Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми

1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье

1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу

1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола

Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми

2.1 Проведение практического исследования сиблинговых отношений между детьми разного возраста в семье

2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей

2.3 Описание методов и методик

2.4 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Методический инструментарий

Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)

Приложение 2

Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)

Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).


Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни

При этом старшие сиблинги более устремлены к доминированию и лидерству, что может объясняться их ролевой позицией, как «маленького помощника». Вместе с тем младшие девочки более привязаны к отцу, а также более адекватно реагируют на фрустрирующие их ситуации, что можно объяснить привитием девочкам, в нашей культуре, таких качеств, как гибкость в отношениях, терпение и выносливость (см. Рисунок 2).



Рисунок 2 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с учетом пола и разной ролевой позицией (средние показатели).

Тогда как младшие мальчики отмечают близость отношений с другими родственниками, а именно с бабушками, дедушками и т.д., и значимость отношений со старшим сиблингом, что по нашему мнению, определяется гендерными особенностями, как потребность в четком образце для подражания, стремления и партнерства.

Для конкретизации особенностей межличностных отношений детей, мы применили проективную методику «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана ((КРС); см. Приложение 3. с. 101-105)), позволяющую отразить особенность восприятии ребенком семейных отношений, а именно родительских, детско-родительских и детских отношений (см. Таблица 2).

Таблица 2 Уровень выраженности основных показателей семейной ситуации детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции

Основные показатели семейной ситуации

Общие значения

Старшие сиблинги

Младшие сиблинги

Старшие дети

Младшие дети

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1. Отверженность в семье (отсутствие себя)

23,3%

16,6%

26,6%

20%

7,7%

23,5%

2. Малая значимость либо конфликт с членами семьи

76,6%

56,6%

66,6%

86,6%

61,5%

52,9%

- отсутствие отца

33,3%

13,3%

34%

34%

15,4%

11,7%

- отсутствие матери

0%

3,3%

0%

0%

0%

5,8%

- отсутствие родителей

13,4%

13,4%

12,6%

12,6%

15,4%

11,7%

- отсутствие сибса

30%

26,6%

20%

40%

30,7%

23,5%

3. Отношение доминирования (выше по росту, местоположению) - отец

30%

13,3%

33,3%

26,6%

7,7%

17,6%

- мать

43,3%

46,6%

33,3%

53,3%

69,2%

29,4%

- сибс

13,3%

20%

15,3%

20%

7,7%

29,4%

- сам ребенок

6,6%

20%

6,7%

0%

15,3%

17,6%

4. Конкурентные отношения с сибсом (мелкое изображение)

23,3%

6,7%

33,3%

13,3%

0%

11,7%

5. Разобщенностьчленов семьи:

- изображение группами (необходимость эмоциональных контактов)

13,3%

20%

20%

6,7%

15,3%

23,5%

- удаленность членов семьи (слабость эмоц-х контактов)

33,3%

36,6%

46,1%

40%

35,3%

29,4%

- большое кол-во предметов и разделение ими членов семьи (недостаток эмоц-х связей)

40%

36,6%

46,1%

26,6%

35,3%

23,5%

6. Конфликтные отношения с членами семьи: - изображение со спины либо в профиль

16,6%

13,3%

6,7%

26,6%

0%

23,5%

- изоляция члена семьи

3,3%

43,3%

0%

6,7%

69,2%

41,1%

- схематичное либо небрежное изображение члена семьи

6,6%

30%

0%

13,3%

15,3%

17,6%

7.Агрессивная символика в изображении (острые ногти, холодное орудие в руках, агрессивное поведение)

20%

10%

0%

40%

0%

17,6%


Примечание. Цветные индикаторы подтверждают достоверность разницы φ* по критерию Фишера (угловое преобразование Фишера).

В ходе исследования были получены следующие результаты: старшие сибсы имеют показатель недоверия или неоднозначного отношения к членам семьи (φ* = 1,66, p = 0,048), то есть дети-первенцы хотят признания их важности и самостоятельности, хотя им нужен сильный образец для подражания, например, отец (φ* = 1,58, p = 0,057) и важность отношений с отцом (φ* = 1,85, p = 0,033), что подтверждается частотой изображения отца как доминирующая фигура на картинах старших братьев и сестер.

Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги позиционируют себя как объекты лидерства в семье, что можно определить по их «младшему» статусу и стремлению занять центр (φ* = 1,55, p = 0,061). ситуация в семье. В то же время конкуренция старших сиблингов с младшими имеет статистически незначимый показатель (φ* = 1,88, p = 0,030), что означает, что первенец испытуемый «свергается с престола» и может занять место «кожи». ". его младший брат. . У детей младшего возраста больше конфликтов с членами семьи (φ* = 2,45, p = 0,006), что подтверждает более высокий уровень изоляции от одного или всех членов семьи (φ * = 4,14, p = 0,000). На наш взгляд, сложнее выбрать метод поведения и стратегию. Обычно его сравнивают со старшим или иллюстрируют им. В то же время все попытки проявить себя приводят к низкой улыбке у старших, что приводит к конкурентным отношениям между младшими братьями и сестрами.

Анализируя основные параметры семейной ситуации детей, были получены следующие результаты в зависимости от пола и роли: девочки в положении старшего сестричества, девочки со статистически значимым показателем конфликтности или неоднозначных отношений с отдельными семьями; члены. (φ* = 1,32, р = 0,094). Старшие девочки чаще страдают от недостатка общения и считают себя более важными членами семьи, больше соревнуются со своими младшими сиблингами (φ* = 1,32, p = 0,094), что, на наш взгляд, объясняется появлением новой тревожности. Стремление властвовать и руководить в семье находит отражение в статистически значимых показателях по этому параметру (φ* = 1,44, р = 0,076).

Старшие мужчины или мальчики были более агрессивны (φ* = 3,76, p = 0,000) и конфликтны по всем показателям этого параметра (φ* = 1,55, p = 0,062; φ* = 1,44, p = 0,075; φ* = 2, p = 0,002), можно объяснить гендерными особенностями детей, так как мальчиков обычно награждают за силу, выносливость и равнодушие, что выливается в агрессию в драках и вообще в начальной школе. Учитывая наличие младших братьев в примере мальчиков, занимающих позицию старшего брата, можно предположить, что старшие мальчики идентифицируют себя с «мужскими фигурами» и утверждают руководящую роль старшего сына: дворник и учитель младше. может быть унаследован от родителей.



При этом для младших девочек важна роль матери в семье (φ* = 2,18, p = 0,014), а у младших мальчиков авторитет матери конкурирует со стремлением к независимости от ее требований (φ* = 1,33). , р = 0,093). Кроме того, младшие мальчики сообщают о более конкурентных отношениях со старшими братьями и сестрами (φ* = 1,89, p = 0,029) (φ* = 1,61, p = 0,054). Мы считаем, что мальчикам младшего возраста не хватает оптимальных методов и моделей поведения, потому что их труднее адаптировать и воспроизвести, чем девочек.

Анализ результатов показал, что признак агрессивности в семейных отношениях, который можно объяснить гендерным фактором, статистически значим как у мальчиков старшего, так и у младшего возраста (φ* = 1,41, p = 0,079; φ* = 2,35, p = 0,008 соответственно). ). . вышеперечисленные особенности детей.

Девочки с меньшей ролью чувствуют себя более изолированными в общей семейной ситуации (φ* = 2,57, p = 0,004). Младшие мальчики достоверно набрали баллы по конфликтному отношению к отдельным членам семьи (нейтральный или схематический образ одного или обоих родителей, а также брата или сестры) (φ* = 1,59, p = 0,056; φ* = 2,73, p = 0,007). объясняется гендерными характеристиками и ролевым статусом ребенка.

В то же время девочки старшего возраста чувствуют себя более лояльными к семье (φ* = 1,38, p = 0,085), так как несут больше ответственности и чувствуют себя более независимыми. Кроме того, у девочек старшего возраста большее значение имеют сиблинговое соперничество и доминирование отца в семье (соответственно φ* = 3,23, p = 0,000; φ* = 1,79, p = 0,037), что подтверждает индекс конфликтности с этими родственниками. членов, т. е. изображение сплошное и в профиль (φ* = 1,37, p = 0,087). На наш взгляд, отец уделяет больше внимания младшим детям, особенно большим надеждам и интересам отца (спорт, автомобили, рыбалка и т. д.), стратегии соперничества с самыми слабыми (младшим братом).

В то же время фотографии девочек-подростков ассоциировались с материнским доминированием (f* = 1,9, p = 0,028) и относительно высокими показателями отсутствия эмоциональной связи, конфликтов и распада семьи (φ* = 2,11, p = 0,017; φ * = 5,16, р = 0,000). То есть авторитарная мать эмоционально не близка к дочери, которая любой ценой получает внимание и любовь.

По сравнению с мальчиками с разными ролями взрослые имели индекс недоверия к доминирующему родителю в семье (φ* = 1,54, p = 0,062), ни важности, ни конфликтности (φ* = 1,54, p = 0,062). В этом случае отец функционально пассивен (отдельно от всех остальных членов семьи, где отец лежит на диване, смотрит телевизор или мал) и не является важной фигурой в семье. Значимые корреляции наблюдались у мальчиков-подростков с матерью (f*=1,37, p=0,087) и чувством самоконтроля (f*=2,45, p=0,006) (f*=1,37, p=0,087; f*= 1,81, р = 0,035). То есть стремление к самостоятельности и требования одновременно создают конфликт между родителями и маленькими мальчиками.


Таким образом, были выявлены особенности личностных отношений и понимания семейной ситуации младших школьников: пол ребенка и братский статус, что подтверждает нашу гипотезу о существенных различиях в отношении младших школьников к членам семьи; , в зависимости от пола детей и статуса братства.

На следующем этапе исследования будут рассмотрены взаимодействия между родителями и детьми в начальной школе с учетом пола и ролей.

4.2 Особенности взаимодействия родителей и детей в зависимости от пола и ролевого статуса

Результаты, полученные И. Марковской (ВРП) «Опросник о взаимодействии родителей и детей», показывают, что существуют некоторые различия в отношении родителей к детям с учетом разных ролей ребенка (см. табл. 3).

Таблица 3 Особенности взаимодействия родителей с детьми разных ролевых позиций (средние значения)

Шкала

Средние значения

Родители старших сибсов

Родители младших сибсов

1. Нетребовательность - требовательность

15,1

14,6

2. Мягкость - строгость

14,5

14,2

3. Автономность - контроль

24,7

24,1

4. Эмоцональная дистанция - близость

19,6

18,4

5. Отвержение - принятие ребенка

22,6

27

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

18,1

18

7. Тревожность за ребенка

16,6

16,5

8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений

18,5

20

9. Воспитательная конфронтация в семье

11,3

10,5

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

19

18,8


С помощью математической обработки были получены статистически значимые различия в критериях оценки взаимодействия родителей и детей с разной ролевой позицией (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Значимые поведенческие характеристики родителей

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Автономность - контроль

1315

0,079

Эмоцональная дистанция - близость

1205

0,016

Отвержение - принятие ребенка

1307

0,072

Непоследовательность -последовательность в принятии решений

1193,5

0,014

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни

Так, у родителей старших детей более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Это может проявляться как в мелочной опеке, навязчивости, так и в стремлении ограничивать действия ребенка и связано с возрастом старшего сиблинга (7-9 лет), т.к., в подростковом возрасте данное поведение родителей менее эффективно во взаимодействии с детьми. Вместе с тем у родителей старших сиблингов значимое различие в эмоционально близком отношении с ребенком. При этом родители младших сиблингов более значимо относятся к личностным и поведенческим проявлениям своего ребенка, а также более последовательны в принятии различных решений и мер в отношении младшего сиблинга.

Анализ гендерных особенностей родителей также выявляют некоторые различия в отношениях с детьми (см. Приложение 4, с. 106-108). Так, по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» выявлены различия у родителей старших сиблингов (U=260,5, при р=0,031). То есть матери старших сиблингов выделяют низкую сплоченность в семье и частые разногласия по вопросам воспитания, что приводит к конфронтации между родителями (см. Рисунок 3).