Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Итоговая диагностика уровня уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников и математическая обработка данных
После проведения цикла занятий по факультативной программе «Изучаем мир, играя», составленной с целью активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр была проведена повторная диагностика испытуемых по аналогичным методикам. Рассмотрим ее результаты более подробно.
1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].
Цель диагностики: выявление динамики показателей заинтересованности младших школьников в посещении различных факультативных занятий, а также их самостоятельности в изучении дополнительного материала/литературы как по изучаемым темам, так и вне их.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, средний и низкий уровень познавательной активности младших школьников.
Динамика до и после проведения программы факультатива «Изучаем мир, играя» в целом по группе детей представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика результатов диагностики познавательной активности младших школьников до и после проведения педагогической программы «Изучаем мир, играя», проведенная по методике А.А. Горчинской (13.05.2021 г.)
Результаты диагностики показывают, что количество младших школьников с высоким уровнем познавательной активности выросло с 5 (21%) учеников до 14 (58%). Количество учеников со средним уровнем проявления познавательной активности уменьшилось на 56,2%: до 16 (67%), после 9 (38%). Низкий уровень познавательной активности так же, как и предыдущие по сравнению с первой диагностикой изменился с 3 (12%) учеников до 1 (4%).
Проверим значимость показателей по диагностике, рассчитанную с помощью критерия Вилкоксона (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
За нетипичное отклонение примем неизменность результатов диагностики по исследованию уровня познавательной активности младшего школьника.
По результатам расчетов можно сделать вывод, что Т
эмп < Ткр при р 0,01, то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%.
2. Диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1].
Цель диагностики: определение динамики уровней познавательной активности младшего школьника и интерпретация в соответствии с критериями его определения.
Критериями определения показателей динамики будут являться высокий (творческий), средний (интерпретирующий) и низкий (воспроизводящий) уровень познавательной активности младших школьников.
Динамика до и после проведения программы факультатива «Изучаем мир, играя» в целом по группе детей представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Динамика результатов диагностики познавательной активности младших школьников до и после применения педагогической программы «Изучаем мир, играя», проведенная по методике А.Ф. Авдюшиной (14.05.2021 г.)
Результаты диагностики показывают, что количество младших школьников с высоким (творческим) уровнем познавательной активности выросло с 12 (50%) учеников до 18 (75%). Количество учеников со средним уровнем проявлением познавательной активности уменьшилось на 54,5% относительно первоначальных результатов: до 11 (46%), после 6 (25%). Низкий уровень познавательной активности так же, как и предыдущие по сравнению с первой диагностикой изменился с 1 (4%) ученика до 0 (0%).
Проверим значимость показателей по диагностике, рассчитанную с помощью критерия Вилкоксона (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
Сумма рангов нетипичных сдвигов в данном случае равняется 0. Все отклонения по обеим выборкам являются типичными.
По результатам расчетов можно сделать вывод, что Тэмп < Ткр при р 0,01, то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%.
3. Диагностика по методике, направленной на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].
Цель диагностики: определение динамики уровней познавательной самостоятельности младшего школьника.
Критериями определения показателей диагностики будут являться высокий, средний (и низкий уровень познавательной самостоятельности младших школьников.
Динамика до и после проведения программы факультатива «Изучаем мир, играя» в целом по группе детей представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Динамика результатов диагностики познавательной самостоятельности младших школьников до и после применения педагогической программы «Изучаем мир, играя», проведенная по методике А.А. Горчинской (17.05.2021 г.)
Результаты диагностики показывают, что количество младших школьников с высоким (творческим) уровнем познавательной активности выросло с 12 (50%) учеников до 19 (79%). Количество учеников со средним уровнем познавательной активности уменьшилось на 50% относительно первоначальных результатов: до 10 (42%), после 5 (21%). Низкий уровень познавательной активности так же, как и предыдущие по сравнению с первой диагностикой изменился с 2 (8%) ученика до 0 (0%).
Проверим значимость показателей по диагностике, рассчитанную с помощью критерия Вилкоксона (ПРИЛОЖЕНИЕ 13).
Сумма рангов нетипичных сдвигов в данном случае равняется 0. Все отклонения по обеим выборкам являются типичными.
По результатам расчетов можно сделать вывод, что Тэмп < Ткр при р 0,01, то есть оценка уровня познавательной активности группы испытуемых является статистически значимой со степенью вероятности 1%.
Проведенная итоговая диагностика свидетельствует об эффективности проведенной педагогической программы «Изучаем мир, играя». Следует помнить, что подобная систематическая работа способствует не только повышению уровня познавательной деятельности и всех ее составляющих (интерес, активность, самостоятельность), но и повышает общий фон интеллектуального развития отдельно взятых групп учеников как младшего звена, так и всех последующих этапов обучения.
Выводы по второй главе:
1. Для того, чтобы определить необходимость проведения педагогической работы по активизации познавательной деятельности младших школьников была проведена предварительная диагностика выявления уровней ее составляющих. Эмпирической базой исследования стали ученики 3 классаМОУ «Гимназия №1» г. Нерюнгри, численностью 24 испытуемых. Диагностика проводилась по трем методикам: диагностика познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская (в адаптации)); диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников (А.Ф. Авдюшина); диагностика по методике, направленной на определение познавательной самостоятельности младших школьников (А.А. Горчинская) (в адаптации)). Результаты данного этапа диагностики позволили выделить основные проблемы, связанные с проявлением познавательных составляющих деятельности: ученики не стремятся получать новые знания как на факультативных занятиях, так и самостоятельно - отсутствует интерес к познанию ранее неизвестного; слабо проявляют умение строить логические выводы и умозаключения по уже пройденному материалу. Познавательная деятельность многих учеников ограничивается временем урока и не расширяет свои границы вне его.
2. На основании результатов диагностических данных уровней выраженности познавательных компонентов деятельности учащихся младших классов была разработана программа факультативного курса «Изучим мир, играя», направленная на повышение познавательной активности школьников посредством использования дидактических игр, а также повышения интеллектуального уровня учащихся за счет изучения нового материала в различных областях научных знаний. На уроках использовались следующие виды дидактических игр: словесные игры, игры с предметами (игры-эксперименты, подвижные игры), настольные печатные игры. Занятия проводились коллективно один или два раза каждые две недели.
3. После апробации программы факультативного курса «Изучаем мир, играя» была проведена повторная диагностика, направленная на выявление динамики составляющих познавательной деятельности младших школьников: познавательный интерес и самостоятельность. Результаты исследования были обработаны с помощью Т-критерия Вилкоксона. Контингент детей и методы диагностики остались прежними.
В результате повторной диагностики были выявлены следующие положительные изменения: многие учащиеся стали испытывать непрерывную потребность в самостоятельном получении новых знаний, начали выражать свои мысли более конструктивно, правильно при этом выражая и формулируя свою мысль. Нельзя не заметить и то, что уровень интеллектуального фона в классе вырос в разы в сравнении с первым этапом диагностики. Это характеризуется более активным проявлением своих познавательных интересов как в урочное, так и во внеурочное время. Ученики часто во время проведения факультативных занятий, так и после задавали вопросы по теме, генерировали новые идеи и активно участвовали в проводимых играх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация познавательной деятельности учащихся всех этапов школьного обучения - это одна их остро стоящих и актуальных проблем образования как социального института на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Как известно, развитие самостоятельности, активности, проявление инициативы и творческого подхода к делу является одними из основных требований жизни, определяющие в своем большинстве то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Все это вызывает необходимость разработки и ведения педагогической деятельности, направленной на поиск путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности. Подобная деятельность должна начинаться уже в начальной школе, поскольку именно тогда все применяемые методы и формы работы будут иметь свою особую значимость и эффективность.
Познавательной деятельностью называется единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Отечественные ученые подчеркивают важность условий, позволяющих сформировать умение