Файл: Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. 622).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»

Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие

осмысленное освоение содержании образования по предмету

«Информатика»

Первый год обучения (7 КЛАСС)

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программы и данные

Компьютерные сети

Теоретические основы информатики

Представление информации

Информационные технологии Текстовые документы

Второй год обучения (8 КЛАСС)

Теоретические основы информатики Системы счисления

Элементы математической логики

Алгоритмы и программирование

Язык программирования

Третий год обучения (9 КЛАСС)

Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания

Управление

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

КЛАСС

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программы и данные

Компьютерные сети

Теоретические основы информатики

Представление информации

Информационные технологии Текстовые документы

Компьютерная графика

Мультимедийные презентации

Элементы математической логики

Алгоритмы и программирование

Язык программирования

Анализ алгоритмов

Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней

Работа в информационном пространстве

Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания

Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ

Управление

Информационные технологии Электронные таблицы

Информационные технологии в современном обществе

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС

КЛАСС

Раздел «Информация вокруг нас»

Раздел «Информационные технологии»

Раздел «Информационное моделирование»

Раздел «Алгоритмика»

Раздел «Информация вокруг нас»

Раздел «Информационные технологии»

Раздел «Информационное моделирование»

Раздел «Алгоритмика»

класс

класс

класс


1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа резервное время.


Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение



Учебное содержание


Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов)




Тема 1. Компьютер универсальное устройство обработки данных (2 часа)

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типыкомпьютеров:персональныекомпьютеры,встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.Мобильныеустройства.

Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорныйввод,датчикимобильныхустройств,средствабиометрическойаутентификации.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации.

Анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера.

Получать информацию о характеристиках компьютера с опорой на алгоритм учебных действий.

Историяразвитиякомпьютеровипрограммногообеспечения.Поколениякомпьютеров.Современныетенденцииразвитиякомпьютеров.

Суперкомпьютеры.Параллельныевычисления.

Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Практические работы

1. Включение компьютера и получение информации о его характеристиках.

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение



Учебное содержание


Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий)

Тема 2. Программы и данные (4 часа)

Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правоваяохранапрограммиданных.Бесплатные и

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять программные средства, необходимые для осуществления








условно- бесплатные программы.

информационных процессов при решении задач.

Свободное программное обеспечение.

Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.

Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.

Определять основные характеристики операционной системы.

Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно- графическом интерфейсе.

Выполнять основные операции с файлами и папками с опорой на алгоритм учебных действий.

Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (клавиатуры, сканера, микрофона, фотокамеры, видеокамеры).

Использоватьпрограммы-архиваторы.

Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ под руководством педагога.

Планироватьисоздаватьличноеинформационноепространство.




Практические работы

  1. Выполнение основных операций с файлами и папками.

  2. Сравнение размеров текстовых, графических, звуковых и видеофайлов.

  3. Изучение элементов интерфейса используемой операционной системы.

  4. Использование программы-архиватора.

  5. Защита информации от компьютерных вирусов с помощью











антивирусных программ




Тема 3. Компьютерные

сети (2 часа)

Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб- сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.

Современные сервисы интернет-коммуникаций.

Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Осуществлять поиск информации, по ключевым словам, и по изображению с опорой на алгоритм учебных действий.

Проверять достоверность информации, найденной в сети Интернет.

Восстанавливать адрес веб-ресурса из имеющихся фрагментов по визуальной опоре.

Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, видео-конференц-связи.




Практические работы

  1. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению.

  2. Использование сервисов интернет-коммуникаций







Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов)

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение



Учебное содержание


Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий)

Тема 4. Информация и информационные процессы

(2 часа)

Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.

Дискретность данных. Возможностьописаниянепрерывныхобъектовипроцессов спомощьюдискретныхданных.

Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и др.).

Выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах по образцу.

Оценивать по образцу числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и др.).

Тема 5. Представление

информации (9 часов)

Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.

Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни.

Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования с опорой на справочный материал.

Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности) с








Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

опорой на справочный материал. Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности по визуальной опоре.

Подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите по образцу.

Оперировать единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) с опорой на справочный материал).

Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. КодировкаASCII.Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.

Искажениеинформацииприпередаче.

Общеепредставлениеоцифровомпредставленииаудиовизуальныхидругихнепрерывных данных.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.

Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценкаинформационногообъёмаграфическихданныхдлярастровогоизображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественныхпараметров,связанныхспредставлениемихранениемзвуковыхфайлов.

Кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц с опорой на алгоритм учебных действий.

Вычислять информационный объём текста в заданной кодировке по образцу.

Оцениватьинформационныйобъёмграфическихданныхдлярастровогоизображения.

Определять объём памяти, необходимый для представления и хранения звукового файла по образцу.




Практические работы

  1. Определение кода символа в разных кодировках в текстовом процессоре.

  2. Определение кода цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

  3. Сохранение растрового графического изображения в разных форматах.











4. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)




Раздел 3. Информационные технологии (13 часов)

Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение



Учебное содержание


Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных

действий)

Тема 6. Текстовые

документы (6 часов)

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:

границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование.

Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.

Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.

Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства.

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач при необходимости с направляющей помощью.

Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач по образцу.

Создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов с опорой на алгоритм учебных действий.

Форматировать текстовые документы (устанавливать параметры страницы документа форматировать символы и абзацы; вставлять колонтитулы

и номера страниц) с опорой на алгоритм