Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни
При этом старшие сиблинги более устремлены к доминированию и лидерству, что может объясняться их ролевой позицией, как «маленького помощника». Вместе с тем младшие девочки более привязаны к отцу, а также более адекватно реагируют на фрустрирующие их ситуации, что можно объяснить привитием девочкам, в нашей культуре, таких качеств, как гибкость в отношениях, терпение и выносливость (см. Рисунок 2).
Рисунок 2 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с учетом пола и разной ролевой позицией (средние показатели).
Тогда как младшие мальчики отмечают близость отношений с другими родственниками, а именно с бабушками, дедушками и т.д., и значимость отношений со старшим сиблингом, что по нашему мнению, определяется гендерными особенностями, как потребность в четком образце для подражания, стремления и партнерства.
Для конкретизации особенностей межличностных отношений детей, мы применили проективную методику «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана ((КРС); см. Приложение 3. с. 101-105)), позволяющую отразить особенность восприятии ребенком семейных отношений, а именно родительских, детско-родительских и детских отношений (см. Таблица 2).
Таблица 2 Уровень выраженности основных показателей семейной ситуации детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции
Основные показатели семейной ситуации | Общие значения | Старшие сиблинги | Младшие сиблинги | |||
Старшие дети | Младшие дети | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | |
1. Отверженность в семье (отсутствие себя) | 23,3% | 16,6% | 26,6% | 20% | 7,7% | 23,5% |
2. Малая значимость либо конфликт с членами семьи | 76,6% | 56,6% | 66,6% | 86,6% | 61,5% | 52,9% |
- отсутствие отца | 33,3% | 13,3% | 34% | 34% | 15,4% | 11,7% |
- отсутствие матери | 0% | 3,3% | 0% | 0% | 0% | 5,8% |
- отсутствие родителей | 13,4% | 13,4% | 12,6% | 12,6% | 15,4% | 11,7% |
- отсутствие сибса | 30% | 26,6% | 20% | 40% | 30,7% | 23,5% |
3. Отношение доминирования (выше по росту, местоположению) - отец | 30% | 13,3% | 33,3% | 26,6% | 7,7% | 17,6% |
- мать | 43,3% | 46,6% | 33,3% | 53,3% | 69,2% | 29,4% |
- сибс | 13,3% | 20% | 15,3% | 20% | 7,7% | 29,4% |
- сам ребенок | 6,6% | 20% | 6,7% | 0% | 15,3% | 17,6% |
4. Конкурентные отношения с сибсом (мелкое изображение) | 23,3% | 6,7% | 33,3% | 13,3% | 0% | 11,7% |
5. Разобщенностьчленов семьи: - изображение группами (необходимость эмоциональных контактов) | 13,3% | 20% | 20% | 6,7% | 15,3% | 23,5% |
- удаленность членов семьи (слабость эмоц-х контактов) | 33,3% | 36,6% | 46,1% | 40% | 35,3% | 29,4% |
- большое кол-во предметов и разделение ими членов семьи (недостаток эмоц-х связей) | 40% | 36,6% | 46,1% | 26,6% | 35,3% | 23,5% |
6. Конфликтные отношения с членами семьи: - изображение со спины либо в профиль | 16,6% | 13,3% | 6,7% | 26,6% | 0% | 23,5% |
- изоляция члена семьи | 3,3% | 43,3% | 0% | 6,7% | 69,2% | 41,1% |
- схематичное либо небрежное изображение члена семьи | 6,6% | 30% | 0% | 13,3% | 15,3% | 17,6% |
7.Агрессивная символика в изображении (острые ногти, холодное орудие в руках, агрессивное поведение) | 20% | 10% | 0% | 40% | 0% | 17,6% |
Примечание. Цветные индикаторы подтверждают достоверность разницы φ* по критерию Фишера (угловое преобразование Фишера).
В ходе исследования были получены следующие результаты: старшие сибсы имеют показатель недоверия или неоднозначного отношения к членам семьи (φ* = 1,66, p = 0,048), то есть дети-первенцы хотят признания их важности и самостоятельности, хотя им нужен сильный образец для подражания, например, отец (φ* = 1,58, p = 0,057) и важность отношений с отцом (φ* = 1,85, p = 0,033), что подтверждается частотой изображения отца как доминирующая фигура на картинах старших братьев и сестер.
Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги позиционируют себя как объекты лидерства в семье, что можно определить по их «младшему» статусу и стремлению занять центр (φ* = 1,55, p = 0,061). ситуация в семье. В то же время конкуренция старших сиблингов с младшими имеет статистически незначимый показатель (φ* = 1,88, p = 0,030), что означает, что первенец испытуемый «свергается с престола» и может занять место «кожи». ". его младший брат. . У детей младшего возраста больше конфликтов с членами семьи (φ* = 2,45, p = 0,006), что подтверждает более высокий уровень изоляции от одного или всех членов семьи (φ * = 4,14, p = 0,000). На наш взгляд, сложнее выбрать метод поведения и стратегию. Обычно его сравнивают со старшим или иллюстрируют им. В то же время все попытки проявить себя приводят к низкой улыбке у старших, что приводит к конкурентным отношениям между младшими братьями и сестрами.
Анализируя основные параметры семейной ситуации детей, были получены следующие результаты в зависимости от пола и роли: девочки в положении старшего сестричества, девочки со статистически значимым показателем конфликтности или неоднозначных отношений с отдельными семьями; члены. (φ* = 1,32, р = 0,094). Старшие девочки чаще страдают от недостатка общения и считают себя более важными членами семьи, больше соревнуются со своими младшими сиблингами (φ* = 1,32, p = 0,094), что, на наш взгляд, объясняется появлением новой тревожности. Стремление властвовать и руководить в семье находит отражение в статистически значимых показателях по этому параметру (φ* = 1,44, р = 0,076).
Старшие мужчины или мальчики были более агрессивны (φ* = 3,76, p = 0,000) и конфликтны по всем показателям этого параметра (φ* = 1,55, p = 0,062; φ* = 1,44, p = 0,075; φ* = 2, p = 0,002), можно объяснить гендерными особенностями детей, так как мальчиков обычно награждают за силу, выносливость и равнодушие, что выливается в агрессию в драках и вообще в начальной школе. Учитывая наличие младших братьев в примере мальчиков, занимающих позицию старшего брата, можно предположить, что старшие мальчики идентифицируют себя с «мужскими фигурами» и утверждают руководящую роль старшего сына: дворник и учитель младше. может быть унаследован от родителей.
При этом для младших девочек важна роль матери в семье (φ* = 2,18, p = 0,014), а у младших мальчиков авторитет матери конкурирует со стремлением к независимости от ее требований (φ* = 1,33). , р = 0,093). Кроме того, младшие мальчики сообщают о более конкурентных отношениях со старшими братьями и сестрами (φ* = 1,89, p = 0,029) (φ* = 1,61, p = 0,054). Мы считаем, что мальчикам младшего возраста не хватает оптимальных методов и моделей поведения, потому что их труднее адаптировать и воспроизвести, чем девочек.
Анализ результатов показал, что признак агрессивности в семейных отношениях, который можно объяснить гендерным фактором, статистически значим как у мальчиков старшего, так и у младшего возраста (φ* = 1,41, p = 0,079; φ* = 2,35, p = 0,008 соответственно). ). . вышеперечисленные особенности детей.
Девочки с меньшей ролью чувствуют себя более изолированными в общей семейной ситуации (φ* = 2,57, p = 0,004). Младшие мальчики достоверно набрали баллы по конфликтному отношению к отдельным членам семьи (нейтральный или схематический образ одного или обоих родителей, а также брата или сестры) (φ* = 1,59, p = 0,056; φ* = 2,73, p = 0,007). объясняется гендерными характеристиками и ролевым статусом ребенка.
В то же время девочки старшего возраста чувствуют себя более лояльными к семье (φ* = 1,38, p = 0,085), так как несут больше ответственности и чувствуют себя более независимыми. Кроме того, у девочек старшего возраста большее значение имеют сиблинговое соперничество и доминирование отца в семье (соответственно φ* = 3,23, p = 0,000; φ* = 1,79, p = 0,037), что подтверждает индекс конфликтности с этими родственниками. членов, т. е. изображение сплошное и в профиль (φ* = 1,37, p = 0,087). На наш взгляд, отец уделяет больше внимания младшим детям, особенно большим надеждам и интересам отца (спорт, автомобили, рыбалка и т. д.), стратегии соперничества с самыми слабыми (младшим братом).
В то же время фотографии девочек-подростков ассоциировались с материнским доминированием (f* = 1,9, p = 0,028) и относительно высокими показателями отсутствия эмоциональной связи, конфликтов и распада семьи (φ* = 2,11, p = 0,017; φ * = 5,16, р = 0,000). То есть авторитарная мать эмоционально не близка к дочери, которая любой ценой получает внимание и любовь.
По сравнению с мальчиками с разными ролями взрослые имели индекс недоверия к доминирующему родителю в семье (φ* = 1,54, p = 0,062), ни важности, ни конфликтности (φ* = 1,54, p = 0,062). В этом случае отец функционально пассивен (отдельно от всех остальных членов семьи, где отец лежит на диване, смотрит телевизор или мал) и не является важной фигурой в семье. Значимые корреляции наблюдались у мальчиков-подростков с матерью (f*=1,37, p=0,087) и чувством самоконтроля (f*=2,45, p=0,006) (f*=1,37, p=0,087; f*= 1,81, р = 0,035). То есть стремление к самостоятельности и требования одновременно создают конфликт между родителями и маленькими мальчиками.
Таким образом, были выявлены особенности личностных отношений и понимания семейной ситуации младших школьников: пол ребенка и братский статус, что подтверждает нашу гипотезу о существенных различиях в отношении младших школьников к членам семьи; , в зависимости от пола детей и статуса братства.
На следующем этапе исследования будут рассмотрены взаимодействия между родителями и детьми в начальной школе с учетом пола и ролей.
4.2 Особенности взаимодействия родителей и детей в зависимости от пола и ролевого статуса
Результаты, полученные И. Марковской (ВРП) «Опросник о взаимодействии родителей и детей», показывают, что существуют некоторые различия в отношении родителей к детям с учетом разных ролей ребенка (см. табл. 3).
Таблица 3 Особенности взаимодействия родителей с детьми разных ролевых позиций (средние значения)
Шкала | Средние значения | |
Родители старших сибсов | Родители младших сибсов | |
1. Нетребовательность - требовательность | 15,1 | 14,6 |
2. Мягкость - строгость | 14,5 | 14,2 |
3. Автономность - контроль | 24,7 | 24,1 |
4. Эмоцональная дистанция - близость | 19,6 | 18,4 |
5. Отвержение - принятие ребенка | 22,6 | 27 |
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество | 18,1 | 18 |
7. Тревожность за ребенка | 16,6 | 16,5 |
8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений | 18,5 | 20 |
9. Воспитательная конфронтация в семье | 11,3 | 10,5 |
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком | 19 | 18,8 |
С помощью математической обработки были получены статистически значимые различия в критериях оценки взаимодействия родителей и детей с разной ролевой позицией (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Значимые поведенческие характеристики родителей
Шкалы | U эмпирическое | Уровень значимости (р) |
Автономность - контроль | 1315 | 0,079 |
Эмоцональная дистанция - близость | 1205 | 0,016 |
Отвержение - принятие ребенка | 1307 | 0,072 |
Непоследовательность -последовательность в принятии решений | 1193,5 | 0,014 |
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни
Так, у родителей старших детей более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Это может проявляться как в мелочной опеке, навязчивости, так и в стремлении ограничивать действия ребенка и связано с возрастом старшего сиблинга (7-9 лет), т.к., в подростковом возрасте данное поведение родителей менее эффективно во взаимодействии с детьми. Вместе с тем у родителей старших сиблингов значимое различие в эмоционально близком отношении с ребенком. При этом родители младших сиблингов более значимо относятся к личностным и поведенческим проявлениям своего ребенка, а также более последовательны в принятии различных решений и мер в отношении младшего сиблинга.
Анализ гендерных особенностей родителей также выявляют некоторые различия в отношениях с детьми (см. Приложение 4, с. 106-108). Так, по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» выявлены различия у родителей старших сиблингов (U=260,5, при р=0,031). То есть матери старших сиблингов выделяют низкую сплоченность в семье и частые разногласия по вопросам воспитания, что приводит к конфронтации между родителями (см. Рисунок 3).