Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 983
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
Как самостоятельная научная дисциплина эргономика начала развиваться в социалистических странах в 50-е годы. Ее развитие было обусловлено прежде всего теми изменениями в трудовой деятельности, которые произошли благодаря реконструкции народного хозяйства социалистических стран на базе новой техники, механизации и автоматизации производства. Оно стимулируется задачей создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности трудящихся, которая стала настоятельной потребностью самого хозяйственного развития социалистических стран.
В 1963 г. в системе Министерства народного здравоохранения и социального обеспечения Народной Республики Болгарии были организованы первые лаборатории но физиологии и психологии труда и осуществлены некоторые мероприятия по эргономическому контролю над процессами производства. В 1966 г. был организован первый окружной совет эргономики и промышленной эстетики, а в последующие годы такие советы создаются во всех округах (основная административная единица) страны и на многих- промышленных предприятиях.
В 1967 г. при Научно-техническом союзе по машиностроению создается секция антропотехники, которая провела первый в стране симпозиум по эргономическим проблемам машиностроения. В 1970 г. организуется Национальный совет эргономики и промышленной эстетики, который руководит окружными советами по эргономике. По государственной линии руководство эргономики осуществляет Координационный совет эргономики Государственного комитета науки и технического прогресса. В системе Болгарской Академии наук (БАН) организуется Координационный совет фундаментальных исследований в области эргономики при президиуме БАН. В Центре промышленной эстетики и художественного проектирования Государственного комитета по науке и техническому прогрессу функционирует одна из первых лабораторий эргономики, в Научно-исследовательском институте по экономике и организации машиностроения имеется секция по эргономике. Созданы лаборатории эргономики и в ряде других министерств. В 1976 г. организован специализированный Институт охраны труда и эргономики в системе Болгарских профессиональных союзов и Министерства народного здравоохранения. Проблемы эргономики разрабатываются в высших учебных заведениях (Высший медицинский институт в г. Пловдиве, Высший машино-электротехнический институт им. В. И. Ленина, Софийский университет и др.), в которых читаются курсы лекций по эргономике. Введена система повышения квалификации инженеров, экономистов и других специалистов в области эргономики и научной организации труда. Для этих целей в 1972 г. выпущено учебное пособие «Основы эргономики». В 1973 г. издан «Справочник по эргономике». Издается бюллетень «Эргономика».
Существенные успехи в развития эргономики, внедрении ее достижений в народное хозяйство и повышении квалификации в этой области специалистов самого различного профиля достигнуты в Польской Народной Республике. Этому в немалой степени способствует систематическое совершенствование организации указанных работ в масштабе страны. В 1964 г. была организована Эргономическая комиссия при Главной технической организации (НОТ) и Центральном Совете профессиональных союзов Польской Народной Республики. Несколько позже создан Польский Комитет по эргономике и охране труда при Центральном правлении Главной технической организации, который в 1970 г. был принят в члены Международной эргономической ассоциации. В 1972 г. учреждается Эргономическая комиссия Краковского отделения Польской Академии наук, а в 1974 г. организуется Комитет Эргономики при президиуме Польской Академии наук, который с 1978 г. издает специальный научный журнал «Эргономика». В 1977 г. организовано Польское эргономическое общество, являющееся наиболее представительной общественной организацией специалистов указанного профиля и смежных дисциплин и имеющее свои отделения в тринадцати воеводствах ПНР. Комитет эргономики при президиуме Польской Академии наук занимается выявлением потребностей народного хозяйства в эргономических исследованиях, координирует и стимулирует развитие эргономических исследований, анализирует состояние и намечает мероприятия по повышению квалификации в области эргономики. Комитет по эргономике и охране труда сосредоточивает свои усилия на решении вопросов практического использования достижений эргономики в различных сферах народного хозяйства.
Эргономические исследования проводятся в научно-исследовательских институтах, таких, как Институт технической эстетики, Центральный институт охраны труда, Институт обработки металлов резанием и др., а также в отдельных университетах, технических, медицинских, экономических, художественных вузах. Специалисты Центрального конструкторского бюро станкостроительной промышленности осуществили широкие эргономические обследования станочного парка страны.
В 1963 г. в ПНР издается коллективная монография «Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку», а в следующем году П. Красуцкий и Я. Рознер публикуют книгу «Справочное пособие по эргономике». В ряде университетов и Других высших учебных заведениях начинают читаться курсы лекций по эргономике, разрабатываются программы подготовки инженерно-технических работников в области эргономики. Определенным международным признанием достижений эргономикив ПНР является решение о проведении VII конгресса Международной эргономической ассоциации в этой стране в 1979 г.
Разработка эргономической проблематики и решение ее практических задач осуществляются во многих организациях Советского Союза (Институт психологии АН СССР, Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР. Центральный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, Научно-исследовательский институт труда, Институт медико-биологических проблем, Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации, Институт кибернетики АН УССР, Ленинградский, Московский, Тартуский, Харьковский, Тбилисский, Ярославский университеты и др.).
В 1959 г. в Ленинградском университете им. А. А. Жданова была организована первая университетская лаборатория инженерной психологии, а в 1966 г. создана кафедра инженерной психологии и эргономики. Лаборатория явилась инициатором созыва первой ленинградской конференции по инженерной психологии в 1964 г. В 1962 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики создается первый в Советском Союзе отдел эргономики. В 1963 г. Научный совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика» совместно с Институтом психологии АПН РСФСР и Институтом автоматики и телемеханики АН СССР провели Всесоюзную конференцию, посвященную системам «человек— автомат». В 1963 г. вышла книга Б. Ф. Ломова «Человек и техника», а в 1964 г. под редакцией А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко и Д. Ю. Панова издана коллективная монография «Инженерная психология». Эти работы сыграли важную роль в систематизации и анализе накопленного инженерной психологией и эргономикой экспериментального материала. В настоящее время в Советском Союзе изданы руководства для инженерно-технических работников, а также учебные пособия по эргономике и инженерной психологии.
Координацию работ в области эргономики осуществляет Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в Москве, который имеет десять филиалов в столицах союзных республик и крупных городах Советского Союза. В каждом из филиалов имеется отдел или лаборатория эргономики, которые работают по единому плану и под методическим руководством головного отдела эргономики в Москве. Специализация отделов и лабораторий осуществляется в двух направлениях: проблемном и объектном.
Развитие эргономики в СССР характеризуется достаточно интенсивной разработкой теоретических и методологических проблем. Большое внимание уделяется разработке системного подхода в эргономике, который реализуется в теории и прикладных работах. В СССР ведутся исследования по всем основным направлениям эргономики. Большое количество исследований посвящается разработке эргономических проблем проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем контроля и управления. Эргономисты принимают участие в изучении проблем взаимодействия человека с электронно-вычислительными машинами, в том числе в разработке языков диалога.
Все возрастающее значение приобретают эргономические исследования при решении научных и технических задач в области пилотируемых космических полетов. Много общего с космической эргономикой имеет и авиационная эргономика, которая интенсивно развивается в Советском Союзе. Большая роль эргономическим исследованиям отводится при проектировании и эксплуатации систем управления воздушным движением. Проблема учета человеческих факторов при проектировании судов в последние годы стала одной из важнейших проблем судостроения. На достаточно высоком профессиональном уровне выполняются эргономические работы для станкостроительной промышленности. Эргономические разработки осуществляются в радио- и электронной промышленности, на железнодорожном транспорте и автомобильной промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении и угольной промышленности, в строительной индустрии и полиграфическом производстве и многих других отраслях промышленности.
С каждым годом увеличивается число специалистов в области эргономики, работающих непосредственно на промышленных предприятиях. Их усилия направлены прежде всего на модернизацию существующей техники и улучшение условий труда с тем, чтобы по возможности устранить или ослабить действие отрицательных явлений, которые на современном этапе развития отдельных отраслей производства обусловлены монотонным и малосодержательным характером труда, а также трудом, связанным с использованием несовершенных автоматических устройств. В Советском Союзе разрабатываются и реализуются программы, цель которых — за счет широкого внедрения результатов эргономических исследований содействовать процессу совершенствования целых отраслей промышленности. Например, в министерствах тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР созданы системы эргономических лабораторий и групп в головных НИИ, проектных организациях и на предприятиях, методическое руководство которыми осуществляет лаборатория эргономики Уральского филиала ВНИИТЭ. Уральский филиал ВНИИТЭ проводит экспертизу изделий отрасли, представленной на высшую категорию качества (государственный Знак качества), с целью определения их соответствия эргономическим, и эстетическим показателям, он принимает также участие в работе отраслевых аттестационных комиссий, проводящих раз в два года аттестацию» всех изделий отрасли; учет требований эргономики и технической эстетики становится неотъемлемой частью проектирования изделий отрасли (пассажирские и багажные вагоны, рудничные электровозы, буровые машины, угольные комбайны, вагоны метрополитена и др.). Уральский филиал ВНИИТЭ поддерживает тесные связи с Уральским заводом тяжелого машиностроения, с его службой НОТ и выполняет для завода эргономические исследования, результаты которых используются при проектировании и создании новой техники.
Всесоюзное объединение «Союзэлектроприбор» Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР совместно с ВНИИТЭ и его филиалами выполняет комплексную художественно-конструкторскую и эргономическую программу, основная цель которой — создание оптимальных условий для качественной работы человека в процессе производства и всестороннее удовлетворение требований потребителя, для которого предназначена производимая продукция. Вся продукция объединения, номенклатура которой составляет 1200 наименований электроизмерительных приборов, приводится в соответствие с требованиями эргономики и художественного конструирования. Осуществляется также разработка эргономических и художественно-конструкторских проектов типовых рабочих мест для заводов объединения с целью улучшения условий труда и повышения его производительности.
Объем эргономических исследований, выполняемых по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями и ведомствами, вырос в Советском Союзе за последние годы в несколько раз. При этом потребность в такого рода исследованиях удовлетворяется далеко не полностью.
Одним из важнейших направлений внедрения достижений эргономики в народное хозяйство является стандартизация эргономических норм требований, а также учет этих требований при аттестации качества промышленной продукции. В СССР введены в действие несколько десятков стандартов и продолжают разрабатываться нормативно-технические документы на эргономические требования к промышленным изделиям, рабочим местам систем управления и другим объектам. Требования эргономики включаются в нормативные материалы по научной организации труда и в стандарты безопасности труда. Учет человеческого фактора стал неотъемлемой частью процесса художественного проектирования промышленных изделий. В классификацию технико-экономических свойств изделий включается новый показатель, отражающий соответствие изделий требованиям эргономики. Экспертиза эргономических свойств привлекает к себе все большее внимание как важный аспект независимой, вневедомственной экспертизы, которая призвана исключить создание машин, приборов, технологических процессов, не отвечающих самым высоким современным требованиям. На очереди — задача создания эргономических паспортов различных видов промышленной продукции. Каждое изделие наряду с техническим паспортом должно иметь и эргономический паспорт, в котором найдут отражение гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели изделия. Возрастающая заинтересованность промышленных: п проектных организаций в эргономических исследованиях в значительной мере стимулируется расширением выпуска изделий для экспорта.