Файл: Иркутский национальный исследовательский технический университет институт заочновечернего обучения Кафедра Самолётостроения и эксплуатации авиационной техники.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2 Схематизация нагрузок, действующих на конструкцию крыла в полете
2.1 Построение эквивалентного крыла
2.2 Определение действующих нагрузок
3 Построение эпюр внутренних силовых факторов, действующих в сечениях эквивалентного полукрыла
4 Проектировочный расчет крыла
4.1 Схематизация расчетного сечения
4.2 Проектировочный расчет поясов расчетного сечения
4.2.1 Схематизация действия изгибающего момента
4.2.2 Проектировочный расчет верхнего пояса сечения
4.2.3 Проектировочный расчет полок лонжеронов
4.2.4 Проектировочный расчет нижнего пояса сечения
4.3 Проектировочный расчет стенок лонжеронов
4.4 Определение координат центров тяжести продольных элементов в сечении кессона
5 Проверочный расчет крыла на изгиб методом редукционных коэффициентов или методом В. Н. Беляева
5.1 Краткое описание методики выполнения проверочного расчета
7 Проверочный расчет крыла на сдвиг и кручение
4 Проектировочный расчет крыла
4.1 Схематизация расчетного сечения
В зависимости от того, какими силовыми элементами в основном воспринимается изгибающий момент, силовые схемы крыльев делятся на лонжеронные, кессонные и моноблочные [4].
Для анализа принимается кессонная КСС двухлонжеронного крыла с долей восприятия изгибающего момента лонжеронами 0,4.
Под проектировочным расчётом в данном случае понимается приближённый расчёт на начальном этапе проектирования. Как правило, на этом этапе определяются необходимые площади сечений силовых элементов крыла в рамках установленной расчётной схемы.
В случае стреловидного крыла у прототипа за расчетное примем сечение крыла, расположенное на некотором расстоянии от места крепления к фюзеляжу, то есть без учёта влияния стреловидности. Для двухлонжеронного крыла это расстояние, примерно, равно ширине межлонжеронной части крыла в центральном сечении. Силовой треугольник рассматривается в уточнённых расчётах.
При проектировочном расчёте пренебрегается влияние носовой и хвостовой частей крыла, поскольку носовая часть крыла расположена близко к нейтральной оси и её момент инерции мал. Хвостовая часть, как правило, вырезана под элероны или закрылки.
Для двухлонжеронной схемы передний лонжерон располагается на хорды крыла. Положение заднего лонжерона определяется необходимой площадью элерона и закрылков и соответствует хорды.
В данном случае принимается положение переднего лонжерона на хорды, заднего лонжерона – на хорды. Длина центральной хорды
(см. таблицу 2.2). Следовательно, межлонжеронное расстояние в центральном сечении
равно:
Тогда с учётом продольного размера и расположения характерных сечений эквивалентного крыла за расчетное принимается второе сечение (см. рис. 2.2).
Рассмотрим геометрические характеристики сечения. Величина хорды в расчетном сечении (см. таблицу 2.2) равна . Пользуясь атласом авиационных профилей, принимается подходящий для самолета данного типа аэродинамический профиль, например, 18% профиль ЦАГИ-МАИ серии В-18%. Координаты характерных точек профиля приведены в таблице 4.1. На изгиб работает только межлонжеронная часть сечения крыла (участок профиля сечения, заключенная между передним и задним лонжеронами). Ограничимся координатами только тех точек профиля, которые расположены на этом участке.
Таблица 4.1 – Координаты точек профиля расчетного сечения
| 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 65 | 70 |
| 10,9188 | 11,5996 | 11,8980 | 11,6424 | 10,4760 | 8,7192 | 7,7066 | 6,6384 |
| -5,5548 | -5,7800 | -5,9364 | -6,0984 | -6,0300 | -5,7528 | -5,4900 | -5,1408 |
| 0,5552 | 0,6940 | 0,8327 | 1,1103 | 1,3879 | 1,6655 | 1,8043 | 1,9431 |
| 0,3031 | 0,3220 | 0,3303 | 0,3232 | 0,2908 | 0,2420 | 0,2139 | 0,1843 |
| -0,1542 | -0,1604 | -0,1648 | -0,1693 | -0,1674 | -0,1597 | -0,1524 | -0,1427 |
Рисунок 4.1 – Геометрия профиля кессонной части крыла
С учётом относительных значений характеристик принятого профиля крыла, приведённых в таблице 4.1, уточняются численные значения параметров геометрии рассматриваемого сечения крыла:
- длина хорды профиля в расчетном сечении ;
- высота 1-го лонжерона: ;
- высота 2-го лонжерона: ;
- максимальная высота профиля:
- расстояние между лонжеронами: .
Поперечное сечение рассматриваемого типа крыла показано на рис. 4.2, а. Следует отметить тот факт, что панели кессона крыла в окрестности рассматриваемого сечения, являются не сборными, то есть стрингеры и обшивка монолитны. Доля изгибающего момента, воспринимаемая лонжеронами
. Материал, из которого изготовлены элементы кессона – высокопрочный алюминиевый сплав Д16АТ. Предел текучести для него
; модуль продольной упругости .
а) - реальная геометрия сечения;
б) - геометрия эквивалентного сечения с усреднённой высотой
Рисунок 4.2 – Сечение кессона крыла
На начальном этапе проектировочного расчёта крыла на изгиб расчётной схемой является двухпоясная балка, поперечным сечением которой является прямоугольный контур с рабочей высотой
(рис. 4.2, б).
Приведенных исходных данных достаточно для выполнения проектировочного расчета сечения крыла.
Верхний и нижний пояса межлонжеронной части сечения представлены в виде прямоугольников (см. рис. 4.2, б).
Расстояние между центрами тяжести таких упрощенных поясов определяется по формуле:
где – множитель, введенный в силу того, что в числителе используются размеры, относящиеся к внешнему контуру сечения.
4.2 Проектировочный расчет поясов расчетного сечения
4.2.1 Схематизация действия изгибающего момента
Действие изгибающего момента в расчётном сечении (см. табл.2.2) заменяется парой сил и :
где , – продольные силы, действующие в верхнем и нижнем поясах сечения.
4.2.2 Проектировочный расчет верхнего пояса сечения
Площадь сечения верхнего пояса:
где – множитель, введенный в знаменатель в связи с тем, что верхний пояс работает на сжатие, а потеря устойчивости происходит, как правило, раньше, чем напряжения достигают значения предела текучести .
С учётом доли изгибающего момента, воспринимаемого лонжеронами, определяем площадь поперечного сечения верхней панели кессона:
Рисунок 4.3 – Монолитная панель
В верхний пояс сечения крыла представляет собой монолитную панель: обшивка и подкрепляющие её рёбра жёсткости (рис. 4.3) [5].
Шаг стрингеров определяется. в диапазоне . Для удобства выполнения расчетов координат стрингеров пользуются эмпирическим соотношением
где – хорда профиля расчетного сечения крыла,