Файл: Задание Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией (таблица).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспрессивная речь
-
Активный словарь
13.1 Называние конкретных имен существительных одной лексической темы Материал: предметные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты»,
«Игрушки», «Мебель», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Посуда».
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать предметные картинки или назвать слова из одной лексической темы без опоры на картинки.
Инструкция: «Назови картинки», «Назови предметы мебели», «Назови фрукты, которые ты знаешь», «Назови овощи» и т.д.
-
Называние имен существительных с обобщающим значением.
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать одним словом картинки из одной лексической темы или слова, которые он перечислил.
Инструкции: «Посмотри, что нарисовано на картинках. Как их можно назвать одним словом?»; «Послушай слова: банан, яблоко, апельсин, абрикос. Как их можно назвать одним словом?»
-
Называние имен существительных, обозначающих целый предмет и его части Материал: картинки с изображением целых предметов.
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать целый предмет, который изображен, затем - из каких частей состоит данный предмет. Возможно выполнение задания без опоры на картинку.
Инструкция: «Что нарисовано на картинке? Из каких частей состоит машина / рубашка
/ стул / дерево / дом»
-
Называние имен существительных, обозначающих профессии Инструкция: «Посмотри на картинки, назови профессии этих людей»
13.1.5 Называние действий по предъявленному предмету Материал: предметные картинки или натуральные предметы.
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка с опорой на картинку или без нее назвать действие.
Инструкции: «Для чего нужна расческа?», «Что делают с помощью молотка?», «Что делают утюгом?»
-
Называние глаголов движения Материал: картинки с изображением животных.
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, как передвигаются животные с опорой на картинку или без нее.
Инструкции: «Как передвигается заяц / улитка / кузнечик / пчела / рыба / змея / лягушка/ птица?».
-
Название профессиональных действий
Материал: предметные и сюжетные картинки с изображением людей различных профессий.
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, чем занимаются люди разных профессий с опорой на картинку или без нее.
Инструкции: «Что делает повар / дворник / продавец / учитель?»
-
Называние имен прилагательных, обозначающих цвета
Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать цвет карточек или цвет предметов, находящихся вокруг.
Инструкция: «Какого цвета шторы / свитер / игрушка? »
-
Подбор определений к слову
Инструкция: «Какой по цвету / вкусу / форме лимон?», «Посмотри на картинку, какой еж?», «Какая сегодня погода?»
13.1.10 .
Подбор антонимов (с 6 лет)
Речевой материал: добро-зло, здоровье - болезнь, радость-грусть; поднимать - опускать, покупать - продавать; высокий - низкий, короткий - длинный, большой -| маленький.
Ход выполнения задания: логопед предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот» с мячом.
Инструкция: «Я буду кидать тебе мяч и называть слово, а ты должен кинуть мне» мяч обратно и назвать противоположное слово. Например, я говорю - «холодный», а ты мне отвечаешь - «горячий».
Ребенок частично умеет обобщать названия предметов одну группу: овощи, фрукты, мебель, одежда. Цвета выбирает безошибочно. Не знает названия профессий, затрудняется с объяснением предметных картинок, не во всех случаях называет признаки предметов, не всегда может ответить на вопрос «что делает тот или иной живой/неживой объект/субъект»
Выводы
Медленно и частично актуализирует имена существительные. Объем словаря ограничен: допускает ошибки в назывании существительных с обобщающим значением, затрудняется в назывании профессиональных действий. Беден словарь прилагательных.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словоизменение
-
Изменение имен существительных по числам
Речевой материал: лампа — лампы, кот - коты, лошадь - лошади, озеро – озера, окно - окна, дерево - деревья, друг - друзья, воробей - воробьи.
Инструкция: «Я называю один предмет, а ты называешь много предметов! Например, я говорю «гриб», а ты — «грибы».
-
Изменение имен существительных по падежам
Речевой материал: У меня есть (кто?) друг. Я играю (с кем?) с другом. Я думаю (о ком?) о друге. Я дал карандаш (кому?) другу. Я вижу (кого?) друга.
Инструкция: «Послушай фразу: «У меня есть друг. Я играю с кем?»
-
Употребление формы родительного падежа множественного числа
Речевой материал: кот - котов, книга — книг, тарелка - тарелок, ворона — ворон, лошадь - лошадей, ручка - ручек, стул - стульев.
Инструкция: «Я называю предмет, а ты говоришь, что таких предметов нет. Например, я говорю — есть дом, а ты - нет домов».
-
Согласование имен существительных с именами прилагательными
Материал: предметные картинки с разными предметами одинакового цвета: красное платье, красный ковер, красная роза, красные карандаши.
Инструкция: «Назови, какого цвета предметы».
-
Согласование имен существительных с именами числительными «два» и «пять». Речевой материал: 2 жука – 5 жуков, 2 реки – 5 рек, 2 полки – 5 полок, 2 одеяла – 5 одеял, 2 колеса – 5 колес, 2 дороги – 5 дорог, 2 дерева – 5 деревьев, 2 кастрюли – 5
кастрюль.
Инструкция: «Я называю 2 предмета, а ты 5. Например, я говорю – 2 лимона, а ты – 5 лимонов».
-
Изменение глаголов в форме настоящего времени по числам
Речевой материал: заяц прыгает - зайцы прыгают; птица поет - птицы поют, мальчик смотрит — мальчики смотрят, рабочий строит - рабочие строят, утка плывет -
утки плывут.
Инструкция: «Я говорю, что делает один человек или животное, а ты говоришь - что делают несколько человек или животных. Например, лошадь бежит, лошади -
бегут»
13.2.7 Изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам
Речевой материал: лампа светила, фонарь светил, солнце светило; утка плыла, корабль плыл, облако плыло.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Лампа светит. Лампа что делала?»; «Фонарь светит. Фонарь что делал?»; «Солнце светит. Солнце что делало?» и т.д.
Ребенок испытывает затруднения в изменениях падежных форм, форм множественного числа, но в противовес достаточно ориентируется в числительных, называя сочетания практически без ошибок.
Выводы
Словоизменение в целом сформировано.
Нарушено согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, имен существительных с именами числительными. Допускает ошибки в употреблении формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
-
Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словообразование
-
Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
-