Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Обработка и интерпретация результатов
Основным диагностическим конструктом методики являются терминальные ценности. Авторы понимают терминальную ценность как убеждение человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями. Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в данном опроснике, включает в себя 8 наименований.
1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
-
Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Данный опросник - это попытка создания инструмента для диагностики преобладания тех или иных терминальных ценностей, которые индивид пытается реализовать в своей жизни. Однако реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовать в них определенные социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. На взгляд авторов, наиболее типичными для большинства индивидов являются следующие сферы:
а) профессиональной жизни;
б) обучения и образования;
в) семейной жизни;
г) общественной жизни;
д) увлечений.
Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость. Таким образом, вторым диагностическим конструктом опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации той или мной терминальной ценности. В целом конструкция опросника дает возможность пользователю ответить на три основные вопроса:
1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?
3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?
Для обработки полученных данных используется следующий ключ | ||||||||||
Ключ для получения «сырых» баллов | ||||||||||
Терминальные ценности | Жизненные сферы ЭЫ | |||||||||
профес. жизнь | обучение и образование | семейная жизнь | обществен. жизнь | увлечения | ||||||
Собственный престиж | 21 | 57 | 5 | 73 | 6 | 49 | 27 | 65 | 7 | 74 |
Материальное положение | 36 | 66 | 20 | 59 | 11 | 58 | 8 | 45 | 30 | 63 |
Креативность | 31 | 79 | 2 | 55 | 9 | 53 | 37 | 48 | 25 | 72 |
Активные социальные контакты | 15 | 47 | 28 | 64 | 34 | 42 | 22 | 60 | 16 | 54 |
Развитие себя | 41 | 70 | 23 | 44 | 38 | 69 | 17 | 56 | 35 | 80 |
Достижения | 1 | 52 | 10 | 50 | 24 | 46 | 32 | 68 | 13 | 76 |
Духовное удовлетворение | 4 | 43 | 33 | 78 | 18 | 62 | 3 | 40 | 39 | 71 |
Сохранение собственной индивидуальности | 26 | 61 | 14 | 75 | 79 | 67 | 12 | 51 | 19 | 77 |
Из таблицы видно, что каждое утверждение опросника работает сразу на два диагностических конструкта. Восемь пар утверждений, относящихся к диагностике значимости одной жизненной сферы, одновременно относятся и к диагностике выраженности каждой терминальной ценности внутри этой жизненной сферы. Пять пар утверждений, относящихся к общей выраженности определенной терминальной ценности, одновременно относятся к диагностике ее выраженности для каждой жизненной сферы.
Анализируя результаты, необходимо:
1. Определить уровень выраженности различных терминальных
ценностей е разных жизненных сферах. Максимально возможная выраженность каждой терминальной ценности в одной из жизненных сфер - 10 баллов, минимальная -2 балла.
8-10 баллов характеризуют высокий уровень выраженности ценности, 5-7 баллов - средний уровень 2-4 балла — низкий уровень.
-
Выявить общую выраженность каждой терминальной ценности в
жизни данного индивида. Для этого суммируются баллы, полученные
испытуемым по данной ценности во всех жизненных сферах, и по таблице
определяют уровень ее выраженности.
Уровень выраженности терминальной ценности
Балл
Высокий
40-50
Средний
25-39
Низкий
10-24
-
Выявить уровень значимости каждой из жизненных сфер для реализации терминальных ценностей данного индивида. В данном случае суммируются баллы, полученные испытуемым по всем ценностям в каждой из жизненных сфер, и определяют уровень значимости жизненных сфер.
Уровень значимости жизненной сферы | Балл |
Высокий | 64-80 |
Средний | 40-63 |
Низкий | 16-39 |
Полученные при обработке данных баллы заносятся в протокол
Протокол к опроснику «ОТеЦ»
Терминальные ценности | Жизненные сферы | |||||
профессиональной жизни | обучения и образования | семейной жизни | общественной жизни | увлечений | Общая выражен. ценности (в баллах) | |
Собственный престиж | | | | | | |
Высокое материальное положение | | | | | | |
Креативность | | | | | | |
Активные социальные контакты | | | | | | |
Развитие себя | | | | | | |
Достижения | | | | | | |
Духовное удовлетворение | | | | | | |
Сохранение собственной индивидуальности | | | | | | |
Общая значимость жизненной сферы (в баллах) | | | | | | |
Интерпретация данных по шкалам терминальных ценностей
Собственный престиж. Высокий балл по данному показателю отражает стремление человека к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется , в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Испытуемые, получившие высокий балл по данному показателю, часто бывают сильно заинтересованы в мнениях окружающих о себе, так как нуждаются в социальном одобрении своего поведения.
Высокое материальное положение. Высокий балл по данному показателю отражает стремление человека к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.
Креативность. Высокий балл по данному показателю отражает стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю во всем стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди обычно довольно быстро устают от размеренного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое.
Активные социальные контакты. Высокий балл по данному показателю говорит о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Развитие себя. Высокий балл по данному показателю отражает заинтересованность человека в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Такие люди, как правило, стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограничены и что в первую очередь в жизни необходимо добиваться наиболее полной из реализации.
Достижения. Высокий балл по этому показателю говорит о стремлении человека к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Кроме того, часто большое количество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокой самооценки.