Файл: Вопрос Понятие, структура и задачи информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Понятие, структура и задачи информатики.

Вопрос 2. Информация, данные и знания. 

Вопрос 3. Основные свойства информации.

Вопрос 4. Информационные процессы, системы и технологии.

Вопрос 5. Информатизация общества.

Практические задания:

Тема 2. Математические основы информатики

Вопрос 1. Системы счисления.

Вопрос 2. Количественные характеристики информации.

Вопрос 3. Представление информации в ЭВМ.

Вопрос 4. Элементы алгебры логики.

Практические задания:

Тема 3. Технические средства (hardware)

Вопрос 1. Определение, назначение, структура.

Вопрос 2. Состав персонального компьютера.

Вопрос 3. Основные характеристики современных компьютеров.

Практические задания:

Тема 4. Алгоритмы и программы

Вопрос 1. Понятие алгоритма.

Вопрос 2. Способы представления алгоритмов.

Вопрос 3. Свойства алгоритма.

Вопрос 4. Типы структур алгоритмов.

Вопрос 5. Программы.

Вопрос 6. Программное обеспечение компьютера.

Практические задания:

Тема 5. Компьютерные сети

Вопрос 1. Определение, назначение и состав сети.

Вопрос 2. Топология сети.

Вопрос 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Вопрос 4. Сервисы сети Интернет.

Вопрос 5. Адресация в сети Интернет.

Практические задания:

 Тема 6. Основы работы с операционной системой MS Windows

Вопрос 1. Операционная система персонального компьютера.

Вопрос 2. Пользовательский интерфейс ОС Windows 8.1.

Вопрос 3. Формирование файловой структуры компьютера.

 Вопрос 4. Практическая часть: Создание папок пользователя.

Практические задания:

Тема 7. Подготовка текстовых документов

Вопрос 1. Основные возможности текстового процессора MS Word 2013.

Вопрос 2. Клавиатура и принципы работы с ней.

Вопрос 3. Интерфейс текстового процессора MS Word 2013. 

Вопрос 4. Инструменты создания и оформления документов MS Word.

Вопрос 5. Принципы редактирования и форматирования документов.

Вопрос 6. Вставка элементов на страницу документа.

Вопрос 7. Дизайн, Разметка страницы и Рецензирование.

Вопрос 8. Управление видом документа.

Вопрос 9. Сохранение документов МS Word. 

Практические задания:

Тема 8. Табличный процессор MS Excel

Вопрос 1. Электронные таблицы.

Вопрос 2. Интерфейс табличного процессора MS Excel 2013.

Вопрос 3. Структура таблицы MS Excel.

Вопрос 4. Ввод данных в таблицу, копирование и перемещение.

Вопрос 5. Проведение математических вычислений в таблицах MS Excel.

Вопрос 6. Примеры решения вычислительных задач.

Вопрос 7. Логические переменные, функции и выражения.

Вопрос 8. Использование диаграмм и графиков в MS Excel.

Практические задания:

Вопрос 1. Базы данных. Основные понятия.

Вопрос 2. СУБД MS Access.

Вопрос 3. Создание базы данных MS Access.

Практические задания:

Тема 10. Создание компьютерных презентаций

Вопрос 1. Интерфейспрограммы MS Office Power Point 2013.

Вопрос 2. Последовательность создания презентации.

Вопрос 3. Демонстрация презентации.

Практические задания:

Тема 11. Основы компьютерной графики

Вопрос 1. Методы представления графической информации.

Вопрос 2. Графический редактор MS Paint.

Вопрос 3. Создание элементов изображения.

Вопрос 4. Выделение и редактирование объектов.

Вопрос 5. Режимы просмотра изображений в окне MS Paint.

Вопрос 6. Сохранение графических файлов в программе.

Вопрос 7. Редактор деловой графики MS Office Visio.

Практические задания:

Тема 12. Информационная безопасность

Вопрос 1. Основные понятия информационной безопасности.

Вопрос 2. Угрозы информационной безопасности. 

Вопрос 3. Методы и средства защиты информации.

Вопрос 4. Электронная цифровая подпись.

Вопрос 5. Вредоносные программное обеспечение.

Вопрос 6. Антивирусная защита.

Практические задания:

, обществе, науке и технике. Так, процесс зарождения и развития любого объекта в живой природе (растения, животного и т.д.) сопровождается восприятием информации (например, генетической), накоплением (например, воздействия окружающей среды), хранением, обработкой (реакцией на внешние воздействия) и передачей (например, генов своим потомкам). Аналогичные информационные процессы протекают и в человеческом обществе. В технике можно привести пример управления любым техническим объектом – автомобилем, самолётом и пр.

Информационная система – система, обеспечивающая получение, хранение, обработку информации для решения конкретных задач и её выдачу или передачу. Например, автоматизированная справочная система на вокзале получает от пользователя данные: пункт назначения, дату выезда, тип поезда (скорый, пассажирский) и вагона (купейный, мягкий, плацкартный); и на основании этих данных, а также данных заложенных в память системы, выдает время отправления, стоимость билета и другие интересующие пользователя параметры.

Информационные технологии – совокупность средств и методов, используемых для реализации информационных систем. То есть это компьютерная техника, алгоритмы и программы, на основании которых создаются информационные системы. Федеральный закон РФ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает такое определение этого понятия: «Информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

Информационный ресурс – устойчивая совокупность источников информации. Это может быть расписание поездов, книга, телефонный справочник, а также сайт в сети Интернет.

Вопрос 5. Информатизация общества.


Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Внедрение компьютеров, а также современных методов и средств обработки и передачи информации послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации.


Информатизация на основе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному этапу определяется степенью информатизации общества.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих людей заняты производством, хранением, переработкой и обменом информацией. Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, психологии, социологии и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.



Практические задания:


1.  Заполните правый столбец таблицы, дав определение понятиям, обозначенным в левом столбце.

 

Понятие

Определение

Информатика

Это научная дисциплина, изучающая законы и методы накопления, обработки, хранения и передачи информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Информация

 

Данные

 

Знания

 

 

2.  Охарактеризуйте свойства информации, приведённые в левом столбце таблицы.

 

Свойство

Описание

Достоверность

Информация соответствует истинному положению дел

Полнота

 

Актуальность

 

Ценность

 

Ясность

 


3.  Дайте определения понятиям, приведённым в левом столбце таблицы.

 

Понятие

Определение

Информационный процесс

Информационный процесс – это процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации.

Информационная система

 

Информационная технология

 

Информационный ресурс

 

 

Тема 2. Математические основы информатики

Вопрос 1. Системы счисления.


Система счисления — это способ представления чисел с помощью символов (цифр), имеющих определенные количественные значения.


В зависимости от способа изображения чисел выделяется два типа систем счисления:

1.  Позиционные системы счисления, в которых количественное значение каждой цифры зависит от ее места (позиции) в числе, например, арабская система счисления.

2.  Непозиционные системы счисления, в которых цифры не меняют своего количественного значения при смене позиции в числе, например, римская система счисления.

 

В Римской системе счисления значение цифры не зависит от ее положения в записи числа. Например, число ХХХ. Здесь цифра Х в любом месте означает число десять (а вся запись – число 10+10+10=30).

Непозиционные системы счисления неудобны для вычислений, поэтому в вычислительной технике используются только позиционные системы счисления.

Основание позиционной системы счисления (P) — это количество различных цифр, используемых для изображения чисел в системе счисления. При этом сами значения цифр лежат в пределах от 0 до P – 1. В повседневной жизни мы имеем дело с десятичной системой счисления, где Р = 10 и используются арабские цифры от 0 до 9.

А в то же время в электронных вычислительных машинах (или компьютерах) для записи данных и информации используется двоичная система счисления. Понятно, что в этом случае Р = 2 и используются только 2 символа: 0 и 1. Оба этих символа носят название двоичных единиц.

В позиционной системе счисления любое число представляется суммой произведений коэффициентов на основание системы счисления Р в степени, соответствующей местоположению цифры в числе. Здесь коэффициенты и есть те цифры, из которых состоит число.

Для простоты понимания вопроса ограничимся пока представлением лишь целых чисел. При этом первой справа цифре числа соответствует позиция «0», второй – «1» и т.д.

В общем случае любое число A, состоящее из m знаков в целой части, в позиционной системе счисления с основанием P будет записано в следующем виде:

am–1P m–1 + … + a1P1 + a00,

 

где

нижние индексы 0…m – 1 определяют позицию (местоположение) цифры в записи числа.

Например, десятичное число 469 можно представить в виде суммы: