Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение таблицы 1
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дидактические игры и приемы | Дата проведения |
15 | «Времена года. Последовательность смены времен года и месяцев в них» | Формирование представления о годовом цикле - временах года, месяцах и их последовательности. | Дидактическая игра (с предметами) «Установи соответствие». | 17.02.21 г. |
16 | Заключительное занятие. «Своя игра: жизнь на Земле» | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Жизнь на Земле». | Дидактическая игра (словесная) «Своя игра: жизнь на Земле». | 10.03.21 г. |
Блок 3. Краткая история цивилизации | ||||
17 | Вводное занятие. «Палеолитическое искусство: украшения, пещерная музыка и живопись» | Знакомство учащихся с эпохой палеолита. | Дидактическая игра (с предметами) «Найди лишнее». | 17.03.21 г. |
18 | «Что делает человека человеком: как появились общество, огонь и цивилизация» | Знакомство учащихся с древней цивилизацией: первое общество и добыча огня. | Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Совмести предметы, которые помогут в добыче огня». | 24.03.21 г. |
19 | «Появление языка: почему Homo начали разговаривать» | Продолжать знакомство учащихся с древней цивилизацией. | Дидактическая игра (с предметами) «5 фактов о речи». | 31.03.21 г. |
20 | «Почему люди стали разговаривать?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) | Знакомство учащихся с понятием «общение» и его значимостью. | Дидактическая игра (с предметами) «Способы древней коммуникации». | 07.04.21 г. |
21 | «Как появилась наука?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) | Указать роль науки в истории жизни общества. | Дидактическая игра (с предметами) «Соотнеси предмет и науку, которая его изучает». | 14.04.21 г. |
22 | «Как появилась цивилизация?» | Знакомство учащихся с признаками государства, понятием «цивилизация». | Дидактическая игра (с предметами) «Тихая охота». | 21.04.21 г. |
23 | «Как появился Интернет?» | Знакомство обучающихся с основными составляющими построения Интернета. | Дидактическая игра (словесная) «Локальная сеть». | 28.04.21 г. |
24 | Заключительное занятие. Интерактивная | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме | 1. Дидактическая игра (словесная) «Древняя цивилизация». | 12.05.21 г. |
Окончание таблицы 1
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дидактические игры и приемы | Дата проведения |
24 | игра «Новая цивилизация» | учащихся по теме «Цивилизация». | 2. Дидактическая игра (настольно-печатная) «Новая Цивилизация». | 12.05.21 г. |
Все занятия в коллективной форме были направлены на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования различных видов дидактических игр, где каждый из них выполнял свою задачу.
1. Словесные игры. Данный вид дидактических игр способствует развитию речи; пополнению и активизации словарного запаса; развитию умения правильно выражать свои мысли; устный поиск доступной информации из вне с помощью навыка общения со сверстниками и педагогом.
Рассмотрим некоторые из них.
1. На вводном занятии по теме «Наша Вселенная. Мир глазами астронома» применялась игра «Всезнайка», целью которой была проверка имеющихся знаний у учащихся о космических фактах, явлениях и выдающихся личностях; выявление недостающих знаний по теме. Игра включает в себя 11 вопросов, где каждый из них проверяет ту или иную область научного знания учеников в Космологии, например, «Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп)»; «Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)» и т.д.
2. Целью дидактической игры «Аукцион знаний о Луне» была проверка изученной ранее информации о Луне. Она использовалась в рамках занятия «Почему идет дождь и дует ветер?», включенным во второй блок, посвященный Краткой истории Земли. Данная игра применялась на втором этапе занятия в качестве небольшой интеллектуальной разминки и содержала в себе 12 вопросов, каждый из которых был составлен на основе ранее изученной информации по предыдущему блоку – Краткая история Вселенной, например, «Что такое Луна? (Спутник Земли)»; «Какую форму имеет Луна? (Форму шара)»; «Что больше: Земля или Луна? (Земля (она больше Луны в 6 раз)» и т.д.
2. Игры с предметами. Данные игры ставят перед собой следующие цели: знакомство с предметами, их признаками и свойствами; развитие умения сравнивать, устанавливать сходство, различие; формирование умения строить логические умозаключения исходя из перечисляемых свойств различных предметов с целью пополнения имеющихся знаний о них.
Рассмотрим дидактическую игру-опыт «Свойства воды», которая применялась на занятии «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии». Ее целью являлось знакомство учащихся со свойствами воды в твердом состоянии.
Игра включает в себя 4 опыта:
1) «что происходит со льдом, который находится в теплой комнате?»;
2) «изменяет ли вода в твердом состоянии свою форму?»;
3) «тонет ли лед в воде или плавает?»;
4) «можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?».
В каждом опыте используются различные предметы: лед, тарелки, карандаши и т.д.
3. Настольно-печатные игры. Данный вид дидактических игр вырабатывает умение вести коллективную деятельность в группе; развивает логическое мышление; активизирует мыслительные процессы; закрепляет знания о предметах, их назначении, видовых различиях; развивает быстроту реакции, наблюдательность.
Дидактическая игра «Вперед, юный геолог!» применялась на занятии «Полезные ископаемые: откуда они взялись?», целью которой было знакомство с обширной территорией Республики Саха (Якутии) и разнообразием полезных ископаемых, сокрытых в глубинах подземных кладовых нашей области.
Настольная игра «Вперед, Геолог!» состоит из игрового поля, 20 карточек с изображением полезных ископаемых, списка их условных обозначений, списка районов области, правил игры с краткими характеристиками полезных ископаемых и жетонов для поощрения игроков.
В игре могут принимать участие игроки в возрасте от 10 лет и старше в количестве от 2 до 10 человек. В игре требуется ведущий, который будет следить за ходом игры и подтверждать правильность прочитанного или рассказанного о полезном ископаемом материала.
Первый игрок берет карточку, называет его по изображению или по условному обозначению, читает его характеристику и отдает карточку ведущему, который кладет ее на игровое поле к месту добычи и дает игроку жетон за правильный ответ.
Ход игры передается следующему игроку по часовой стрелке. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны и охарактеризованы все карточки.
В ходе изучения характеристик полезных ископаемых предлагается усложнение игры: игрок, взяв карточку с изображением полезного ископаемого, называет и сам характеризует, а затем кладет карточку на игровое поле в соответствии с месторождением, где добывают это полезное ископаемое.
Можно также сначала характеризовать карточки с полезными ископаемыми магматического и метаморфического, а потом осадочного и особого происхождения или по месту их распространения: в материковой или островной части, в том или ином районе Республики Саха (Якутия).
Особое внимание стоит уделить занятиям, в которые были включены игр-опыты, в рамках данной программы относящиеся к играм с предметами. В процессе их проведения задействовались не только теоретические знания младших школьников, но и их практический опыт, например, игра «Свойства воды» предполагала рассмотрение свойств льда, где каждый ученик получил не только новые знания, но и показал уже имеющиеся.
Коллективная работа на занятиях с проведением настольно-печатных игр была выстроена таким образом, чтобы ученики максимально взаимодействовали друг с другом, обменивались информацией, высказывали свою точку зрения по тому или иному поводу. В беседах дети для обсуждения способов прохождения игр использовали теоретический материал, который давался им на вводном и частично основном этапе занятия. Перед началом каждой игры ученики внимательно выслушивали все правила с последующим их повторением.
В конце каждого занятия, вне зависимости от темы и видов используемых дидактических игр, детям предлагалось повторить пройденный материал, а именно: составить термины явлений, свойств, предметов, которые были пройдены во время него. Данный способ так же позволяет активизировать мыслительную и познавательную деятельность учеников; развивает умение выдвигать свои предположения по тому или иному вопросу; формирует устойчивое представление о новом и закрепляет его.
Таким образом, после проведения цикла занятий еще до проведения формирующего этапа исследования нами было отмечено, что большая часть учащихся стала более активно рассматривать факты, явления с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям; содержательно высказывать свои предположения, выстраивая их не только на теории, но и проверяя на практике. Ученики чаще стали интересоваться более подробным изучением той или иной области научного знания как во время проведения обычных занятий, так и на внеурочных курсах.