ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.
Вопрос 2. Информация, данные и знания.
Вопрос 3. Основные свойства информации.
Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.
Вопрос 5. Информатизация общества.
Тема 2. Математические основы информатики
Вопрос 2. Количественные характеристики информации.
Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.
Вопрос 4. Элементы алгебры логики.
Тема 3. Технические средства (hardware)
Вопрос 1. Определение, назначение, структура.
Вопрос 2. Состав персонального компьютера.
Вопрос 3. Основные характеристики современных компьютеров.
Вопрос 2. Способы представления алгоритмов.
Вопрос 4. Типы структур алгоритмов.
Вопрос 6. Программное обеспечение компьютера.
Вопрос 1. Определение, назначение и состав сети.
Вопрос 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Вопрос 4. Сервисы сети Интернет.
Вопрос 5. Адресация в сети Интернет.
Тема 6. Основы работы с операционной системой MS Windows
Вопрос 1. Операционная система персонального компьютера.
Вопрос 2. Пользовательский интерфейс ОС Windows 8.1.
Вопрос 3. Формирование файловой структуры компьютера.
Вопрос 4. Практическая часть: Создание папок пользователя.
Тема 7. Подготовка текстовых документов
Вопрос 1. Основные возможности текстового процессора MS Word 2013.
Вопрос 2. Клавиатура и принципы работы с ней.
Вопрос 3. Интерфейс текстового процессора MS Word 2013.
Вопрос 4. Инструменты создания и оформления документов MS Word.
Вопрос 5. Принципы редактирования и форматирования документов.
Вопрос 6. Вставка элементов на страницу документа.
Вопрос 7. Дизайн, Разметка страницы и Рецензирование.
Вопрос 8. Управление видом документа.
Вопрос 9. Сохранение документов МS Word.
Тема 8. Табличный процессор MS Excel
Вопрос 1. Электронные таблицы.
Вопрос 2. Интерфейс табличного процессора MS Excel 2013.
Вопрос 3. Структура таблицы MS Excel.
Вопрос 4. Ввод данных в таблицу, копирование и перемещение.
Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.
Вопрос 6. Примеры решения вычислительных задач.
Вопрос 7. Логические переменные, функции и выражения.
Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.
Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.
Вопрос 3. Создание базы данных MS Access.
Тема 10. Создание компьютерных презентаций
Вопрос 1. Интерфейспрограммы MS Office Power Point 2013.
Вопрос 2. Последовательность создания презентации.
Вопрос 3. Демонстрация презентации.
Тема 11. Основы компьютерной графики
Вопрос 1. Методы представления графической информации.
Вопрос 2. Графический редактор MS Paint.
Вопрос 3. Создание элементов изображения.
Вопрос 4. Выделение и редактирование объектов.
Вопрос 5. Режимы просмотра изображений в окне MS Paint.
Вопрос 6. Сохранение графических файлов в программе.
Вопрос 7. Редактор деловой графики MS Office Visio.
Тема 12. Информационная безопасность
Вопрос 1. Основные понятия информационной безопасности.
Вопрос 2. Угрозы информационной безопасности.
Вопрос 3. Методы и средства защиты информации.
Вопрос 4. Электронная цифровая подпись.
Вопрос 5. Вредоносные программное обеспечение.
Окончательный вид таблицы представлен на рис. 87.
Рис. 87. Окончательный вид таблицы
Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.
Табличный процессор MS Excel позволяет проводить математические операции над данными, хранящимися в таблицах. При этом роль переменных в математических выражениях (a, b, c,…x, y, z и т.д.) выполняют адреса ячеек, в которых хранятся значения этих переменных. Например, если в ячейке А1 хранится значение переменной x, а в ячейке В1 хранится значение переменной y, то выражение для вычисления суммы z=x+y в Excel будет выглядеть так: =A1+B1. А результат вычисления будет помещен в ту ячейку, в которой записана приведенная формула. Заметим, что любое математическое (а также логическое) выражение начинается со знака равно.
Вводить математические и логические выражения можно прямо в ячейку или в строку формул, так как вводимые в ячейку выражения (и данные) дублируются в строке формул. Проделаем упражнение по проведению в таблице Excel элементарных арифметических операций.
1. Создадим таблицу по образцу рис. 88.
Рис. 88. Таблица арифметической операции Сложение
2. Заполним последующие строки таблицы произвольными значениями переменных х и у для вычитания, умножения, деления и возведения в степень. В ячейки столбца D введем соответствующие формулы арифметических действий.
3. Результат показан на рис. 89.
Рис. 89. Таблица арифметических операций
Обратите внимание на содержание строки формул. Если в активной ячейке хранятся числовые или текстовые значения, они дублируются в строке формул. А если в активной ячейке хранится математическое выражение (начинающееся со знака равно), то в строке формул показано это выражение, а в самой ячейке (не обязательно активной) показан результат его вычисления.
Копирование формул.
В таблицах MS Excel можно копировать не только данные, но и хранящиеся в ячейках формулы. Действия по копированию формул такие же, как и по копированию данных (см. вопрос 4), а именно, либо кнопками Копировать–Вставить из
группы Буфер обмена, либо движением курсора, подцепив маркер заполнения. Однако при копировании и переносе формул в другие ячейки имеется одна особенность. В процессе данной операции Excel самостоятельно (без участия пользователя) изменяет в формулах адреса исходных ячеек в соответствии с величиной сдвига по строкам и столбцам. Например, если в приведенном выше примере (см. рис. 88) скопировать формулу сложения из ячейки D2 и вставить в ячейку D3 (сдвиг на одну строку), получим вместо исходного выражения =A2+C2 новую формулу =A3+C3. То есть Excel самостоятельно изменил номер строки во вставляемой формуле. И это оправданно: для вычисления суммы использовались данные из новой строки. Иногда такая особенность поведения очень полезна, например, если нужно в таблице (рис. 87) посчитать возраст сотрудников. Тогда формулу вычисления возраста достаточно вставить лишь в строку первого сотрудника, а затем скопировать ее для всех остальных. При этом в каждой следующей строке формула будет использовать дату рождения следующего сотрудника.
Аналогичное явление можно наблюдать и при сдвиге по столбцам. Например, вставим ту же скопированную формулу в ячейку Е3. Новое выражение будет иметь вид =В3+D3. То есть изменились и имена исходных столбцов, и номер исходной строки в соответствии со сдвигом. В этом случае смысл вычисления потерян, поскольку в измененных адресах ячеек хранятся совсем другие данные.
Поэтому в ряде случаев требуется зафиксировать исходные адреса ячеек в копируемых и переносимых формулах. Например, для создания таблицы умножения следует зафиксировать имя столбца (левого), содержащего значения первого сомножителя, и номер строки (верхней), содержащей значения второго сомножителя. Для фиксации адреса в формулу вставляется знак $ перед именем того столбца или номером той строки, которые в формуле не должны изменяться. Так, для создаваемой таблицы умножения формула для первой (результатной) ячейки таблицы (1х1) будет выглядеть так: =$A2*B$1 (рис. 90).
Рис. 90. Фиксация адресов ячеек в формуле таблицы умножения
Далее следует завершить ввод формулы и протянуть курсором маркер заполнения по всем ячейкам таблицы умножения вниз и вправо.
Адреса ячеек, содержащие знак $, называются абсолютными ссылками в отличие от обычных адресов, которые называются относительными ссылками.
Встроенные или стандартные функции MS Excel.
Табличный процессор MS Excel имеет огромное количество готовых стандартных функций (математических, логических, финансовых и др.), которые можно использовать при проведении вычислений. Чтобы вызвать необходимую стандартную функцию следует установить курсор в ту ячейку, куда будет помещен результат вычисления, и щелкнуть кнопку fx (Вставить функцию) в строке формул. При этом открывается диалоговое окно «Вставка функции» (рис. 91).
Рис. 91. Диалоговое окно «Вставка функции»
Все встроенные функции распределены по категориям: математические, статистические, финансовые и т.д. (см. рис. 91). После выбора категории в одноименном поле окна «Вставка функции» (в рассматриваемом примере выбрали категорию Математические), в разделе «Выберите функцию» открывается список имеющихся функций выбранной категории. После выбора требуемой функции (например, десятичный логарифм) нажатие ОК открывает окно «Аргументы функции», в котором следует ввести необходимые значения аргументов (рис. 92).
Рис. 92. Диалоговое окно «Аргументы функции»
После ввода значений аргументов функции результат вычисления показывается в окне «Аргументы функции» (см. рис. 92), а после закрытия окна кнопкой ОК получаем результат вычисления в активной ячейке.
Исчисление временных интервалов в Excel.
В ычисление значений временных интервалов в Excel имеет некоторые особенности. Так, даты хранятся в виде последовательных номеров. Например, день 1 января 1900 г. имеет номер 1, а 1 января 2017 г. – 42736, и интервал между этими датами составляет 42736 дней. При вводе в ячейку таблицы значения некоторой даты (в формате даты), Excel переводит ее в число (дней), равное разности между вводимой датой и 01.01.1900 г. То есть, вычисляет число дней, прошедших с 01.01.1900 г. до вводимой даты, и хранит в памяти именно это число. Его можно увидеть, если ячейке, содержащей дату, присвоить числовой формат.
Чтобы вычислить возраст человека (в днях) в Excel надо из сегодняшней даты вычесть дату рождения. Если полученный результат поделить на число дней в году, получим значение возраста в годах. Точно так же вычисляют стаж работы и другие временные интервалы.
Значение сегодняшней даты дает встроенная функция «Сегодня» из категории «Дата и время» в диалоговом окне «Вставка функции» (Рис. 93. Функция Сегодня в категории Дата и время)
Продемонстрируем использование функции Сегодня на примере вычисления возраста сотрудников во вновь созданной таблице, содержащей следующие столбцы: №, ФИО (Фамилия и инициалы), Дата рождения, Возраст. Ячейкам столбца Возраст назначим формат Числовой. Выполним следующие действия.
1. Щелкнем курсором в ячейке первого сотрудника в столбце «Возраст», чтобы сделать ее активной.
2. Щелкнем кнопку fx (Вставить функцию) в строке формул.
3. В открывшемся диалоговом окне «Вставка функции» (см. рис. 8.22) выберем категорию «Дата и время», а затем функцию «Сегодня»и щелкнем кнопку ОК.
4. Заметим, что функция Сегодня не имеет аргументов, что подтверждается содержимым диалогового окна «Аргументы функции», в котором нужно просто подтвердить ввод, щелкнув ОК (рис. 94).
Рис. 94. Подтверждение ввода функции Сегодня в диалоговом окне «Аргументы функции»
5. В активной ячейке, а также в строке формул появится запись выражения =Сегодня(). Щелкнем курсором в строке формул после скобок. Дальнейшие действия по созданию окончательного математического выражения будем производить в строке формул.
6. Вставим знак «минус» с клавиатуры и щелкнем в ячейке, соответствующей дате рождения первого сотрудника. В строке формул появится следующая запись выражения: =Сегодня()-С2. Это выражение дает возраст сотрудника в днях.
7.Полученный результат надо поделить на число дней в году (365,25 с учетом високосного года). Окончательное математическое выражение должно иметь следующий вид: =(Сегодня()-С2)/365,25.
8. Завершим ввод щелкнув кнопку Ввод (галочка) в строке формул. В ячейке D2 появится окончательный результат – возраст сотрудника в годах. Убедитесь, что ячейкам столбца Возраст назначен формат Числовой.