Файл: Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. 622).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»

Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие

осмысленное освоение содержании образования по предмету

«Информатика»

Первый год обучения (7 КЛАСС)

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программы и данные

Компьютерные сети

Теоретические основы информатики

Представление информации

Информационные технологии Текстовые документы

Второй год обучения (8 КЛАСС)

Теоретические основы информатики Системы счисления

Элементы математической логики

Алгоритмы и программирование

Язык программирования

Третий год обучения (9 КЛАСС)

Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания

Управление

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

КЛАСС

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программы и данные

Компьютерные сети

Теоретические основы информатики

Представление информации

Информационные технологии Текстовые документы

Компьютерная графика

Мультимедийные презентации

Элементы математической логики

Алгоритмы и программирование

Язык программирования

Анализ алгоритмов

Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней

Работа в информационном пространстве

Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания

Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ

Управление

Информационные технологии Электронные таблицы

Информационные технологии в современном обществе

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 КЛАСС

КЛАСС

Раздел «Информация вокруг нас»

Раздел «Информационные технологии»

Раздел «Информационное моделирование»

Раздел «Алгоритмика»

Раздел «Информация вокруг нас»

Раздел «Информационные технологии»

Раздел «Информационное моделирование»

Раздел «Алгоритмика»

класс

класс







элементарныхвысказываний.Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.

Логические элементы. Знакомствослогическимиосновамикомпьютера.

выражения по образцу.

Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час)

Тема 3. Исполнители

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

и алгоритмы.

управления исполнителем.

Анализировать с помощью педагога

Алгоритмические

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде

предлагаемые последовательности команд на

конструкции

блок-схемы, программа).

предмет наличия у них таких свойств

(10 часов)

Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование».

алгоритма, как дискретность,




Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов:

детерминированность, понятность,




невозможностьпредусмотретьзависимостьпоследовательности

результативность, массовость.




выполняемыхдействийотисходныхданных.

Определять по блок-схеме, для решения какой




Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение

задачи предназначен данный алгоритм по




и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).

образцу.




Простые и составные условия.

Анализировать изменение значений величин




Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с

при пошаговом выполнении алгоритма по




условием выполнения, с переменной цикла.

образцу.




Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к

Определять по выбранному методу решения




требуемому результату при конкретных исходных данных.

задачи, какие алгоритмические конструкции




Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и

могут войти в алгоритм с опорой на алгоритм




ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как

учебных действий.




Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на

Сравниватьразличные алгоритмы решения




компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.

однойзадачи.







Создавать, выполнять вручную и на







компьютере несложные алгоритмы с







использованием циклов и ветвлений для







управления исполнителями, такими как Робот,







Черепашка, Чертёжник с опорой на алгоритм







учебных действий.







Исполнять готовые алгоритмы при конкретных










исходных данных с опорой на алгоритм учебных действий.

Практические работы:

  1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.

  2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.

  3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных.

  4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных

Строить для исполнителя арифметических действий цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных предоставленных с опорой на алгоритм учебных действий.

Тема 4. Язык программирования

(9 часов)

Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).

Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.

Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.

Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять по программе, для решения какой задачи она предназначена.

Строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения с опорой на алгоритм учебных действий, по образцу.

Программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений с опорой на алгоритм учебных действий.




Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и

Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) ветвления, в том числе







максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.

Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.

Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшегообщегоделителядвухнатуральныхчисел.Разбиениезаписинатурального числа в позиционной системе с основанием, меньшимилиравным 10,на отдельные цифры.

Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.

с использованием логических операций с опорой на алгоритм учебных действий.

Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла с опорой на алгоритм учебных действий.




Практические работы

  1. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке программирования (одном из перечня: Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).

  2. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня.

  3. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня




Тема 5. Анализ

алгоритмов (2 часа)

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать готовые алгоритмы и программы

Резервное время (1 час)



Практические работы за 8 класс

Тема 3. Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции

1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как

Робот, Черепашка, Чертёжник.

2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.

3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных.

4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных

Тема 4. Язык программирования

1. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений на изучаемом языке

программирования (одном из перечня: Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).

2. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня.

3. Разработка программ, содержащих оператор (операторы) цикла, на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня




  1. класс

1 час в неделю, всего — 34 часа, 1 час резервное время.


Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы,

и количество часов, отводимое на их изучение



Учебное содержание


Основные виды деятельности учащихся при изучении темы

(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов)

Тема 1. Глобальная сеть

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Интернет и стратегии

данных. Методы индивидуального и коллективного размещения

Анализировать с помощью педагога доменные

безопасного поведения в

новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-

имена компьютеров и адреса документов в

ней (3 часа)

данные в частности данные социальных сетей).

Интернете.




Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной

Определять минимальное время, необходимое




безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия

для передачи известного объёма данных по




им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации

каналу связи с известными характеристиками с




в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет.

опорой на алгоритм учебных действий.




Предупреждение

Распознавать потенциальные угрозы и вредные




вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой

воздействия, связанные с информационными и




активности (кибербуллинг, фишинг и др.).

коммуникационными технологиями, оценивать







предлагаемыепутиихустранения.




Практические работы

Создавать комплексные информационные

1. Создание комплексных информационных объектов в виде веб-

объекты в виде веб-страниц, включающих

страниц, включающих графические объекты, с использованием

графические объекты, с использованием

конструкторов (шаблонов).

конструкторов (шаблонов) с опорой на алгоритм

2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и

учебных действий.

безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами




аутентификации, в том числе применяемыми в сервисах госуслуг







Тема 2. Работа в информационном пространстве (3 часа)

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц- связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн- офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Практические работы

  1. Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

  2. Использование онлайн-офиса для разработки документов

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др. Определять количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам с использованием логических операций с опорой на справочный материал.

Приводить примеры услуг, доступных на сервисах государственных услуг.

Приводить примеры онлайновых текстовых и графических редакторов, сред разработки программ с опорой на справочный материал.

Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов)

Тема 3. Моделирование как метод познания

(8 часов)

Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационныемодели.Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Табличные модели. Таблица как представление отношения.

Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.

Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи с опорой на алгоритм учебных действий.

Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.) по образцу.

Осуществлятьсистемныйанализобъекта,выделятьсредиегосвойствтесвойства,которыесущественнысточкизренияцелеймоделирования.

Оценивать адекватность моделимоделируемому объекту и целям моделирования.Строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов) с опорой на алгоритм учебных действий.

Исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной