс ОС Windows 8.1.

Вопрос 3. Формирование файловой структуры компьютера.

 Вопрос 4. Практическая часть: Создание папок пользователя.

Практические задания:

Тема 7. Подготовка текстовых документов

Вопрос 1. Основные возможности текстового процессора MS Word 2013.

Вопрос 2. Клавиатура и принципы работы с ней.

Вопрос 3. Интерфейс текстового процессора MS Word 2013. 

Вопрос 4. Инструменты создания и оформления документов MS Word.

Вопрос 5. Принципы редактирования и форматирования документов.

Вопрос 6. Вставка элементов на страницу документа.

Вопрос 7. Дизайн, Разметка страницы и Рецензирование.

Вопрос 8. Управление видом документа.

Вопрос 9. Сохранение документов МS Word. 

Практические задания:

Тема 8. Табличный процессор MS Excel

Вопрос 1. Электронные таблицы.

Вопрос 2. Интерфейс табличного процессора MS Excel 2013.

Вопрос 3. Структура таблицы MS Excel.

Вопрос 4. Ввод данных в таблицу, копирование и перемещение.

Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.

Вопрос 6. Примеры решения вычислительных задач.

Вопрос 7. Логические переменные, функции и выражения.

Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.

Практические задания:

Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.

Вопрос 2. СУБД MS Access.

Вопрос 3. Создание базы данных MS Access.

Практические задания:

Тема 10. Создание компьютерных презентаций

Вопрос 1. Интерфейспрограммы MS Office Power Point 2013.

Вопрос 2. Последовательность создания презентации.

Вопрос 3. Демонстрация презентации.

Практические задания:

Тема 11. Основы компьютерной графики

Вопрос 1. Методы представления графической информации.

Вопрос 2. Графический редактор MS Paint.

Вопрос 3. Создание элементов изображения.

Вопрос 4. Выделение и редактирование объектов.

Вопрос 5. Режимы просмотра изображений в окне MS Paint.

Вопрос 6. Сохранение графических файлов в программе.

Вопрос 7. Редактор деловой графики MS Office Visio.

Практические задания:

Тема 12. Информационная безопасность

Вопрос 1. Основные понятия информационной безопасности.

Вопрос 2. Угрозы информационной безопасности. 

Вопрос 3. Методы и средства защиты информации.

Вопрос 4. Электронная цифровая подпись.

Вопрос 5. Вредоносные программное обеспечение.

Вопрос 6. Антивирусная защита.

Практические задания:


Тема 1. Основные понятия и задачи информатики

Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.


Информация – это любые сведения о событиях, объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии. Термин происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение, осведомлённость. Философия рассматривает информацию как всеобщее свойство материальных объектов. Информация содержится в сообщениях и передается людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, графических изображений, звуков и т.д.). С середины XX в. информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.

Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию. В настоящее время любой специалист должен тратить большую часть своего рабочего времени, чтобы уследить за всеми информационными изменениями в области своей деятельности.

Появление и развитие компьютерной техники, а также увеличение объемов информации обусловили появление целой отрасли, связанной с автоматизацией обработки информации – информатики.

Информатика – это научная дисциплина, изучающая законы и методы накопления, обработки, хранения и передачи информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). В то же время информатика занимается изучением и решением комплекса проблем, связанных с эффективным использованием информационных ресурсов общества.

Термин «информатика» (франц. Informatique) возник в начале 60-х годов ХХ века во Франции для выделения области знаний, связанной с автоматизированной обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин. Informatique происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

В 1978 г. международный научный конгресс официально закрепил за понятием «информатика» 
области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации – массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Информатику можно рассматривать с двух различных позиций.

1.  Как фундаментальная наука информатика исследует закономерности информационных процессов любой природы и занимается разработкой информационного обеспечения управления различными объектами на базе полученных результатов исследования информационных процессов (первая задача информатики).

2.  Как прикладная дисциплина информатика создает информационные модели в различных областях человеческой деятельности и разрабатывает современные информационные технологии для всех сфер жизни (вторая задача информатики).

 

Сегодня достижения информатики находят широкое применение практически во всех областях человеческой деятельности. В каждой области научного знания информатика преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладной информатики: экономической, социальной, правовой и т.д.

Естественно, что каждое из прикладных направлений информатики имеет в своем арсенале весь набор средств и методов общей информатики в целом. Однако особенности информационной работы в конкретных видах деятельности приводят к необходимости использования специфики изучаемой информации и информационных процессов и, следовательно, к развитию общей теории с использованием этих особенностей.

Структурно информатика представляет собой три взаимосвязанные части, среди которых невозможно выделить главную:

1)      технические средства (hardware);

2)      программные средства (software);

3)      алгоритмические средства (brainware).

Вопрос 2. Информация, данные и знания. 


Применительно к автоматизированной обработке данных информация – это последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов или звуков и т.п.), несущая смысловую нагрузку и представленная в понятном компьютеру виде.

Информация передается в виде сообщений

, определяющих форму и представление передаваемой информации, например, телепередача или музыкальное произведение, команды регулировщика на перекрестке, фотография или распечатанный на принтере текст, полученные в результате работы программы сведения и т.д. При этом предполагается, что имеются источник информации и получатель информации.

Бессмысленно говорить об информации без наличия потребителя, хотя бы потенциального. Для передачи сообщения от источника к получателю необходима некоторая материальная субстанция — носитель информации. Сообщение, передаваемое с помощью носителя, называется сигналом.

Формы представления информации могут быть различны. Основными из них являются:

     символьная (основана на использовании различных символов);

     текстовая (текст – это символы, расположенные в определенном порядке);

     графическая (различные виды изображений);

     звуковая;

     электрическая, электромагнитная, световая (например, импульсы);

     тактильная (например, горячо-холодно);

     генетическая и т.д.

Наряду с термином «информация» часто употребляется понятие «данные» – это отдельные факты или записанные наблюдения, характеризующие объекты, явления, процессы и их свойства в конкретной предметной области, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Данные – сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки.

Данные могут быть представлены в виде текста, графики, аудиовизуального ряда. Представление данных называется языком информатики, представляющим собой совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отображения, передачи информации в электронном виде. Например, записанные в таблице значения какого-либо параметра для разных автомобилей.

На информации основываются знания, обобщающие опыт, полученный человеком в ходе выполнения какой-либо практической деятельности, и представляющие собой закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области. 
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

Преобразование и обработка данных позволяют получить информацию. Например, данные, передаваемые радиотелеграфом в виде азбуки Морзе (точки и тире), понимаются как текстовые сообщения людьми, изучившими эту азбуку (радисты, телеграфисты). Текст на иностранном языке – это данные для тех людей, которые этого языка не знают. Однако, знание иностранного языка позволяет понять информацию, заложенную в тексте. То есть обработка данных (перевод с иностранного языка на русский) преобразует данные в информацию

Формальные знания могут быть в виде документов (законов, стандартов, инструкций) или книг, учебников с описанием правил решения задач. Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

Вопрос 3. Основные свойства информации.


Нетрудно понять, что информация, используемая в разных отраслях человеческой деятельности, обладает различными свойствами. Однако, существует ряд свойств информации, которые являются общими для любых сфер применения информации. Наиболее важные среди них – это:

     достоверность;

     полнота;

     актуальность;

     ценность;

     ясность.

 

Достоверная информация отражает истинное положение дел. К чему может привести недостоверная информация? К неправильному пониманию или неправильному принятию решений (например, на бирже).

Информация является полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации может сдерживать принятие решений или повлечь ошибки. Например, указание в расписании занятий названия предмета и времени начала, дает неполную информацию, поскольку не указана аудитория, продолжительность занятий и фамилия преподавателя.

Актуальная информация – это информация, которая поступила вовремя и содержит не устаревшие сведения. Например, курс валюты на бирже, может измениться в любой момент времени.

Если сведения, которые несёт информация, полезны для принятия решений, то такая информация является ценной. В противном случае ценность информации отсутствует, то есть она бесполезна для определённых задач.

Ясность состоит в требовании, чтобы информация была выражена понятным языком для тех, кому она предназначена. Например, текст на иностранном языке понятен только тем, кто этот язык понимает.

Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.


Как ясно из изложенного выше, информацию можно: создавать, воспринимать, запоминать, хранить, копировать, искать, формализовать, обрабатывать, преобразовывать, передавать, распространять и т.д. Обработка информации состоит в получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых операций.

Информационный процесс – это процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Информационные процессы постоянно протекают в природе