Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные– это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.

Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.

Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.

Функция в переводе с лат. означает «исполнение» — это способ проявления активности системы, устойчивые активные взаимоотношения вещей, при которых изменения одних объектов приводят к изменениям других. Понятие употребляется в самых различных значениях. Оно может означать способность к деятельности и саму деятельность, роль, свойство, значение, задачу, зависимость одной величины от другой и т.д.

Под функцией системы обычно понимают:

  • действие системы, ее реакция на среду;

  • множество состояний выходов системы;

  • при описательном или дескриптивном подходе к функции она выступает как свойство системы, которое развертывается в динамике;

  • как процесс достижения цели системой;

  • как согласованные между элементами действия в аспекте реализации системы как целого;

  • траекторию движения системы, которая может описываться математической зависимостью, формулой, связывающей зависимые и независимые переменные системы.

В теории систем понятие «функция» занимает очень важное место. Функции выражают поведение системы, причем это поведение при обозначении его функцией становится упорядоченным, закономерным и организованным. Поэтому функции
представляют собой направления активности системы, которая взаимодействует со средой. Функция — это, прежде всего, проявление свойств системы. Можно согласиться с В. Г. Афанасьевым, который пишет: « Функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакция на возмущающие воздействия изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы, средством разрешения постоянного противоречия между системой и средой, ее окружением. Функции системы как целого определяют функции, которые выполняет в системе каждый из ее компонентов.

Задание 9


Какая из представленных характеристик не является правильной?

  1. Системный анализ занимается тем, что борется с трудностями решений, а не выдает готовые ответы, которые либо не отвечают проблеме, либо отвечают не неправильно поставленные вопросы. Если, воспользовавшись системным подходом, принимающий решение будет знать, какие вопросы следует задать о наиболее важных деталях и свойствах проблемы, то он уже получит главную выгоду от анализа, даже если и системный анализ и не обеспечит его быстрым ответом.

  2. Системный анализ это способ мышления, или, точнее, способ рассмотрения проблемы. Математический анализ часто играет полезную роль, однако изощренные математические методы не являются необходимой частью системного анализа.

  3. Под системным анализом понимают дисциплину, развивающие методы использования ЭВМ для анализа сложных ситуаций, анализа, который требует объединения формальных и неформальных методов – неправильная

  4. Системный анализ – это процедура разделения объекта исследования на автономные и неавтономные процессы. При помощи такого разделения определяется внутренний источник в естественной динамике объекта и устанавливаются его естественные границы. Среда в ходе такого анализа играет вспомогательную роль и служит фоном для протекающих в объекте процессов.

Задание 10


Назовите методы сбора информации, которыми можно воспользоваться для определения:

    • партийной ориентации человека или социальной группы – анкетирование

    • качества образовательного процесса в высшем учебном заведении - эксперимент

    • мотивов электорального предпочтения в регионе – анкетирование, наблюдение

    • тенденций и характера изменений элиты российского общества - анкетирование, анализ, наблюдение, анализ документов

    • отношений мировых государств к военным действиям в странах Азии - анализ документов, анализ данных, моделирование

    • адаптированности школьников первых классов к учебе – анкетирование, эксперимент

    • особенностей жизненного пути ученого-исследователя – анализ документов,

    • влияния проводимой жилищно-коммунальной реформы на уровень жизни населения с разных точек зрения: населения, общественных организаций, органов власти, отвечающих за ее проведение – анкетирование, опрос, эксперимент, анализ документов.


Вопросы к заданию:

  1. Поясните свой ответ характеристикой соответствующих методов.

  2. Объясните механизм сбора информации в каждом случае.

  3. Можно ли использовать несколько методов сбора информации для одного исследования из приведенных выше?

  4. Информацию какого рода необходимо и возможно собрать для каждого отдельного случая?

  5. Следует ли в последнем примере использовать разные методы? Аргументируйте свой ответ.

При реализации полевого этапа при проведении исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы. В социологии выделяют следующие методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов. Не существует «хороших» и «плохих» методов сбора социологической информации, есть методы адекватные исследовательским задачам и неадекватные. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки.

Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте или явлении, используется чаще всего. Представляет собой устное или письменное (анкетирование) обращение к респонденту, путем регистрации ответов на вопросы исследователя. Главной функцией опроса является проверка гипотез о наличии и характере связей между различными переменными.

Виды опроса.

1. По способу получения информации и форме фиксации:

1) очный (личный) и заочный (бесконтактный) (обращение к респондентам через Интернет, телевидение, радио и т.д.);

2) письменный опрос (анкетирование);

2) устный опрос (интервью).

2. По частоте применения:

1) разовый;

2) повторный (мониторинг, лонгитюд).

3. По степени охвата генеральной совокупности:

1) сплошной опрос (опрашивается вся генеральная совокупность);

2) выборочный опрос.

4. По процедуре проведения:

1) индивидуальный;

2) групповой.

5. По степени формализации выделяют:

1) стандартизированный опрос;

2) не стандартизированный;

3) частично стандартизированный.

Интервью — беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера (исследователя) с респондентом (опрашиваемым). Запись ответов опрашиваемого производится интервьюером (непосредственно вами) или помощником, либо на магнитофон (диктофон).


Интервью по технике проведения бывает:

• свободное;

• стандартизированное;

• формализованное.

Свободное интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой формулировки вопросов, по общей программе, планируемой теме. Такие интервью можно использовать на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Основываясь на информации, полученной в ходе свободного интервью, можно уточнить вопросы, сформулировать новые, отражающие темы которые не были затронуты, но которые оказались важными я актуальными.

Стандартизированное интервью предполагает наличие общего плана беседы, формулировки и последовательности вопросов. Стандартизированное интервью с открытыми вопросами — предоставляет опрашиваемому больше самостоятельности в формулировке ответов, чем при проведении формализованного интервью. Это потребует от вас как интервьюера максимально подробной и точной регистрации ответов. Обработка полученных ответов включает построение классификации полученных ответов и их кодирование.

Формализованное интервью — стандартизированное интервью с закрытыми вопросами. Такое интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны респондента и интервьюера.

Проводя интервью, вы должны соблюдать правила и рекомендации, которые изложены в различных учебниках, справочниках по проведению социологических исследований. Напомним вам наиболее важные из них:

1) в зависимости от типа интервью у вас должны быть подготовлены: план беседы; вопросы, расположенные в определенном порядке. Необходимо заранее подготовить нужное количество анкет, бумаги и авторучек для записи ответов. Запись должна быть четкой и подробной;

2) обратите внимание на условия, в которых будет проходить интервью. Наилучшей обстановкой для проведения интервью будет отдельное помещение, отсутствие посторонних лиц и отвлекающих факторов;

3) заранее определите удобное для вас и респондента время;

4) ваш внешний вид будет оказывать на респондента существенное влияние, поэтому необходимо быть опрятным и аккуратно одетым. Располагающая внешность — важный фактор;

5) важным качеством будет умение слушать опрашиваемого, не перебивайте вашего собеседника, но и не позволяйте ему уклоняться от темы интервью (беседы);