Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 983

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как самостоятельная научная дисциплина эргономика начала развиваться в социалистических странах в 50-е годы. Ее развитие было обусловлено прежде всего теми изменениями в трудовой деятельности, которые произошли благодаря реконструкции народ­ного хозяйства социалистических стран на базе новой техники, механизации и автоматизации производства. Оно стимулируется задачей создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности трудящихся, ко­торая стала настоятельной потребностью самого хозяйственного развития социалистических стран.

В 1963 г. в системе Министерства народного здравоохранения и социального обеспечения Народной Республики Болгарии были организованы первые лаборатории но физиологии и психологии труда и осуществлены некоторые мероприятия по эргономическо­му контролю над процессами производства. В 1966 г. был органи­зован первый окружной совет эргономики и промышленной эсте­тики, а в последующие годы такие советы создаются во всех округах (основная административная единица) страны и на мно­гих- промышленных предприятиях.

В 1967 г. при Научно-техническом союзе по машиностроению создается секция антропотехники, которая провела первый в стра­не симпозиум по эргономическим проблемам машиностроения. В 1970 г. организуется Национальный совет эргономики и про­мышленной эстетики, который руководит окружными советами по эргономике. По государственной линии руководство эргономики осуществляет Координационный совет эргономики Государствен­ного комитета науки и технического прогресса. В системе Болгар­ской Академии наук (БАН) организуется Координационный совет фундаментальных исследований в области эргономики при прези­диуме БАН. В Центре промышленной эстетики и художественного проектирования Государственного комитета по науке и техничес­кому прогрессу функционирует одна из первых лабораторий эрго­номики, в Научно-исследовательском институте по экономике и организации машиностроения имеется секция по эргономике. Соз­даны лаборатории эргономики и в ряде других министерств. В 1976 г. организован специализированный Институт охраны труда и эргономики в системе Болгарских профессиональных союзов и Министерства народного здравоохранения. Проблемы эргономики разрабатываются в высших учебных заведениях (Высший меди­цинский институт в г. Пловдиве, Высший машино-электротехнический институт им. В. И. Ленина, Софийский университет и др.), в которых читаются курсы лекций по эргономике. Введена систе­ма повышения квалификации инженеров, экономистов и других специалистов в области эргономики и научной организации труда. Для этих целей в 1972 г. выпущено учебное пособие «Основы эргономики». В 1973 г. издан «Справочник по эргономике». Изда­ется бюллетень «Эргономика».


Существенные успехи в развития эргономики, внедрении ее достижений в народное хозяйство и повышении квалификации в этой области специалистов самого различного профиля достиг­нуты в Польской Народной Республике. Этому в немалой степени способствует систематическое совершенствование организации ука­занных работ в масштабе страны. В 1964 г. была организована Эргономическая комиссия при Главной технической организации (НОТ) и Центральном Совете профессиональных союзов Польской Народной Республики. Несколько позже создан Польский Коми­тет по эргономике и охране труда при Центральном правлении Главной технической организации, который в 1970 г. был принят в члены Международной эргономической ассоциации. В 1972 г. учреждается Эргономическая комиссия Краковского отделения Польской Академии наук, а в 1974 г. организуется Комитет Эрго­номики при президиуме Польской Академии наук, который с 1978 г. издает специальный научный журнал «Эргономика». В 1977 г. организовано Польское эргономическое общество, явля­ющееся наиболее представительной общественной организацией специалистов указанного профиля и смежных дисциплин и имею­щее свои отделения в тринадцати воеводствах ПНР. Комитет эргономики при президиуме Польской Академии наук занимается выявлением потребностей народного хозяйства в эргономических исследованиях, координирует и стимулирует развитие эргономи­ческих исследований, анализирует состояние и намечает мероприя­тия по повышению квалификации в области эргономики. Комитет по эргономике и охране труда сосредоточивает свои усилия на решении вопросов практического использования достижений эрго­номики в различных сферах народного хозяйства.

Эргономические исследования проводятся в научно-исследо­вательских институтах, таких, как Институт технической эстетики, Центральный институт охраны труда, Институт обработки метал­лов резанием и др., а также в отдельных университетах, техничес­ких, медицинских, экономических, художественных вузах. Специа­листы Центрального конструкторского бюро станкостроительной промышленности осуществили широкие эргономические обследо­вания станочного парка страны.

В 1963 г. в ПНР издается коллективная монография «Эргоно­мика. Проблемы приспособления условий труда к человеку», а в следующем году П. Красуцкий и Я. Рознер публикуют книгу «Справочное пособие по эргономике». В ряде университетов и Других высших учебных заведениях начинают читаться курсы лекций по эргономике, разрабатываются программы подготовки инженерно-технических работников в области эргономики. Опре­деленным международным признанием достижений эргономикив ПНР является решение о проведении VII конгресса Междуна­родной эргономической ассоциации в этой стране в 1979 г.



Разработка эргономической проблематики и решение ее прак­тических задач осуществляются во многих организациях Советского Союза (Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Центральный научно-иссле­довательский институт охраны труда ВЦСПС, Научно-исследова­тельский институт труда, Институт медико-биологических проблем, Центральный научно-исследовательский институт ком­плексной автоматизации, Институт кибернетики АН УССР, Ленин­градский, Московский, Тартуский, Харьковский, Тбилисский, Ярославский университеты и др.).

В 1959 г. в Ленинградском университете им. А. А. Жданова была организована первая университетская лаборатория инженер­ной психологии, а в 1966 г. создана кафедра инженерной психоло­гии и эргономики. Лаборатория явилась инициатором созыва пер­вой ленинградской конференции по инженерной психологии в 1964 г. В 1962 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики создается первый в Советском Союзе отдел эргономики. В 1963 г. Научный совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика» совместно с Институтом психологии АПН РСФСР и Институтом автоматики и телемеханики АН СССР провели Всесоюзную конференцию, посвященную системам «чело­век— автомат». В 1963 г. вышла книга Б. Ф. Ломова «Человек и техника», а в 1964 г. под редакцией А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова издана коллективная монография «Инженер­ная психология». Эти работы сыграли важную роль в систематиза­ции и анализе накопленного инженерной психологией и эргономикой экспериментального материала. В настоящее время в Советском Союзе изданы руководства для инженерно-техничес­ких работников, а также учебные пособия по эргономике и инже­нерной психологии.

Координацию работ в области эргономики осуществляет Все­союзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в Москве, который имеет десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах Советского Союза. В каж­дом из филиалов имеется отдел или лаборатория эргономики, которые работают по единому плану и под методическим руковод­ством головного отдела эргономики в Москве. Специализация отделов и лабораторий осуществляется в двух направлениях: проблемном и объектном.

Развитие эргономики в СССР характеризуется достаточно интенсивной разработкой теоретических и методологических проб­лем. Большое внимание уделяется разработке системного подхода в эргономике, который реализуется в теории и прикладных рабо­тах. В СССР ведутся исследования по всем основным направлени­ям эргономики. Большое количество исследований посвящается разработке эргономических проблем проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем контроля и управления. Эргономисты принимают участие в изучении проблем взаимодей­ствия человека с электронно-вычислительными машинами, в том числе в разработке языков диалога.


Все возрастающее значение приобретают эргономические иссле­дования при решении научных и технических задач в области пилотируемых космических полетов. Много общего с космической эргономикой имеет и авиационная эргономика, которая интенсивно развивается в Советском Союзе. Большая роль эргономическим исследованиям отводится при проектировании и эксплуатации систем управления воздушным движением. Проблема учета чело­веческих факторов при проектировании судов в последние годы стала одной из важнейших проблем судостроения. На достаточно высоком профессиональном уровне выполняются эргономические работы для станкостроительной промышленности. Эргономические разработки осуществляются в радио- и электронной промышлен­ности, на железнодорожном транспорте и автомобильной промыш­ленности, в сельскохозяйственном машиностроении и угольной промышленности, в строительной индустрии и полиграфическом производстве и многих других отраслях промышленности.

С каждым годом увеличивается число специалистов в области эргономики, работающих непосредственно на промышленных пред­приятиях. Их усилия направлены прежде всего на модернизацию существующей техники и улучшение условий труда с тем, чтобы по возможности устранить или ослабить действие отрицательных явлений, которые на современном этапе развития отдельных отраслей производства обусловлены монотонным и малосодержа­тельным характером труда, а также трудом, связанным с исполь­зованием несовершенных автоматических устройств. В Совет­ском Союзе разрабатываются и реализуются программы, цель которых — за счет широкого внедрения результатов эргономичес­ких исследований содействовать процессу совершенствования це­лых отраслей промышленности. Например, в министерствах тяже­лого, энергетического и транспортного машиностроения СССР созданы системы эргономических лабораторий и групп в головных НИИ, проектных организациях и на предприятиях, методическое руководство которыми осуществляет лаборатория эргономики Уральского филиала ВНИИТЭ. Уральский филиал ВНИИТЭ про­водит экспертизу изделий отрасли, представленной на высшую категорию качества (государственный Знак качества), с целью определения их соответствия эргономическим, и эстетическим по­казателям, он принимает также участие в работе отраслевых аттестационных комиссий, проводящих раз в два года аттестацию» всех изделий отрасли; учет требований эргономики и технической эстетики становится неотъемлемой частью проектирования изделий отрасли (пассажирские и багажные вагоны, рудничные электро­возы, буровые машины, угольные комбайны, вагоны метрополитена и др.). Уральский филиал ВНИИТЭ поддерживает тесные связи с Уральским заводом тяжелого машиностроения, с его службой НОТ и выполняет для завода эргономические исследования, ре­зультаты которых используются при проектировании и создании новой техники.


Всесоюзное объединение «Союзэлектроприбор» Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР совместно с ВНИИТЭ и его филиалами выполняет ком­плексную художественно-конструкторскую и эргономическую про­грамму, основная цель которой — создание оптимальных условий для качественной работы человека в процессе производства и всестороннее удовлетворение требований потребителя, для кото­рого предназначена производимая продукция. Вся продукция объединения, номенклатура которой составляет 1200 наименова­ний электроизмерительных приборов, приводится в соответствие с требованиями эргономики и художественного конструирования. Осуществляется также разработка эргономических и художествен­но-конструкторских проектов типовых рабочих мест для заводов объединения с целью улучшения условий труда и повышения его производительности.

Объем эргономических исследований, выполняемых по хозяй­ственным договорам с промышленными предприятиями и ведом­ствами, вырос в Советском Союзе за последние годы в несколько раз. При этом потребность в такого рода исследованиях удовлет­воряется далеко не полностью.

Одним из важнейших направлений внедрения достижений эргономики в народное хозяйство является стандартизация эрго­номических норм требований, а также учет этих требований при аттестации качества промышленной продукции. В СССР введены в действие несколько десятков стандартов и продолжают разра­батываться нормативно-технические документы на эргономические требования к промышленным изделиям, рабочим местам систем управления и другим объектам. Требования эргономики включа­ются в нормативные материалы по научной организации труда и в стандарты безопасности труда. Учет человеческого фактора стал неотъемлемой частью процесса художественного проектирования промышленных изделий. В классификацию технико-экономических свойств изделий включается новый показатель, отражающий соот­ветствие изделий требованиям эргономики. Экспертиза эргономи­ческих свойств привлекает к себе все большее внимание как важный аспект независимой, вневедомственной экспертизы, кото­рая призвана исключить создание машин, приборов, технологичес­ких процессов, не отвечающих самым высоким современным требованиям. На очереди — задача создания эргономических пас­портов различных видов промышленной продукции. Каждое изде­лие наряду с техническим паспортом должно иметь и эргономи­ческий паспорт, в котором найдут отражение гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели изделия. Возрастающая заинтересованность промышленных: п проектных организаций в эргономических исследованиях в зна­чительной мере стимулируется расширением выпуска изделий для экспорта.