Файл: Решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 15 сентября 2022 г. 622).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике
осмысленное освоение содержании образования по предмету
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Теоретические основы информатики
Информационные технологии Текстовые документы
Теоретические основы информатики Системы счисления
Элементы математической логики
Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Теоретические основы информатики
Информационные технологии Текстовые документы
Элементы математической логики
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Работа в информационном пространстве
Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания
Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ
Информационные технологии Электронные таблицы
Информационные технологии в современном обществе
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Раздел «Информация вокруг нас»
Раздел «Информационные технологии»
Раздел «Информационное моделирование»
Раздел «Информация вокруг нас»
Раздел «Информационные технологии»
класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время.
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов) |
Тема 1. Компьютер — универсальное устройство обработки данных (2 часа) | Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типыкомпьютеров:персональныекомпьютеры,встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.Мобильныеустройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорныйввод,датчикимобильныхустройств,средствабиометрическойаутентификации. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера. Получать информацию о характеристиках компьютера с опорой на алгоритм учебных действий. |
Историяразвитиякомпьютеровипрограммногообеспечения.Поколениякомпьютеров.Современныетенденцииразвитиякомпьютеров. Суперкомпьютеры.Параллельныевычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Практические работы 1. Включение компьютера и получение информации о его характеристиках. | ||
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) |
Тема 2. Программы и данные (4 часа) | Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правоваяохранапрограммиданных.Бесплатные и | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять программные средства, необходимые для осуществления |
| условно- бесплатные программы. | информационных процессов при решении задач. |
Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. | Определять основные характеристики операционной системы. Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно- графическом интерфейсе. Выполнять основные операции с файлами и папками с опорой на алгоритм учебных действий. Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (клавиатуры, сканера, микрофона, фотокамеры, видеокамеры). Использоватьпрограммы-архиваторы. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ под руководством педагога. Планироватьисоздаватьличноеинформационноепространство. | |
| Практические работы
| |
| антивирусных программ | |
Тема 3. Компьютерные сети (2 часа) | Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб- сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации, по ключевым словам, и по изображению с опорой на алгоритм учебных действий. Проверять достоверность информации, найденной в сети Интернет. Восстанавливать адрес веб-ресурса из имеющихся фрагментов по визуальной опоре. Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, видео-конференц-связи. |
| Практические работы
| |
Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов) | ||
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) |
Тема 4. Информация и информационные процессы (2 часа) | Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможностьописаниянепрерывныхобъектовипроцессов спомощьюдискретныхданных. Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и др.). Выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах по образцу. Оценивать по образцу числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и др.). |
Тема 5. Представление информации (9 часов) | Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни. Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования с опорой на справочный материал. Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности) с |
| Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. | опорой на справочный материал. Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности по визуальной опоре. Подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите по образцу. Оперировать единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) с опорой на справочный материал). |
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. КодировкаASCII.Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажениеинформацииприпередаче. Общеепредставлениеоцифровомпредставленииаудиовизуальныхидругихнепрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценкаинформационногообъёмаграфическихданныхдлярастровогоизображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественныхпараметров,связанныхспредставлениемихранениемзвуковыхфайлов. | Кодировать и декодировать текстовую информацию с использованием кодовых таблиц с опорой на алгоритм учебных действий. Вычислять информационный объём текста в заданной кодировке по образцу. Оцениватьинформационныйобъёмграфическихданныхдлярастровогоизображения. Определять объём памяти, необходимый для представления и хранения звукового файла по образцу. | |
| Практические работы
| |
| 4. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) | |
Раздел 3. Информационные технологии (13 часов) | ||
Примерные темы, раскрывающие данный раздел программы, и количество часов, отводимое на их изучение | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) |
Тема 6. Текстовые документы (6 часов) | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач при необходимости с направляющей помощью. Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач по образцу. Создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов с опорой на алгоритм учебных действий. Форматировать текстовые документы (устанавливать параметры страницы документа форматировать символы и абзацы; вставлять колонтитулы и номера страниц) с опорой на алгоритм |