Файл: Задание Сопоставьте дизартрию с функциональной дислалией, механической дислалией (таблица).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы


Движения артикуляторных органов не воспроизводит/производит частично. Объем движений неполный. Темп выполнения движений замедленный. Способность к нахождению и удержанию позы не сформирована. Отмечается повышенный мышечный тонус.

Затруднено переключение движений: отмечаются лишние движения пропуски / повторы. Выявлен тремор кончика языка при удержании позы. При повторных движениях замедляется темп. Тип смыкания мягкого неба задней стенки глотки активный.

Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата.

Строение органов артикуляции определяется по ходу исследования артикуляторной моторики.

а) губы: толстые; укороченная верхняя губа;

б) зубы: мелкие

в) прикус: переднеоткрытый

г) язык: макроглоссия подъязычная связка: укороченная

д) твердое и мягкое небо: высокое

Выводы


Выявлены дефекты строения языка. Строение артикуляторного аппарата без аномалий.

  1. Дыхательные и голосовые функции


    1. Тип дыхания

На основе наблюдения при выполнении других заданий логопед определяет тип дыхания (грудо-брюшное (диафрагмальное)).

    1. Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха.

Ход выполнения задания: логопед отмечает объем речевого выдоха по количеству произнесенных слов;

Инструкция: «Вдохни носом и на одном выдохе скажи слова»

Речевой материал для детей 6-7 лет 4-6 слов: птица, стол, дверь, крыша, стекло, змея.

    1. Характеристика голоса


  • по силе: чрезмерно низкий

  • по высоте: недостаточно модулированный

  • по тембру: гнусавый

Ребенок с трудом выполняет задания на дыхания, не может скоординировать вдох/выдох и произношение слов.

Выводы


Отмечаются нарушения силы / высоты / тембра голоса. Нарушена плавность речевого выдоха.

  1. Звукопроизношение


Материал: предметные и сюжетные картинки.

Инструкции: “Назови картинки”, «Расскажи, что нарисовано на картинке»

Ход выполнения задания: ребенок называет предметные картинки, описывает содержание сюжетных картинок.

Логопед фиксирует:

  • объем нарушений звукопроизношения: полиморфное.

  • характер нарушения: замена на другие звуки (какие именно)

искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и ротовых согласных звуков / носовых звуков.

Ребенок заменяет/удаляет/ переставляет шипящие/свистящие/звонкие/глухие звуки, если не может их произнести – вместо «фиолетовый» - «оволето», «зеленый» - «еленый», «кошка» - «шкока» или «окока», «лукошко» - «укоко»и пр.

Выводы.

Отечается полиморфное нарушение звукпроизношения. Межзубный сигматизм, параламдацизм ([л] на [у]) во всех позициях произнесения изолированно, в слогах, в словах начале, середине и конце), во фразах. Замена/удаление/перестановка звука.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Звукослоговая структура слов


  1. Воспроизведение звукослоговой структуры на материале слов.

Ход выполнения: логопед просит ребенка назвать предметные картики или повторить за ним слова. Регистрируются примеры ошибок.

Речевой материал:

  • из 1 слога: кот, мак, бык, дом, стол, торт, тигр, есть, спать, знать, злая;

  • из 2 слогов: коза, небо, вода, крыша, банка, ведро, кабан, банан, халат, крышка, краска, тряпка, клуюок, стрелок, кружок, ловил, читал, катал, копать, думать, бегать, смотреть, держать, синий, добрая;

-из 3 слогов: аквариум, телевизор, дельфинарий, одеваться, веселиться, перебежать, интересный, полезная.

Инструкция: «Повторяй за мной слова»

    1. Воспроизведение звукослоговой структуры на материале предложений Речевой материал:

Надя ест кашу.

Ворона сидит на дереве.

В вазу поставили красивые цветы.

Вечером мы пойдем в театр на представление. По телевизору показывают мультфильмы.

Инструкция: «Повторяй за мной предложения»

Ребенок повторяет слова с заменой звуков и быстро начинает утомляться, престает воспринимать задания. Предложения сокращает. Не может повторить полностью.

Выводы


Правильно воспроизводит звукослоговую структуру изолированных слов из 1 слога. При воспроизведении слов по фразе допускает ошибки в виде перестановок звуков и слогов в 2-х и 3х-сложных словах.

  1. Просодические компоненты речи


Ход выполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним фразы, рассказать стихотворение и оценивает
следующие параметры:

  • темп речи: замедленный

  • ритм: дисритмия

  • паузация: неправильная

  • интонация (никакой).

Ребенок не знает ни одного стихотворения, монотонно медленно повторяет слова без ритма, выражения и интонации.

Выводы

Отмечаются нарушения темпа и ритма речи. Неправильно расставляет паузы в речевом потоке. Наблюдаются трудности воспроизведения побудительной, восклицательной и вопросительной интонации.
  1. Фонематические функции


    1. Фонематическое восприятие

      1. Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении.

Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком (слова-квазиомонимы): почка - бочка, точка -дочка, том - дом, корка -горка и т.д. (звуки не смешиваются в произношении)

Ход выполнения задания: Логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показать, что он называет. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно менять.

Инструкция: «Показывай картинки, которые я буду называть».

      1. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются

одним звуком (слова-квазиомонимы): рак-лак, суп-зуб, рожки-ложки, кочка-кошка, речка-редька и т.д. (звуки смешиваются в произношении).

Ход выполнения задания: логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показывать их. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно
менять.

Инструкция: «Показывай картинки, которые я называю»

      1. Слухо-произносительная дифференциация фонем Речевой материал:

  1. слоги: ба-ма, са-за, ша-ща, ца-са, ка-га, ха-ка за-жа, СА-за-за, ша-ща-ша, жа-за-за и т.д.;

  2. слова: мышка-мишка, лук-люк, угол-угорь и т.д.

Ход вьполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним слоги, затем слова. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

Ребенок автоматически повторяет за учителем сначала односложные слова, затем слоги. Удивительно, но начинает после инструкции самостоятельно подбирать квазиомонимы, включаясь в подражательную игру. Но ребенок не может произнести свистящие и шипящие звуки, подменяя их другими. Н-р вместо «зуб» - «суп» , вместо «ша» - «аа». Но во время заучивания слогов разово повторяет шипящие слои – ша, жа