Файл: Вопрос Понятие, структура и задачи информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 663

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.

Вопрос 2. Информация, данные и знания. 

Вопрос 3. Основные свойства информации.

Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.

Вопрос 5. Информатизация общества.

Практические задания:

Тема 2. Математические основы информатики

Вопрос 1. Системы счисления.

Вопрос 2. Количественные характеристики информации.

Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.

Вопрос 4. Элементы алгебры логики.

Практические задания:

Тема 3. Технические средства (hardware)

Вопрос 1. Определение, назначение, структура.

Вопрос 2. Состав персонального компьютера.

Вопрос 3. Основные характеристики современных компьютеров.

Практические задания:

Тема 4. Алгоритмы и программы

Вопрос 1. Понятие алгоритма.

Вопрос 2. Способы представления алгоритмов.

Вопрос 3. Свойства алгоритма.

Вопрос 4. Типы структур алгоритмов.

Вопрос 5. Программы.

Вопрос 6. Программное обеспечение компьютера.

Практические задания:

Тема 5. Компьютерные сети

Вопрос 1. Определение, назначение и состав сети.

Вопрос 2. Топология сети.

Вопрос 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Вопрос 4. Сервисы сети Интернет.

Вопрос 5. Адресация в сети Интернет.

Практические задания:

 Тема 6. Основы работы с операционной системой MS Windows

Вопрос 1. Операционная система персонального компьютера.

Вопрос 2. Пользовательский интерфейс ОС Windows 8.1.

Вопрос 3. Формирование файловой структуры компьютера.

 Вопрос 4. Практическая часть: Создание папок пользователя.

Практические задания:

Тема 7. Подготовка текстовых документов

Вопрос 1. Основные возможности текстового процессора MS Word 2013.

Вопрос 2. Клавиатура и принципы работы с ней.

Вопрос 3. Интерфейс текстового процессора MS Word 2013. 

Вопрос 4. Инструменты создания и оформления документов MS Word.

Вопрос 5. Принципы редактирования и форматирования документов.

Вопрос 6. Вставка элементов на страницу документа.

Вопрос 7. Дизайн, Разметка страницы и Рецензирование.

Вопрос 8. Управление видом документа.

Вопрос 9. Сохранение документов МS Word. 

Практические задания:

Тема 8. Табличный процессор MS Excel

Вопрос 1. Электронные таблицы.

Вопрос 2. Интерфейс табличного процессора MS Excel 2013.

Вопрос 3. Структура таблицы MS Excel.

Вопрос 4. Ввод данных в таблицу, копирование и перемещение.

Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.

Вопрос 6. Примеры решения вычислительных задач.

Вопрос 7. Логические переменные, функции и выражения.

Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.

Практические задания:

Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.

Вопрос 2. СУБД MS Access.

Вопрос 3. Создание базы данных MS Access.

Практические задания:

Тема 10. Создание компьютерных презентаций

Вопрос 1. Интерфейспрограммы MS Office Power Point 2013.

Вопрос 2. Последовательность создания презентации.

Вопрос 3. Демонстрация презентации.

Практические задания:

Тема 11. Основы компьютерной графики

Вопрос 1. Методы представления графической информации.

Вопрос 2. Графический редактор MS Paint.

Вопрос 3. Создание элементов изображения.

Вопрос 4. Выделение и редактирование объектов.

Вопрос 5. Режимы просмотра изображений в окне MS Paint.

Вопрос 6. Сохранение графических файлов в программе.

Вопрос 7. Редактор деловой графики MS Office Visio.

Практические задания:

Тема 12. Информационная безопасность

Вопрос 1. Основные понятия информационной безопасности.

Вопрос 2. Угрозы информационной безопасности. 

Вопрос 3. Методы и средства защиты информации.

Вопрос 4. Электронная цифровая подпись.

Вопрос 5. Вредоносные программное обеспечение.

Вопрос 6. Антивирусная защита.

Практические задания:



7.  В активной ячейке результата С2 появится значение функции ИЛИ (ИСТИНА).

8.  Зацепив маркер заполнения активной ячейки, протянем его вниз до конца таблицы (рис. 101).



Рис. 101. Таблица истинности функции ИЛИ

Функция И (логическое умножение) и функция НЕ (логическое отрицание).

Функция И принимает значение ИСТИНА в единственном случае, когда все аргументы («сомножители») имеют значение ИСТИНА, а во всех остальных случаях принимает значение ЛОЖЬ. Таблица истинности функции И для случая двух аргументов выглядит следующим образом:

X

Y

и Y

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

Таблица истинности функции И создается в Excel аналогично описанному выше (раздел), только в диалоговом окне «Вставка функций» выбирается функция И. Следует заметить, что функции ИЛИ и И могут иметь любое число аргументов.

Функция НЕ (логическое отрицание) имеет всего один аргумент. И если аргумент имеет значение ИСТИНА, функция НЕ принимает значение ЛОЖЬ.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.  Создать на листе Excel таблицу истинности для функции НЕ.

2.  Создать на листе Excel таблицы истинности функции ИЛИ и функции И в случае трех и четырех аргументов.

 

Логическая функция ЕСЛИ.

Функция ЕСЛИ принимает одно из двух заданных пользователем значений (числовых, текстовых или логических) в зависимости от истинности аргумента, который обычно представляет собой логическую переменную или целое выражение (математическое или логическое).

Например, если возраст человека больше 18 лет, он совершеннолетний, в противном случае несовершеннолетний. Создадим в качестве упражнения новую таблицу для записи данных шести человек разного возраста, причем величина возраста рассчитывается по приведенной в разделе формуле (рис. 102).


 

Рис. 102. Таблица для проверки совершеннолетия

 

Для проверки на совершеннолетие проделаем следующие действия.

1.  Поместим курсор в ячейку Е2 и щелкнем кнопку fx (Вставить функцию) в строке формул.

2.  В диалоговом окне «Вставка функций» выберем категорию Логические, а в ней функцию ЕСЛИ. Закроем окно кнопкой ОК.

3.  В открывшемся окне Аргументы функции введем в поле «Логическое выражение» условие D2>18.

4.  В поле «Значение, если истина» введем «Да», в поле «Значение, если ложь» введем «Нет». Закроем окно кнопкой ОК.

5.  В активной ячейке таблицы появится результат проверки на совершеннолетие первого человека в списке.

6.  Зацепив маркер заполнения активной ячейки, протянем его вниз до конца столбца.
Контрольные вопросы и задания.

1.  Дайте определения понятиям:

a)      логические переменные

b)      логические функции

c)      логические выражения

 

2.  Как определяются значения логических функций И, ИЛИ и НЕ.

3.  В какой категории функций диалогового окна «Вставка функции» находятся логические функции?

4.  Сколько аргументов у функций И и ИЛИ?

5.  Сколько аргументов у функции НЕТ?

6.  Что является аргументом функции ЕСЛИ?

7.  На листе Excel создать таблицу для вычисления логических выражений:

a)      F = X или Y и неZ, при Х – ИСТИНА, Y – ЛОЖЬ, Z - ИСТИНА

b)      D = А или В и неС, при А – ЛОЖЬ , В – ИСТИНА, С – ЛОЖЬ

c)      S = неили Y и Z.


Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.



На основе данных, хранящихся в таблицах Excel, можно строить диаграммы и графики, которые улучшают восприятие числовых характеристик различных зависимостей и процессов.

Чтобы создать на листе Excel диаграмму, надо в таблице, содержащей данные, просто выделить эти данные и выбрать нужный тип диаграммы на вкладке Вставка в группе Диаграммы (рис. 103).



Рис. 103. Группа Диаграммы на вкладке Вставка 

Рассмотрим простой пример.

1.  Составим таблицу продаж легковых автомобилей в 2016 г. (рис. 104).



Рис. 104. Таблица продаж автомобилей

2.  Выделим курсором в таблице диапазон А3:F4.

3.  Щелкнем кнопку Гистограмма, чтобы открыть пиктографическое меню видов гистограмм, и выберем первый вид из списка (рис. 105).

 



Рис. 105. Пиктографическое меню видов пиктограмм

 

4.  После выбора вида гистограмма появится на листе (рис. 106).



Рис. 106. Гистограмма на листе Excel

5.  Чтобы ввести название диаграммы, следует щелкнуть курсором внутри соответствующего поля в верхней части диаграммы, и ввести текст названия.

6.  Можно изменить тип диаграммы, если щёлкнуть внутри неё правой кнопкой мыши, вызвав контекстное меню, и выбрать команду Изменить тип диаграммы. В открывшемся диалоговом окне «Изменение типа диаграммы» следует выбрать новый тип и закрыть окно кнопкой ОК(рис. 107).



Рис. 107. Изменение типа диаграммы на круговой 

График зависимости функции от исходных данных строится так же, как и диаграмма. Рассмотрим вычисление функции y=x2+3x-4 и построение графика этой функции y =f(х).

1.  Сначала создадим таблицу на листе Excel. В первой строке введем значения 
х от 1 до 6 с шагом 1, во второй строке вставим формулу =B1^2+3*B1-4 и скопируем ее на все остальные ячейкистроки таблицы(рис. 108).



Рис. 108. Таблица вычисления функции

2.  Выделим строку, содержащую вычисленные значения y (вместе с заголовком строки).

3.  А вкладке Вставка щелкнем кнопку Графики в открывшемся пиктографическом меню выберем первую кнопку.

4.  На листе появится построенный график вычисленной функции y = f(х) (рис. 109).



Рис. 109. График вычисленной функции

В заключение следует заметить, что между данными таблицы и диаграммой (а также и графиком) существует связь: любые изменения данных в таблице мгновенно отображаются на диаграмме или графике.

Практические задания:


1.  Составить на листе Excel таблицу для вычисления значений функции y= 2x+ 5x– 10 при изменении значения х от 0 до10 с шагом 1 и построить график функции y(x).

2.  Создать на листе Excel таблицу школьных выпускных оценок по предметам и построить диаграмму.

3.  Оформить на листе Excel таблицу для вычисления значений функции y= ax+ ax– 10 при изменении значений х от 0 до10 с шагом 1 и построить график функции y(x) при двух значениях коэффициента: а=2 и a =5.

 


Тема 9. Работа с базами данных

Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.


Предметная область – это совокупность сведений, относящихся к определенной отрасли знаний, теме или задаче. Пример предметной области юриспруденция: сведения о существующих законах, нормах права, правоприменительной практике и пр. Весь массив сведений о предметной области целесообразно хранить в памяти компьютера, чтобы его оперативно обновлять, изменять и редактировать.

Как известно, информационная система – это система, обеспечивающая получение, хранение, обработку и выдачу информации для решения конкретных задач пользователя. В составе компьютерной информационной системы обязательно имеется база данных. База данных является информационной моделью предметной области.


 

Термины и определения.

База данных (БД) – это структурированная совокупность данных, отражающих состояние объектов определенной предметной области и связи между ними.

БД – это совокупность взаимосвязанных данных, совместно хранимых в одном или нескольких компьютерных файлах и предусматривающая общие принципы организации, хранения и обработки (Федеральный Закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).Проще говоря, БД – это массив информации, систематизированный с целью обеспечения возможности их эффективного хранения, поиска и обработки в вычислительной системе. 

Данные, хранимые в БД, организованы по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования. Манипулирование данными в БД означает проведение различных операций над ними (ввод, обработка, видоизменение и т.д.). Для оперирования (манипулирования) данными, хранимыми в БД, требуется специальная компьютерная программа.

Система управления базой данных (СУБД) – это специальная программа, предназначенная для создания БД, хранения и обработки данных. По сути, СУБД – это целый комплекс компьютерных программ, обеспечивающих ввод, вывод и обработку информации, предназначенной для хранения в БД.

 

БД + СУБД = Банк данных.

 

Банк данных (БнД) – это информационная система (по определению), т.к. обеспечивает ввод, хранение, обработку и выдачу информации по запросам пользователей.

По способу организации и хранения информации различают БД:

     Иерархические.

     Сетевые.

     Реляционные.

 

По разным причинам технического характера иерархические и сетевые БД в настоящее время практически не используются.

Реляционные БД используют для хранения данных таблицы, которые связаны между собой. Название «реляционная» происходит от английского слова relation – связь, отношение. Этот термин указывает, что модель отражает отношения составляющих её частей.

Простая БД может состоять всего из одной таблицы. Большинство баз данных включают несколько таблиц. Например, в одной таблице могут храниться сведения о товарах, во второй — сведения о заказах, а в третьей — сведения о клиентах.