ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 685
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.
Вопрос 2. Информация, данные и знания.
Вопрос 3. Основные свойства информации.
Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.
Вопрос 5. Информатизация общества.
Тема 2. Математические основы информатики
Вопрос 2. Количественные характеристики информации.
Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.
Вопрос 4. Элементы алгебры логики.
Тема 3. Технические средства (hardware)
Вопрос 1. Определение, назначение, структура.
Вопрос 2. Состав персонального компьютера.
Вопрос 3. Основные характеристики современных компьютеров.
Вопрос 2. Способы представления алгоритмов.
Вопрос 4. Типы структур алгоритмов.
Вопрос 6. Программное обеспечение компьютера.
Вопрос 1. Определение, назначение и состав сети.
Вопрос 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Вопрос 4. Сервисы сети Интернет.
Вопрос 5. Адресация в сети Интернет.
Тема 6. Основы работы с операционной системой MS Windows
Вопрос 1. Операционная система персонального компьютера.
Вопрос 2. Пользовательский интерфейс ОС Windows 8.1.
Вопрос 3. Формирование файловой структуры компьютера.
Вопрос 4. Практическая часть: Создание папок пользователя.
Тема 7. Подготовка текстовых документов
Вопрос 1. Основные возможности текстового процессора MS Word 2013.
Вопрос 2. Клавиатура и принципы работы с ней.
Вопрос 3. Интерфейс текстового процессора MS Word 2013.
Вопрос 4. Инструменты создания и оформления документов MS Word.
Вопрос 5. Принципы редактирования и форматирования документов.
Вопрос 6. Вставка элементов на страницу документа.
Вопрос 7. Дизайн, Разметка страницы и Рецензирование.
Вопрос 8. Управление видом документа.
Вопрос 9. Сохранение документов МS Word.
Тема 8. Табличный процессор MS Excel
Вопрос 1. Электронные таблицы.
Вопрос 2. Интерфейс табличного процессора MS Excel 2013.
Вопрос 3. Структура таблицы MS Excel.
Вопрос 4. Ввод данных в таблицу, копирование и перемещение.
Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.
Вопрос 6. Примеры решения вычислительных задач.
Вопрос 7. Логические переменные, функции и выражения.
Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.
Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.
Вопрос 3. Создание базы данных MS Access.
Тема 10. Создание компьютерных презентаций
Вопрос 1. Интерфейспрограммы MS Office Power Point 2013.
Вопрос 2. Последовательность создания презентации.
Вопрос 3. Демонстрация презентации.
Тема 11. Основы компьютерной графики
Вопрос 1. Методы представления графической информации.
Вопрос 2. Графический редактор MS Paint.
Вопрос 3. Создание элементов изображения.
Вопрос 4. Выделение и редактирование объектов.
Вопрос 5. Режимы просмотра изображений в окне MS Paint.
Вопрос 6. Сохранение графических файлов в программе.
Вопрос 7. Редактор деловой графики MS Office Visio.
Тема 12. Информационная безопасность
Вопрос 1. Основные понятия информационной безопасности.
Вопрос 2. Угрозы информационной безопасности.
Вопрос 3. Методы и средства защиты информации.
Вопрос 4. Электронная цифровая подпись.
Вопрос 5. Вредоносные программное обеспечение.
469 = 4 · 102 + 6 · 101 + 9 · 100
Слева от знака равенства число записано в сокращенной записи, а справа – в виде суммы степеней десятки с соответствующими коэффициентами (полная запись числа).
Как видим, последовательность цифр в краткой записи числа (слева от знака «=») состоит из коэффициентов при степенях основания системы счисления: 4, 6. 9.
Чтобы представить то же число в двоичной системе счисления, сначала запишем его в виде суммы чисел, каждое из которых равно некоторой степени двойки:
469 = 256 + 128 + 64 + 16 + 4 +1
Как известно,
256 = 28, 128 = 27, 64 = 26, 32 = 25, 16 = 24, 8 = 23, 4 = 22, 2 = 21, 1 = 20.
Значит,
469 = 1 · 28 + 1 · 27 + 1 · 26 + 0 · 25 + 1 · 24 + 0 · 23 + 1 · 22 + 0 · 21 + 1 · 20.
Если теперь выпишем последовательность коэффициентов перед степенями двойки, получим двоичный код десятичного числа 469:
1 1 1 0 1 0 1 0 1
Приведём примеры записи десятичных чисел в двоичной системе.
Десятичная запись числа | Двоичный код |
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 10 |
3 | 11 |
4 | 100 |
5 | 101 |
10 | 1010 |
20 | 10100 |
100 | 1100100 |
Рассматривая двоичный код десятичных чисел, можно заметить, что у чётных чисел двоичный код оканчивается на 0, а у нечётных – на 1.
Кроме рассмотренных систем счисления в информатике иногда используются и другие:
восьмеричная(используются цифры 0, 1, ..., 7);
шестнадцатеричная(для первых целых чисел от нуля до девяти используются цифры 0, 1, ..., 9, а для следующих чисел – от десяти до пятнадцати – в качестве цифр используются символы A, B, C, D, E, F).
Приведём примеры записи чисел в этих системах.
Восьмеричное число:
357
(8) = 3 · 82 + 5 · 81 + 7 · 80 = 192 + 40 + 7 = 239 (10).
Шестнадцатеричное число++
3BE(16) = 3 · 162 + 11 · 161 + 14 · 160 = 768 + 176 + 14 = 958(10).
Анализируя изложенный материал, можно сделать вывод: чтобы перевести число из одной системы счисления в другую, его следует представить в виде суммы произведений некоторых коэффициентов (выраженных в символах новой системы) на степени основания этой системы, а затем выписать значения этих коэффициентов в виде последовательности. Это и будет код числа в новой системе.
Вопрос 2. Количественные характеристики информации.
Кроме качественных характеристик информации, рассмотренных выше, информация обладает и количественными характеристиками. Их изучает специальная наука – теория информации. Важнейшим результатом теории информации является вывод о том, что в определенных, весьма широких условиях, можно, пренебрегая качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, а следовательно, сравнивать количество информации, содержащейся в различных группах данных.
Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации.
Рассмотрим пример. Находясь осенним утром дома, мы предположили, что могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или в виде дождя, то есть «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидели пасмурное небо и с большой вероятностью предположили, в ближайшие часы осадки будут. То есть, после получения информации, у нас снизилось количество вариантов выбора.
Далее, взглянув на наружный термометр, мы увидели, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, мы получили полную информацию о предстоящей погоде и исключили все варианты выбора, кроме одного.
Приведенный пример показывает, что понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.
Условно все подходы к определению количества информации можно разделить на пять видов:
1) энтропийный;
2) алгоритмический;
3) комбинаторный;
4) семантический;
5) прагматический.
Первые три вида дают количественное определение сложности описываемого объекта или явления. Четвертый – описывает содержательность и новизну передаваемого сообщения для получателя (пользователя) сообщения. Наконец, пятый вид обращает внимание на полезность полученного сообщения для пользователя.
Измерение информации: содержательный подход.
Для человекаинформация тесно связана с его знаниями. Рассмотрим вопрос с этой точки зрения.
Получение новой информации приводит к расширению знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
Отсюда следует вывод, что сообщение информативно (т.е. содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра — информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно, так как нам это уже известно.
Нетрудно понять, что информативность одного и того же сообщения может быть разной для разных людей. Например: «2 x 2=4» информативно для первоклассника, изучающего таблицу умножения, и неинформативно для старшеклассника.
Но для того чтобы сообщение было информативно, оно должно быть еще понятно. Быть понятным – значит быть логически связанным с предыдущими знаниями человека. Определение «значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах», скорее всего, не пополнит знания и старшеклассника, так как оно ему непонятно. Для того чтобы понять данное определение, нужно закончить изучение элементарной математики и знать начала высшей.
Получение всяких знаний должно идти от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет в то же время понятным, а значит, будет нести информацию для человека. Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.
Очевидно, что различать лишь две ситуации: «нет информации» — «есть информация» для измерения информации недостаточно. Нужна единица измерения, тогда мы сможем определять, в каком сообщении информации больше, а в каком – меньше.
Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Эта единица носит название «бит». Ее определение звучит так: «Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации».
Неопределенность знаний о некотором событии — это количество возможных результатов события. Рассмотрим классический пример – подбрасывание монеты. До эксперимента мы имеем неопределённость: либо выпадет «орел», либо «решка». То есть неопределённость – два возможных исхода. После подбрасывания монеты, неопределённость уменьшается вдвое и вообще исчезает – монета упала конкретной стороной. То есть, сообщение о том, что выпал, например, «орел» несёт информацию, количество которой равно 1 биту.
Другой пример. После выполнения контрольной работы у студента имеется неопределенность, он не знает, какую оценку получил: «2», «3», «4» или «5». То есть количество возможных исходов равно 4. После объявления преподавателем результатов, он получает одно из четырех информационных сообщений: «2», «3», «4» или «5». Информационное сообщение об оценке за контрольную работу приводит к уменьшению неопределенности знания в четыре раза, так как получено одно из четырех возможных сообщений. То есть количество информации в сообщении равно 2 битам.
Если обозначить возможное количество событий, или, другими словами, неопределенность знаний N, а буквой I количество информации в сообщении о том, что произошло одно из N событий, то можно записать формулу:
2I = N
Итак, количество информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения:
2I = N.
Таким образом, при двух равновероятных исходах эксперимента
N = 2, I = 1 (бит), а при N = 4, I = 2 (бита).
Измерение информации: алфавитный подход.
Алфавитный подход – это способ измерения информации, который не связывает количество информации с содержанием сообщения.
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл такие понятия, как «новые — старые», «понятные — непонятные» сведения. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.
Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.
Полное количество символов алфавита принято называть мощностью алфавита. Будем обозначать эту величину буквой N. Например,