Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
Гусли - многострунный щипковый русский народный инструмент. Щипковые инструменты гусельного типа имеют более чем тысячелетнюю историю. У разных народов свои названия инструмента: литовский «канк- лес», карело-финский «кантеле», эстонский «канкель», чувашский «кесле», марийский «кюсле». Первые сведения о щипковых струнных инструментах исследователи относят ко II веку новой эры. В Древней Руси гусли являлись одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов. В произведениях устного народного творчества (былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров - «гудцов» Садко, Добрыни Никитича, Бояна22.
О древнем происхождении гуслей свидетельствуют письменные и иконографические источники: фрески Софийского собора в Киеве, миниатюры древнерусских летописей и находки археологических раскопок. Исследователь русских народных инструментов А. С. Фаминцын в своем очерке «Гусли» отмечал, что «и гусли, и смычки, и сопели, и всякое гудение» упоминаются в «Стоглаве», «гусельники, домрачеи и скрипотчики» - в царских грамотах и наказах. Скоморохи наряду с другими инструментами (сопелями, дудками, гудками) играли в старину и на гуслях. В русских народных песнях их называли еще «звонкими» или «звончатыми», потому что установленные на них металлические струны при игре звонко звучали.
«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминаются в песнях и былинах гусли. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных в широкий и плоский ящик, с резонаторным устройством. Материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель.
На корпус устанавливалось пять струн, так как исследователи- музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствовала пятитоновому ладу русской песни. На протяжении многих веков гусли усовершенствовались, изменяли форму, увеличивалось количество струн и так далее.
Время возникновения прямоугольных гуслей, как полагают исследователи, относится к периоду возникновения Государевой потешной палаты в начале XVII века, под воздействием западноевропейских струнных клавишных инструментов - клавикорда и сшинета, которые появились при Московском дворе, так как корпус прямоугольных гуслей совершенно сходен с корпусом клавикорда. И естественно, что такой сложный по конструкции и большой по размеру инструмент мог сконструировать только опытный мастер или содружество мастеров и музыкантов высокой квалификации, каковыми и обладала в то время Государева потешная палата. Изобретатели прямоугольных гуслей, по музыкально-акустическим и техническим качествам, сумели во многом обойти недостатки клавикорды и клавесина такие, как слабость и механичность звучания, и в тоже время сохранить многовековую гусельную культуру русского народа
23.
На протяжении многовековой истории становления народной инструментальной культуры гусли сыграли огромную роль, где самой совершенной разновидностью русских гуслей были прямоугольные гусли, репертуар которых в основном состоял из народных песен и танцев. Игрой на прямоугольных гуслях увлекались великий русский поэт Г. Р. Державин и композитор О. А. Козловский, они играли дуэтом. В 1776 году придворный певец и гусляр, композитор В. Ф. Трутовский издал первый нотный сборник русских народных песен с аккомпанементом гуслей. Позднее были изданы школы-самоучители М. Померанцева (1802 год) и Ф. Кушенова-Дмитриевского (1806 год), которые были известными гуслярами - исполнителями и педагогами.
Именно к началу XIX века исполнительство на гуслях получило широкое распространение в России, где основную часть репертуара составляли главным образом вариационные обработки русских народных песен, а также танцев, переложения оперных отрывков и арий.
По свидетельству К. Верткова, в 1914 году Н. П. Фомин приспособил для прямоугольных гуслей простую, остроумно сконструированную и надежную в работе клавишную механику. Механика представляла собой демпферную систему, управляемую при помощи 12 клавишей (одна октава) фортепьянного образца. При исходном положении клавиш демпферы глушат все струны. Набирая левой рукой на клавишах нужный аккорд, освобождают соответствующие струны во всех октавах и, проводя затем по струнам медиатором, извлекаются звуки. Основным приемом игры на таких клавишных гуслях (такое они название получили) является глиссандо, но возможно и выщипывание по одной ноте, так как в первую очередь гусли являются инструментом гармоническим и хорошо звучат в ансамбле с прямоугольными щипковыми гуслями. Клавишные прямоугольные гусли до настоящего времени используются в оркестрах русских народных инструментов24.
Домра - один из самых древнейших струнных щипковых русских инструментов, хотя вопрос о происхождении и бытовании домры на Руси остался так до конца не выясненным.
Истоки появления домры уходят в далекую древность. Упоминание о тамбуровидном инструменте встречается у арабского путешественника X века Ибн-Фадлаха, который побывал на реке Волге в 921 году и при описании погребального обряда у русов отмечал, что умершему ставили в могилу наряду с пищей и питьем также и «тунбур» - струнный инструмент с круглым «ящиком и длинной ручкой для струн».
Этот факт доказывает, что инструмент домрового типа существовал у славянских племен еще до принятия христианства и татаро-монгольского нашествия, и что опровергает мнение о заимствовании домры как национального инструмента у Восточных народов в эпоху татаро-монгольского ига.
Литературные источники XVI - XVII веков свидетельствуют, что в этот период домра была одним из самых распространенных и любимых инструментов.
В Москве в XVII веке существовал даже так называемый «домерный ряд», где наряду с другими инструментами продавали домры.
К XVII веку домровое исполнительство на Руси достигло такой популярности, что даже гусли в значительной степени уступали место домрам. Это вызвало необходимость в создании народного промысла по изготовлению домр и струн к ним. О том, что домры изготовлялись в большом количестве и не только в Москве, - убедительно свидетельствуют таможенные книги XVII столетия. Именно на XVI - XVII века приходится расцвет народно-инструментального искусства на Руси, поэтому изучение рукописных миниатюр XVI - XVII столетий, преимущественно церковных, позволило М. И. Имханицкому сделать вывод, что древнерусская домра существовала в XVI - XVII столетиях в двух вариантах25.
Однако, учитывая то, что русские народные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, нетрудно обнаружить, что существовал целый ряд инструментов, чрезвычайно схожих с домрой. С домрой схожа домбра у казахов, думбыра - у башкир, танбур - у узбеков, дутар - у таджиков, бандура - у украинцев и другие инструменты. Все перечисленные инструменты, как и русская домра, принадлежат к семейству тамбуровых инструментов и ведут свое начало от древнего восточного тамбура.
Таким образом, становление домры, как трех, так и четырехструнной в основном завершилось уже через несколько лет после её возрождения. В дальнейшем многими мастерами и исполнителями делались попытки по расширению диапазона обоих видов инструментов, а также улучшения их акустических качеств.
Можно отметить, что домра, как концертный сольный инструмент, самый молодой инструмент, а в ряду всех русских народных инструментов - один из наиболее старинных. Домра, изначально была предназначена исключительно для оркестрового исполнительства, и лишь несколько лет спустя после возрождения - обрела свое сольное существование.
Балалайка - один из самых популярных русских народных музыкальных инструментов. Сегодня даже человеку несведущему в музыке и далекому от музыкальной культуры России не имеет смысла объяснять, как выглядит балалайка. Однако мнение о балалайке, как об инструменте с древнейшей историей, несколько ошибочно. Если сравнить возраст балалайки с возрастом таких инструментов, как гусли, гудок или древняя домра, то окажется, что балалайка довольно молодой инструмент26.
Первые упоминания о балалайке, известные в настоящее время, относятся к 1688 году. В документе «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» о балалайке говорится как об инструменте обыденном, типичном, что дает основание отнести ее происхождение к началу XVII века.
Количество струн на древних балалайках было от двух до пяти. Сами струны использовались медные или кишечные. Не одинаковыми были как размеры инструмента, так и форма корпуса.
Как описывают исследователи, балалайки - это круглые, трапециевидные, треугольные или квадратные инструменты, изготовленные из цельного куска дерева или высушенной тыквы Предпочтение, однако, отдавалось треугольным формам. Описание исполнения на древних балалайках говорят о наличии бурдонной (постоянно звучащей) струны. Основным приемом игры являлось бряцание, то есть удар указательным пальцем одновременно по всем струнам.
В зависимости от формы и размеров инструмента различались способы держания балалайки. Нередко исполнители играли стоя, пританцовывая, инструмент в таких случаях висел на подвязках. При игре сидя инструмент лежал на бедре или у правого бедра. Иногда корпус балалайки держали между колен или упирали в длинную рубаху. Такая посадка позволяла удобно играть на инструменте с длинным грифом в его нижнем диапазоне. Народные балалайки были инструментами диатоническими, на их грифе располагалось 5-7 ладов, функции которых исполняли жильные перевязи. Профессиональные музыканты, увлекавшиеся игрой на балалайке, часто использовали без ладовые инструменты, делая таким образом диатонический инструмент - хроматическим.
Одним из первых исполнителей на балалайке исследователи называют известного скрипача, композитора и дирижера Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). Первоначально И. Хандошкин играл на инструменте, изготовленном из высохшей тыквы. Для улучшения звучания инструмента его корпус изнутри был обклеен битым хрусталем. Позднее знаменитый скрипичный мастер Иван Батов изготовил для И. Хандошкина новый инструмент. Исследователь А. Пересада предполагает, что в этом инструменте были врезные лады
27.
Среди известных исполнителей-балалаечников упоминаются: придворный скрипач царицы Екатерины второй - И. Ф. Яблочкин (ученик И. Хандошкина как по скрипке, так и по балалайке), московский скрипач, композитор и дирижер - В. И. Радивилов (1805-1863). В начале XIX века было издано и первое произведение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник" известного оперного певца Мариинского театра Н. В. Лаврова.
Все вышеизложенные факты говорят о том, что к началу XIX века балалайка становится популярной не только в крестьянской, но и в городской среде. Иногда интерес к этому инструменту проявлялся и в высшем свете среди профессиональных музыкантов.
О том, что балалайка - это новый инструмент, иногда внешне похожий на домру, но функционально отличный от нее, говорит ряд фактов. Первый из них - это одновременное их существование. Последние упоминания о домре относятся к 1754 году, балалайка же впервые упоминается в 1688 году. Будучи инструментом профессиональных музыкантов - скоморохов, домра чаще использовалась как инструмент мелодичный, и для лучшего использования в ансамбле имела тесситурные разновидности.
В исторических документах до сих пор не найдены упоминания о существовании тесситурных разновидностей народной балалайки. Балалайка использовалась в ансамбле, но с другими инструментами. Следовательно, утверждение о том, что балалайка - это «законспирированная» домра вызывает большие сомнения28.
После царского указа 1648 года были уничтожены не только сами музыкальные инструменты, но и запрещено их производство. В связи с этим промысел по изготовлению струнных инструментов, в частности домр, был утерян. На этом была основана гипотеза, связывающая появление балалайки с ее конструктивной примитивностью, возможностью кустарного ее изготовления.
Становление аккордово-гармонического стиля обусловило наличие новых закономерностей в интонационном строе народных песен и плясок. В частности, в них все более стала ощущаться опора на гармонию, складывающуюся преимущественно из чередования тонических, доминантовых и субдоминантовых трезвучий. Ощутимее стала и квадратность членения музыки, и конечно же, особенно необходимым стало наличие ясного аккордового сопровождения в аккомпанементе.