Файл: 1. Институты амнистии и помилования понятие и история становления 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Институты амнистии и помилования: понятие и история становления
1.1. Историко-правовой анализ зарождения и становления института амнистии и помилования
1.2. Амнистия и помилование на современном этапе
2. Правовое регулирование амнистии и помилования в российском законодательстве
2.1 Амнистия: сущность и правовая регламентация
2.2 Помилование: сущность и правовая регламентация
Российской Федерации наиболее активно осуществлял свои конституционные полномочия по помилованию в конце 1990-х годов в связи с тем, что Российская Федерация обязалась не применять смертную казнь в связи со своим членством в Совете Европы.
Таким образом, в последние десятилетия помилования в России происходят в основном по политическим причинам, в том числе для обмена российских заключенных на иностранных.
В настоящее время в юридической науке отсутствует единое мнение о том, к какой отрасли относится институт амнистии. Существует три основных позиции: (1) амнистия – сфера государственного права, (2) институт амнистия носит комплексный характер, (3) амнистия – это институт уголовного права.
Конституционное происхождение амнистии обуславливается ее нахождением вне системы правосудия, являя собой акт гуманизма и милосердия, исходящий от государства.
По мнению многих авторов, амнистия — это межотраслевое образование, поскольку нормы, ее регламентирующие, содержаться в различных отраслевых законах. Амнистия носит интеграционный характер, являясь чрезвычайной мерой воздействия на общественную жизнь. Объединяются нормы об амнистии в рамках государственного организационного мероприятия, исходят из потребностей уголовно-правовой политики17.
Мы считаем, что по своей правовой сущности амнистия представляет собой сложный правовой институт, единая нормативная база которого включает в себя нормы:
а) конституционного права (ст. 71 Конституции РФ относит амнистию к исключительному ведению Российской Федерации, ст. 103 Конституции РФ наделяет правом объявления амнистии Государственную Думу, ст. 93 п. «з» Постановления Государственной Думы от 28 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - проекты постановлений об объявлении амнистии и
о порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленным для законопроектов и др.). Интересен то факт, что с 2008 года вопрос об объявлении амнистии может выносится на референдум1.
б) материальные нормы уголовного права – статья 84 УК РФ «Амнистия»;
в) процессуальные нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие основания и порядок прекращения уголовного преследования в случае вынесения акта об амнистии на разных стадиях уголовного судопроизводства (ст. 27, 302 УПК РФ); признается, что акт амнистии не является реабилитирующим обстоятельством (ст. 133 УПК РФ); ограниченное признание актов амнистии, изданных иностранным государством (ст. 472 УПК РФ);
г) уголовно-исполнительный закон, устанавливающий акт амнистии как основание для исполнения наказания и других мер уголовного характера (статья 7), освобождение от отбывания наказания (ст. 172), а также порядка, регламентирующего такое освобождение (ч. 4 ст. 175 УИК РФ);
д) административного права, предусматривающие издание акта амнистии как основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении (п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ). Кроме того, согласно п. 1 ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.
Сторонники понимания амнистии как института уголовного права исходят из того, что Конституция
лишь провозглашает возможность амнистии, определяя орган, уполномоченный издавать акт об амнистии. Юридическое содержание этого правового института содержится в уголовном законе18.
Амнистия не предполагает поправок в УК РФ о предусмотренных наказаниях и не ставит их под сомнение. Незаконность преступных деяний и карательные меры за их совершение остаются прежними: не попадающие под амнистию заключенные, совершившие преступление вне ее срока, не освобождаются от наказания.
Акт об амнистии имеет силу закона, так как принимается высшим законодательным органом страны – Государственной Думой РФ и, как правило, приурочен к каким-либо знаменательным датам или событиям.
Итак, отметим, что легального определения амнистии нет. Исходя из анализа ст. 84 УК РФ19 амнистия - государственная «мера прощения», оформленная актом Государственной Думы РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших преступление, согласно которой указанные в ней лица освобождаются от уголовного преследования. ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, судимость досрочно снимается. Хоть структура акта об амнистии нигде законодательно не закреплена, традиционно сложилось, что постановление Государственной Думы об объявлении амнистии имеет определенную структуру:
Соответственно, акт амнистии часто сопровождается актом применения амнистии, в котором Государственная Дума РФ разъясняет условия и пределы амнистии, что можно считать официальным толкованием акта амнистии.
Исходя из установлений УК РФ и УПК РФ, в российском правовом поле сущность амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания. Это положение критикуется рядом ученых. В пункте 1 статьи 49 Конституции РФ закреплено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, сам факт привлечения к уголовной ответственности не позволяет считать лицо виновным.
Однако в России преобладает следующий подход: амнистия распространяется на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которые подпадают под перечень, указанный в указе об амнистии. В этом случае преобладает практический подход к вопросу - для системы предварительного расследования экономичнее не тратить ни силы, ни деньги, ни время на расследование дела, результатом которого все равно будет высвобождение потенциальных преступников. Но такой подход существенно вредит всей системе правопорядка и, в частности, профилактическим целям, которые достигаются в ходе уголовного преследования. Преступники, избежавшие ограничений следственного и судебного процессов, не могут сделать правильных выводов о недопустимости преступного поведения.
Таким образом, в последние десятилетия помилования в России происходят в основном по политическим причинам, в том числе для обмена российских заключенных на иностранных.
2. Правовое регулирование амнистии и помилования в российском законодательстве
2.1 Амнистия: сущность и правовая регламентация
В настоящее время в юридической науке отсутствует единое мнение о том, к какой отрасли относится институт амнистии. Существует три основных позиции: (1) амнистия – сфера государственного права, (2) институт амнистия носит комплексный характер, (3) амнистия – это институт уголовного права.
Конституционное происхождение амнистии обуславливается ее нахождением вне системы правосудия, являя собой акт гуманизма и милосердия, исходящий от государства.
По мнению многих авторов, амнистия — это межотраслевое образование, поскольку нормы, ее регламентирующие, содержаться в различных отраслевых законах. Амнистия носит интеграционный характер, являясь чрезвычайной мерой воздействия на общественную жизнь. Объединяются нормы об амнистии в рамках государственного организационного мероприятия, исходят из потребностей уголовно-правовой политики17.
Мы считаем, что по своей правовой сущности амнистия представляет собой сложный правовой институт, единая нормативная база которого включает в себя нормы:
а) конституционного права (ст. 71 Конституции РФ относит амнистию к исключительному ведению Российской Федерации, ст. 103 Конституции РФ наделяет правом объявления амнистии Государственную Думу, ст. 93 п. «з» Постановления Государственной Думы от 28 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - проекты постановлений об объявлении амнистии и
о порядке применения амнистии вносятся в Государственную Думу и рассматриваются ею в порядке, установленным для законопроектов и др.). Интересен то факт, что с 2008 года вопрос об объявлении амнистии может выносится на референдум1.
б) материальные нормы уголовного права – статья 84 УК РФ «Амнистия»;
в) процессуальные нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие основания и порядок прекращения уголовного преследования в случае вынесения акта об амнистии на разных стадиях уголовного судопроизводства (ст. 27, 302 УПК РФ); признается, что акт амнистии не является реабилитирующим обстоятельством (ст. 133 УПК РФ); ограниченное признание актов амнистии, изданных иностранным государством (ст. 472 УПК РФ);
г) уголовно-исполнительный закон, устанавливающий акт амнистии как основание для исполнения наказания и других мер уголовного характера (статья 7), освобождение от отбывания наказания (ст. 172), а также порядка, регламентирующего такое освобождение (ч. 4 ст. 175 УИК РФ);
д) административного права, предусматривающие издание акта амнистии как основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении (п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ). Кроме того, согласно п. 1 ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.
Сторонники понимания амнистии как института уголовного права исходят из того, что Конституция
лишь провозглашает возможность амнистии, определяя орган, уполномоченный издавать акт об амнистии. Юридическое содержание этого правового института содержится в уголовном законе18.
Амнистия не предполагает поправок в УК РФ о предусмотренных наказаниях и не ставит их под сомнение. Незаконность преступных деяний и карательные меры за их совершение остаются прежними: не попадающие под амнистию заключенные, совершившие преступление вне ее срока, не освобождаются от наказания.
Акт об амнистии имеет силу закона, так как принимается высшим законодательным органом страны – Государственной Думой РФ и, как правило, приурочен к каким-либо знаменательным датам или событиям.
Итак, отметим, что легального определения амнистии нет. Исходя из анализа ст. 84 УК РФ19 амнистия - государственная «мера прощения», оформленная актом Государственной Думы РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших преступление, согласно которой указанные в ней лица освобождаются от уголовного преследования. ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, судимость досрочно снимается. Хоть структура акта об амнистии нигде законодательно не закреплена, традиционно сложилось, что постановление Государственной Думы об объявлении амнистии имеет определенную структуру:
-
преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; -
категории лиц, на которых распространяется данная амнистия (совершивших определенные категории преступлений, как правило, небольшой и средней тяжести) и категории лиц, которых предлагается освободить об наказания или от уголовного преследования, к примеру женщины, старше 50 лет, или инвалиды) -
перечень категорий лиц, не подпадающих под амнистию; -
определение времени вступления акта об амнистии в силу и срок ее действия.
Соответственно, акт амнистии часто сопровождается актом применения амнистии, в котором Государственная Дума РФ разъясняет условия и пределы амнистии, что можно считать официальным толкованием акта амнистии.
Исходя из установлений УК РФ и УПК РФ, в российском правовом поле сущность амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания. Это положение критикуется рядом ученых. В пункте 1 статьи 49 Конституции РФ закреплено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, сам факт привлечения к уголовной ответственности не позволяет считать лицо виновным.
Однако в России преобладает следующий подход: амнистия распространяется на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которые подпадают под перечень, указанный в указе об амнистии. В этом случае преобладает практический подход к вопросу - для системы предварительного расследования экономичнее не тратить ни силы, ни деньги, ни время на расследование дела, результатом которого все равно будет высвобождение потенциальных преступников. Но такой подход существенно вредит всей системе правопорядка и, в частности, профилактическим целям, которые достигаются в ходе уголовного преследования. Преступники, избежавшие ограничений следственного и судебного процессов, не могут сделать правильных выводов о недопустимости преступного поведения.