Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Факультатив «Изучаем мир, играя» как средство активизации познавательной деятельности младших школьников



Тема развития у детей познавательной деятельности является достаточно популярной в современной образовательной практике, т.к. именно она выступает основным компонентом любой формы активности и заинтересованности ребенка, особенно на этапе освоения знаний, предусмотренных программами начального звена.

Стремительно изменяемая жизнь, быстро меняющие взгляды и представления детей ответственны за появление новых объективных причин потери у них интереса к учению. В связи с этим остро встает потребность обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами, приемами и методами работы, применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. «Содержание знаний различных областей изучения жизнедеятельности само по себе служит источником активизации познавательной деятельности» [8]. Обоснование данной функции можно найти в исследованиях Г.И. Щукиной:

Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И. Щукиной: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новое» [51, с. 127]. Учителю важно развивать познавательную деятельность младших школьников, применяя в своей работе различные методы работы, одним из которых является использование дидактических при изучении нового материала. Таким образом, активизация познавательной деятельности младших школьников актуальна и необходима.

Факультативный курс «Изучаем мир, играя» не является узкоспециализированным. В первую очередь она направлена на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр. Помимо этого, материал, представленный в ней, можно использовать не только во внеурочное, но и в урочное время, например, при изучении близких по содержанию тем на уроках Окружающего мира.


При разработке занятий с использованием дидактических игр мы опирались на методические рекомендации, описанные в специализированных пособиях, следующих авторов: Карташева Т.Е. «Дидактические игры по окружающему миру»; Марахова Н.В. «Сборник дидактических игр 1-4 классы»; Соколова А.А. «Сборник дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира в 1-4 классах».

Цель программы факультативных занятий «Изучаем мир, играя»: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.

Задачи:

1) пробуждать в каждом ученике познавательный интерес к изучению нового, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формировать и развивать систему получаемых знаний как основу учебных успехов;

3) развивать мыслительную активность и умственные способности как условие учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) усваивать приемы самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учениками.

Принципы, выделенные Азимовым Э.Г., Вишняковой С.М., Стариковой Л.Д., которыми поддерживается программа факультативного курса «Изучаем мир, играя»:

1) принцип научности - «раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки» [3, с. 53];

2) принцип преемственности - «последовательное и систематическое обучение, обуславливающееся объективно существующими этапами понимания, существующими этапами познания» [11, с. 491];

3)   принцип доступности обучения - «соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития» [41, с. 241];

4) принцип осознанности - участие детей в программе должно быть сознательным и добровольным.

Программа состоит из 24 коллективных занятий, разделенных на три основных блока и включающих в себя различные виды дидактических игр на определенных этапах их проведения.

Основная программа проводится в три этапа, разделенных на три блока.

1 блок - краткая история Вселенной (8 занятий).

Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на формирование представления об устройстве Вселенной, этапах ее зарождения; знакомство со звездным миром; изучение планет Солнечной системы и процессов, происходящих в ней.



2 блок - краткая история Земли (8 занятий).

Краткое содержание. Второй блок занятий направлен на изучение теоретического материала по теме: океаны и их происхождение; полезные ископаемые и история их возникновения; рассмотрение различных процессов, происходящих в природе.

3 блок - краткая история цивилизации (8 занятий).

Краткое содержание. Блок «Краткая история цивилизации» направлен на знакомство учащихся с историей возникновения цивилизации, включающей в себя все этапы: начиная с возникновения различных веяний искусства, заканчивая открытием научных знаний.

Занятия проводятся в коллективной форме, один-два раза в две недели. Продолжительность каждого занятия от 40 до 45 минут (в зависимости от его программы). Вводные и заключительные занятия занимают больше учебного времени, чем все остальные. Их продолжительность составляет около 1 часа.

Структура занятия состоит из трех частей: вводная (организационный момент, сообщение темы и цели занятия/актуализация знаний), основная часть (рассмотрение нового материала), заключительная часть (рефлексия, подведение итогов). Дидактические игры не имеют строгого порядка расположения в структуре: они могут находится как в вводной части, так и в заключительной в зависимости от темы, цели и задач занятия.

Ожидаемые результаты от реализации программы факультативного курса «Изучаем мир, играя»:

1) активизация познавательной деятельности младших школьников, формирование устойчивого интереса к изучению нового материала и поиска дополнительного по ранее пройденному;

2) формирование инициативности, самостоятельности, ответственности младших школьников;

3) оптимизация межличностных отношений среди младших школьников, формирование благоприятного психологического климата, установление дружеских отношений, атмосферы взаимопонимания, доверия, поддержки;

Иными словами, после прохождения курса программы факультатива «Изучаем мир, играя» ученики должны без какого-либо принуждения со стороны педагогического коллектива и родителей проявлять познавательную активность в учебной деятельности в соответствии с собственными интересами и потребностями в развитии, при этом самостоятельно определяя область правильности выбора и фильтрации информационного потока.

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя» представлено в таблице 1.


Таблица 1

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя»



Тема занятия

Цель занятия

Дидактические игры и приемы

Дата проведения

Блок 1. Краткая история Вселенной

1

Вводное занятие. «Наша Вселенная. Мир глазами астронома»

Знакомство учащихся с наукой, изучающей Вселенную - астрономией и наукой Космологией, изучающей свойство и эволюцию Вселенной.


1. Дидактическая игра (с предметами) «Собери ракету.

2. Дидактическая игра (словесная) «Всезнайка».

16.09.20 г.



2

«Как устроена Вселенная?»

Знакомство учащихся с краткой историей Вселенной и ее устройством.

Дидактическая игра (словесная) «Назови планету по описанию»

23.09.20 г.

3

«Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная?»


Знакомство учащихся с Теорией Большого взрыва.


Дидактическая игра (с предметами) «Интересные факты о Теории Большого взрыва».

30.09.20 г.

4

«Первое знакомство со звездами» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Знакомство учащихся со звездами, созвездиями.


Подвижная игра «Звезды и созвездия».

14.10.20 г.

5

«Почему зажигаются звезды?»


Знакомство учащихся с краткой историей изучения звезд и их свечения

Дидактическая игра (словесная) «Что ты знаешь о звездах?».

21.10.20 г.

6

«Планеты солнечной системы»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)


Создание условий для ознакомления учащихся с планетами Солнечной системы



1. Дидактическая игра (словесная) «Найди лишнее».

2. Дидактическая игра (словесная) «Почему планеты имеют такие названия?».

28.10.20 г.

7

«Какие бывают и как образуются черные дыры»


Знакомство учащихся с черными дырами в космосе и какую опасность они представляют для нашей планеты.


Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Может ли черная дыра поглотить Землю?».

11.11.20 г.


Продолжение таблицы 1



Тема занятия

Цель занятия

Дидактические игры и приемы

Дата проведения

8

Заключительное занятие. «Просто космос» - тест по пройденному материалу.


Закрепление и проверка, полученных в ходе изучения блока «Краткая история Вселенной» знаний

Дидактическая игра (словесная) «Просто космос: покажи свои знания».

25.11.20 г.

Блок 2. Краткая история Земли

9

Вводное занятие. «Мы и окружающий нас мир»


Формирование представления о возникновении жизни на Земле.

Дидактическая игра (словесная) «Факты, которые я знаю».

02.12.20 г.

10

«Полезные ископаемые: откуда они взялись?» + настольно-печатная игра «Вперед, юный геолог!»


Знакомство учащихся с полезными ископаемыми, их происхождением, свойствами, способами добычи и применением.

Дидактическая игра (настольно-печатная) «Вперед, юный геолог!».

16.12.20 г.

11

«Океаны земли: происхождение»


Формирование у учащихся представления об океанах и их происхождении.


Дидактическая игра (с предметами) «Путешествие по карте мира».

13.01.21 г.

12

«Почему извергаются вулканы?»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Знакомство учащихся с вулканами, их происхождении, строении и извержении.

Дидактическая игра (с предметами) «Собирай-ка».

20.01.21 г.

13

«Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Знакомство учащихся со свойствами льда.

Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Свойства воды».

27.01.21 г.

14

«Почему идет дождь и дует ветер?»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Расширение знаний о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека.

1. Дидактическая игра (словесная) «Отгадай загадку».

2. Дидактическая игра (словесная) «Аукцион знаний о Луне».

3. Дидактическая игра-опыт «Почему идет дождь?».

4. Дидактическая игра-опыт «Почему дует ветер?».

10.02.21 г.