Файл: Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. 622).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике
осмысленное освоение содержании образования по предмету
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Теоретические основы информатики
Информационные технологии Текстовые документы
Теоретические основы информатики Системы счисления
Элементы математической логики
Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Теоретические основы информатики
Информационные технологии Текстовые документы
Элементы математической логики
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Работа в информационном пространстве
Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания
Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ
Информационные технологии Электронные таблицы
Информационные технологии в современном обществе
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Раздел «Информация вокруг нас»
Раздел «Информационные технологии»
Раздел «Информационное моделирование»
Раздел «Информация вокруг нас»
Раздел «Информационные технологии»
| элементарныхвысказываний.Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомствослогическимиосновамикомпьютера. | выражения по образцу. |
Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час) | ||
Тема 3. Исполнители | Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план | Раскрывать смысл изучаемых понятий. |
и алгоритмы. | управления исполнителем. | Анализировать с помощью педагога |
Алгоритмические | Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде | предлагаемые последовательности команд на |
конструкции | блок-схемы, программа). | предмет наличия у них таких свойств |
(10 часов) | Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». | алгоритма, как дискретность, |
| Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: | детерминированность, понятность, |
| невозможностьпредусмотретьзависимостьпоследовательности | результативность, массовость. |
| выполняемыхдействийотисходныхданных. | Определять по блок-схеме, для решения какой |
| Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение | задачи предназначен данный алгоритм по |
| и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). | образцу. |
| Простые и составные условия. | Анализировать изменение значений величин |
| Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с | при пошаговом выполнении алгоритма по |
| условием выполнения, с переменной цикла. | образцу. |
| Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к | Определять по выбранному методу решения |
| требуемому результату при конкретных исходных данных. | задачи, какие алгоритмические конструкции |
| Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и | могут войти в алгоритм с опорой на алгоритм |
| ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как | учебных действий. |
| Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на | Сравниватьразличные алгоритмы решения |
| компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. | однойзадачи. |
| | Создавать, выполнять вручную и на |
| | компьютере несложные алгоритмы с |
| | использованием циклов и ветвлений для |
| | управления исполнителями, такими как Робот, |
| | Черепашка, Чертёжник с опорой на алгоритм |
| | учебных действий. |
| | Исполнять готовые алгоритмы при конкретных |
| | исходных данных с опорой на алгоритм учебных действий. |
Практические работы:
| Строить для исполнителя арифметических действий цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных предоставленных с опорой на алгоритм учебных действий. | |
Тема 4. Язык программирования (9 часов) | Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять по программе, для решения какой задачи она предназначена. Строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения с опорой на алгоритм учебных действий, по образцу. Программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений с опорой на алгоритм учебных действий. |
| Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и | Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) ветвления, в том числе |
| максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшегообщегоделителядвухнатуральныхчисел.Разбиениезаписинатурального числа в позиционной системе с основанием, меньшимилиравным 10,на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. | с использованием логических операций с опорой на алгоритм учебных действий. Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла с опорой на алгоритм учебных действий. |
| Практические работы
| |
Тема 5. Анализ алгоритмов (2 часа) | Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать готовые алгоритмы и программы |
Резервное время (1 час) |
Практические работы за 8 класс
Тема 3. Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции |
1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. |
2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую. |
3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. |
4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных |
Тема 4. Язык программирования |
1. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке программирования (одном из перечня: Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). |
2. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня. |
3. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня |
-
класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 1 час — резервное время.
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов) | ||
Тема 1. Глобальная сеть | Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение | Раскрывать смысл изучаемых понятий. |
Интернет и стратегии | данных. Методы индивидуального и коллективного размещения | Анализировать с помощью педагога доменные |
безопасного поведения в | новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет- | имена компьютеров и адреса документов в |
ней (3 часа) | данные в частности данные социальных сетей). | Интернете. |
| Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной | Определять минимальное время, необходимое |
| безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия | для передачи известного объёма данных по |
| им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации | каналу связи с известными характеристиками с |
| в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. | опорой на алгоритм учебных действий. |
| Предупреждение | Распознавать потенциальные угрозы и вредные |
| вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой | воздействия, связанные с информационными и |
| активности (кибербуллинг, фишинг и др.). | коммуникационными технологиями, оценивать |
| | предлагаемыепутиихустранения. |
| Практические работы | Создавать комплексные информационные |
1. Создание комплексных информационных объектов в виде веб- | объекты в виде веб-страниц, включающих | |
страниц, включающих графические объекты, с использованием | графические объекты, с использованием | |
конструкторов (шаблонов). | конструкторов (шаблонов) с опорой на алгоритм | |
2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и | учебных действий. | |
безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами | | |
аутентификации, в том числе применяемыми в сервисах госуслуг | |
Тема 2. Работа в информационном пространстве (3 часа) | Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц- связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн- офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Практические работы
| Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Определять количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам с использованием логических операций с опорой на справочный материал. Приводить примеры услуг, доступных на сервисах государственных услуг. Приводить примеры онлайновых текстовых и графических редакторов, сред разработки программ с опорой на справочный материал. |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов) | ||
Тема 3. Моделирование как метод познания (8 часов) | Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационныемодели.Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи с опорой на алгоритм учебных действий. Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.) по образцу. Осуществлятьсистемныйанализобъекта,выделятьсредиегосвойствтесвойства,которыесущественнысточкизренияцелеймоделирования. Оценивать адекватность моделимоделируемому объекту и целям моделирования.Строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов) с опорой на алгоритм учебных действий. Исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной |