Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).



Еще одним важным фактором, который мы учитываем при изучении личностных характеристик сиблингов, является разница в возрасте сиблингов.

Мы использовали модель Альмодовара, согласно которой: если старшему ребенку на момент рождения меньше двух лет, то опыт «нежелательного вторжения» облегчает дифференциацию «Иного». Однако в возрасте от двух до четырех лет ребенок находится в процессе формирования как личности, отличной от «другого», и ревность, вызванная фактом рождения очередного ребенка, приводит к путанице в сознании. диада "Я-другой". Ребенок будет реагировать двусмысленным поведением, демонстрируя как идентификацию с младшим, так и желание утвердить свое превосходство. Кроме того, старший ребенок чувствует, что потерял материнскую любовь, так как больше не находится в центре ее заботы. Проблема поведения ребенка отражает его противоречивые эмоции: контраст между ощущением того, что он снова стал маленьким, и желанием вырасти, стать старше.

Однако в связи с вышеизложенным мы также считаем, что чем меньше разница в возрасте, тем ближе дети друг к другу и тем больше сотрудничество. И в то же время дети проявляют соперничество и ревность, особенно когда речь идет о заботе о них, а также внимание родителей и их привязанность. Другими словами, небольшая разница в возрасте создает крепкие связи, но и становится причиной частых конфликтов. Соперничество уменьшается, когда разница в возрасте больше. Так, при разнице в возрасте более четырех лет возникает больше самостоятельных отношений, а враждебность проявляется меньше. Чем ближе они по возрасту, тем больше родственные отношения влияют на их развитие. Где-то в возрасте трех-четырех лет младший брат уже способен к игровому сотрудничеству и способствует совместной игре со старшим. В этот период может усилиться кооперативное поведение и конфликтность в игре, что отражает амбивалентность отношений между братьями и сестрами.

Наши исследования показали, что разница в возрасте сиблингов оказывает существенное влияние на роли, которые каждый из них берет на себя в игре, а дети старшего возраста, как правило, берут на себя право вести игру и контролировать ее ход.

В ходе нашего практического исследования мы также наблюдали за поведением 35 детей в возрасте от 3 до 5,5 лет дома и в детском саду. Он оценил стиль взаимодействия детей с братьями, сестрами и сверстниками. Оказывается, дети, у которых есть старшие братья и сестры, и первенцы, имеют различия в поведении. Дети и старшие братья и сестры ведут себя дома более агрессивно, чем первенцы, а первенцы более доминантны в своем поведении. Следует отметить, что существует небольшая корреляция между поведением дома и в саду.


При этом старшие братья и сестры более категоричны и директивны в вербальном общении, чем младшие.

Некоторые из наших примеров влияния сверстников, братьев и сестер на игру показывают, что совместная игра позволяет вам:

  • научиться руководить, договариваться, приспосабливаться;

  • получить интимный опыт;

  • конструктивные игровые взаимодействия в семейном контексте;

  • научиться отвечать на звонки и разрешать конфликтные ситуации;

  • выражать и развивать свою индивидуальность;

  • научиться преодолевать трудности, связанные с различиями: возраст, пол и т. д.

В экспериментальном исследовании мы изучили большое количество гомосексуальных или однополых детей и показали, что в однополых парах девочки проявляли более «просоциальное» поведение, чем мальчики. В однополых парах мальчики старшего возраста более агрессивны, чем девочки старшего возраста. Подобные явления не происходят в смешанных красках. В результате девочки старшего возраста, как правило, более добры и готовы помочь, чем мальчики старшего возраста.

Мы также обнаружили, что старшие братья и сестры являются важными образцами для подражания для молодого поколения. Если у мальчика есть старший брат, а у девочки старшая сестра, было обнаружено, что старшие дети в кросс-гендерных семьях демонстрируют более гендерно-специфическое поведение, чем дети, не совпадающие по полу. Кроме того, в ходе практических исследований мы подчеркивали важность средовых факторов: размера семьи и социально-экономического положения семьи в личностном развитии детей.

Мы видели, что для полигамных детей характерен высокий уровень покорности и враждебности. Дети в средних семьях более чувствительны и общительны.

В малых семьях дети ближе к родителям и более персонифицированы. Предпринимаются попытки распутать влияние социально-экономического статуса семьи на личность и размер семьи.

Результаты нашего эмпирического исследования показывают, что распространенность некоторых личностных черт (интроверсия, тревожность) у детей зависит от социально-экономического статуса и размера семьи, а для первенцев и младших детей зависимость обратная. .



Таким образом, самые высокие уровни интернализации и тревожности наблюдались у первенцев в семьях с низким социально-экономическим статусом, а уровни интернализации и тревожности снижались по мере повышения социально-экономического статуса семьи. В случае с последними детьми в семье, наоборот, наряду с их социально-экономическим статусом имеют значение внутренние мысли и опасения.


2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей



Итак, вот особенности одинокого воспитания:

  • чутко относится к правилам и ожиданиям родителей и старается их выполнять – не используя мир, их установки и способы решения проблем;

  • высокомотивированы – должны заниматься командными видами спорта, чтобы компенсировать свою психологическую уникальность;

  • может быть консервативным и нейтральным; либо он полностью принимает все ценности своих родителей, либо он дипломатично и демократично восстает против них;

  • склонен к манипулированию, знает слабости и психологию взрослых - поэтому ребенок должен видеть, что тактика родителей по отношению к нему не изменилась, что у него есть свой мир, свой мир, другие интересы.

Особенности воспитания ребенка старшего возраста:

  • облегчить переход в статус «взрослого» — создать личное пространство (пустую комнату или уголок), не отказываться от обещаний и поцелуев, не поучать «ты взрослый»;

  • не делайте из ребенка страны нанке. Можно разрешить помощь или время от времени просить посидеть с малышом; но не в роли слушателя, а в качестве партнера. Вам не нужно держать вашего малыша в холоде все время. Уважайте частную жизнь каждого.

Ребенок старшего возраста, все детство которого было обременено младшими братьями и сестрами, может не хотеть собственных детей; Тот факт, что ребенок является старшим в семье, не делает его или ее автоматически старшим. Не просите семилетнего ребенка летать со взрослым. Он все еще новичок в игре! Посмотрите на своих сверстников, чтобы увидеть это;

Появление братьев или сестер, переход в статус «большого ребенка» — одно из самых травмирующих событий в жизни ребенка. В это время он испытывает множество неприятных эмоций: гнев, страх, гнев, печаль, ревность и даже ненависть. Положительными сторонами являются любовь к родителям и восхищение ребенком. Так что не позволяйте ребенку выражать свои чувства, летайте на самолете и получайте нужный опыт.

Ссоры, споры и непонимание между детьми в основном вызваны борьбой за внимание, любимой игрушкой, в которую всегда хотят играть двое детей одновременно, или дележем территории. Дети должны учитывать эту небольшую особенность при покупке игрушек, предметов или лакомств. Если вы покупаете что-то для одного ребенка, не забудьте про второго ребенка.


Если между детьми возникает конфликт, родители должны объективно посмотреть на причины его возникновения. Необходимо научить их находить взаимоприемлемое решение конфликта, способствовать примирению и всегда требовать прощения от виновной стороны. Я должен сказать, что это должно быть разделено со всеми, у кого есть брат или сестра.

После рождения второго ребенка у родителей может возникнуть небольшая задержка в развитии первого ребенка. В первую очередь это связано с тем, что разница в возрасте между детьми очень мала, они практически все время проводят вместе, а все игры и интересы используются на благо самых маленьких. Чтобы этого не произошло, необходимо работать с каждым ребенком индивидуально, а все занятия и игры должны строго соответствовать его возрасту и развитию.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что возрастные различия влияют на развитие детей, их взаимоотношения друг с другом, самочувствие. Порядок взаимоотношений детей в семье зависит только от родителей, как они готовят старшего ребенка к рождению еще одного ребенка.

2.3 Описание методов и методик


Основным методом сбора информации было психологическое тестирование, проводимое с помощью проективно-методических, шкальных и открытых опросников.

Для выполнения задач использовались следующие методы:

1. Методика «Межличностные отношения ребенка» (Рене Жиль) (см. Приложение 1, стр. 95). Метод представляет собой визуально-вербальный проективный метод. Он состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий. При обследовании ребенка по этой методике достаточно сделать выбор в предлагаемой ситуации: кого выбирают и на каком расстоянии от определенных лиц ребенок себя ставит, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых текстовых заданиях. ему. Методика имеет 13 шкал, которые можно условно разделить на 2 группы переменных.

А) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к материи,

2) отношение к отцу,

3) отношение к матери и отцу вообще как к родительской паре,

4) отношение к моим братьям и сестрам,