Файл: Программа кружка Занимательная химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум исследование «Моющие средства для посуды».


Работа с этикеткой.

Опыт 1. Определение кислотности. Опыт 2. Определение мылкости.

Опыт 3. Смываемость со стакана.

Анкетирование. Социологический опрос.

  1. Занятие - игра «Мыльные пузыри»


Конкурсы:

  • Кто надует самый большой пузырь,

  • кто надует много маленьких пузырей

  • Чей пузырь долго не лопнет

  • Построение фигуры из пузырей

  • Надувание пузыря в пузыре.


23-24.Химиявприроде.Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».

Демонстрацияопытов:

  • Химические водоросли [5]

  • Тёмно-серая змея. [5]

  • Оригинальное яйцо [6]

  • Минеральный «хамелеон» [4]

  1. Химияимедицина.Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устныйжурнална тему химия и медицина.[1]

  1. Практикум - исследование «Чипсы».


Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу.

Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками

Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:

  • ломкость,

  • растворение в воде,

  • надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира

  • вкусовые качества. Опыт 3. Горение чипсов.


Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.

Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.

Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

  1. Практикум - исследование «Мороженое»


Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.

Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.

В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов.

В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).

  1. 1   2   3   4   5   6   7

Практикум - исследование «Шоколад»


Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками

Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево- жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

  1. Практикум - исследование «Жевательная резинка»


Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки»,

«Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» (Приложение9). Работа
в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками (Приложение 8).Опыт 2. Изучение физических свойств:

Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.

Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности.

В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей.

В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH

и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко- синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

  1. Тайны воды.


Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные
телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой. (Приложение Презентация «Вода»)

  1. Практикум исследование «Газированные напитки»


Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека» (Приложение 11).

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием. Опыт 3. Определение кислотности.

Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом.
  1. Практикум исследование «Минеральные воды»





  1. Практикумисследование«Чай»

Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»: Опыт 1. Рассматривание чаинок.

Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.

  1. Практикум исследование «Молоко»


Опыт 1. Работа в группе с этикетками:

Работа с этикетками



МОЛОКО


ККАЛ


ЖИРНОСТЬ

СОСТАВ

УГЛЕВОДЫ

ЖИРЫ

БЕЛКИ

1. Молоко

«Простаквашино»

58 ккал

3,2 %

4,7 г.

3,2 г.

2,6 г.

2. Молоко

«Вамин»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

3. Молоко «Домик

в деревне»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.

4. Молоко

«Вкуснеево»

53 ккал

2,5 %

4,7 г.

2,5 г.

2,8 г.