Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
, который преобладает при рассмотрении содержания ВЭД и ее отдельных форм, поскольку на этом уровне внешнеэкономическая деятельность рассматривается с точки зрения того, как она организована, новую определенность получают и ее формы. Они становятся секторами (звеньями) внешнеэкономического комплекса, т.е. его составными частями, соответствующим образом организованными.
Проведение анализа внешнеэкономического комплекса региона предполагает использование определенных методик оценки эффективности и / или результативности внешнеэкономической деятельности региона. Отметим, что общепризнанных и широко распространенных методик в экономической литературе пока не разработано. В этой связи для последующей оценки внешнеэкономического комплекса выбранного региона нами выбрана методика, предложенная Е.Д. Обориной [50]. Алгоритм проведения оценки представлен на рисунке 8. Расчет показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона представлен в таблицах Приложения Б.
Рисунок 8 - Алгоритм оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона
На наш взгляд, данная методика является наиболее универсальной и простой в применении из всех, разработанных на сегодняшний день.
Поскольку внешнеэкономический комплекс представляет собой сложное образование, факторы, оказывающие влияние на его формирование, лежат не только на стороне центрального звена, внешней торговли, но и других звеньев, в частности, финансово-кредитных и валютных операций, которые, как известно, производятся банками. Поэтому от уровня развития банковской сферы в регионе зависит рассматриваемый процесс. Причем здесь имеется в виду не только и не столько ее общее состояние, сколько уровень развития тех направлений банковской деятельности, которое имеет непосредственное отношение к обслуживанию экспорта и импорта, международной производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества. Из таких направлений можно выделить два основных: международные расчеты и кредитование. По их масштабам и качеству, по тому, в какой мере зависит от них внешняя торговля региона, как они влияют на усиление конкурентных преимуществ предприятий, выпускающих экспортную продукцию, можно судить о главном: насколько тесно связаны между собой отдельные формы ВЭД, т.е. в какой степени они осуществляются как звенья внешнеэкономического комплекса региона.
2 Анализ внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
Дальневосточный федеральный округ является уникальным территориальным образованием в составе Российской Федерации. Как уже отмечалось во введении, уникальность его заключается как в экономико-географическом положении региона, так и в его социально-экономическом развитии. Все это в соответствии с внешнеторговой политикой, проводимой Российской Федерацией, обусловило необходимость ведения активной внешнеэкономической деятельности ДВФО.
В данном параграфе будет дана общая характеристика структуры внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока в соответствии со структурой, представленной на рисунке 1.
Система органов управления внешнеэкономической деятельностью.
Структура внешнеэкономического потенциала региона, в зависимости от функционального назначения включает структурные компоненты социально-экономической системы, которые можно условно разделить на три группы:
1. Элементы, обеспечивающие эффективное функционирование внешней торговли региона (инфраструктурные институты);
2. Элементы, обеспечивающие расширенное региональное воспроизводство (развитие промышленности, ресурсная база);
3. Элементы, обеспечивающие решение проблем внешнеэкономической сферы.
Количественная и качественная характеристика структурных составляющих ВЭК региона позволяет:
К институциональному управлению ВЭК Дальневосточного федерального округа можно, прежде всего, отнести институт полномочного представителя Президента РФ, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) и координационные и совещательные органы в лице Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» (рис. 9).
Рисунок 9 – Институциональная организация управления ВЭК Дальнего Востока
Рассмотрим выделенные институты подробнее.
В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждённым Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (далее - Положение о полномочном представителе) [3], институт полномочных представителей Президента РФ в регионах России преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Цели такого преобразования - обеспечение исполнения главой государства своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.
В сфере управления ВЭК региона полномочия полпреда Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу распространяются на:
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие) было учреждено в 2012 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» [6].
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции в области развития ВЭД на территории Дальневосточного федерального округа:
Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - Ассоциация) относится к числу первых межрегиональных объединений в России. Она была создана в августе 1990 года. Поначалу - как совещательный орган руководителей дальневосточных территорий [85].
Высшим руководящим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят руководители органов законодательной и исполнительной государственной власти регионов, генеральный директор Ассоциации. Совет рассматривает ключевые вопросы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Выбирает из своего состава председателя и заместителя председателя Совета, утверждает генерального директора исполнительного органа Ассоциации - Дирекции, обеспечивающей деятельность Ассоциации между заседаниями Совета.
Основное рабочее звено Ассоциации - профильные координационные советы. В настоящее время действуют координационные советы по:
Ассоциация взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочного представителя Президента России в ДФО, с международными организациями и зарубежными представительствами. Участвует в организации международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.
На уровне местных органов власти Дирекция Ассоциации является координатором деятельности следующих органов:
Отметим, что Ассоциацией была разработана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (далее – Стратегия-2025) и План ее реализации, программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 гг. и на период до 2025 года».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р Стратегия-2025 была утверждена [9]. Проект Плана реализации Стратегии-2025 неоднократно прорабатывался на заседаниях Совета Ассоциации, совместных совещаниях Координационного совета по экономическим вопросам Ассоциации и аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе с участием представителей Министерства регионального развития и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Проведение анализа внешнеэкономического комплекса региона предполагает использование определенных методик оценки эффективности и / или результативности внешнеэкономической деятельности региона. Отметим, что общепризнанных и широко распространенных методик в экономической литературе пока не разработано. В этой связи для последующей оценки внешнеэкономического комплекса выбранного региона нами выбрана методика, предложенная Е.Д. Обориной [50]. Алгоритм проведения оценки представлен на рисунке 8. Расчет показателей оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона представлен в таблицах Приложения Б.
Рисунок 8 - Алгоритм оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона
На наш взгляд, данная методика является наиболее универсальной и простой в применении из всех, разработанных на сегодняшний день.
Поскольку внешнеэкономический комплекс представляет собой сложное образование, факторы, оказывающие влияние на его формирование, лежат не только на стороне центрального звена, внешней торговли, но и других звеньев, в частности, финансово-кредитных и валютных операций, которые, как известно, производятся банками. Поэтому от уровня развития банковской сферы в регионе зависит рассматриваемый процесс. Причем здесь имеется в виду не только и не столько ее общее состояние, сколько уровень развития тех направлений банковской деятельности, которое имеет непосредственное отношение к обслуживанию экспорта и импорта, международной производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества. Из таких направлений можно выделить два основных: международные расчеты и кредитование. По их масштабам и качеству, по тому, в какой мере зависит от них внешняя торговля региона, как они влияют на усиление конкурентных преимуществ предприятий, выпускающих экспортную продукцию, можно судить о главном: насколько тесно связаны между собой отдельные формы ВЭД, т.е. в какой степени они осуществляются как звенья внешнеэкономического комплекса региона.
2 Анализ внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.1 Управление внешнеэкономическим комплексом Дальнего Востока, общая характеристика субъектов внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
Дальневосточный федеральный округ является уникальным территориальным образованием в составе Российской Федерации. Как уже отмечалось во введении, уникальность его заключается как в экономико-географическом положении региона, так и в его социально-экономическом развитии. Все это в соответствии с внешнеторговой политикой, проводимой Российской Федерацией, обусловило необходимость ведения активной внешнеэкономической деятельности ДВФО.
В данном параграфе будет дана общая характеристика структуры внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока в соответствии со структурой, представленной на рисунке 1.
Система органов управления внешнеэкономической деятельностью.
Структура внешнеэкономического потенциала региона, в зависимости от функционального назначения включает структурные компоненты социально-экономической системы, которые можно условно разделить на три группы:
1. Элементы, обеспечивающие эффективное функционирование внешней торговли региона (инфраструктурные институты);
2. Элементы, обеспечивающие расширенное региональное воспроизводство (развитие промышленности, ресурсная база);
3. Элементы, обеспечивающие решение проблем внешнеэкономической сферы.
Количественная и качественная характеристика структурных составляющих ВЭК региона позволяет:
-
проанализировать уровень развития региональной экономики; -
выявить диспропорции между отдельными элементами потенциала; -
выделить приоритетные направления региональной политики в области внешнеэкономического развития.
К институциональному управлению ВЭК Дальневосточного федерального округа можно, прежде всего, отнести институт полномочного представителя Президента РФ, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) и координационные и совещательные органы в лице Межрегиональной Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» (рис. 9).
Рисунок 9 – Институциональная организация управления ВЭК Дальнего Востока
Рассмотрим выделенные институты подробнее.
В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утверждённым Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (далее - Положение о полномочном представителе) [3], институт полномочных представителей Президента РФ в регионах России преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Цели такого преобразования - обеспечение исполнения главой государства своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.
В сфере управления ВЭК региона полномочия полпреда Президента Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу распространяются на:
-
разработку программ социально-экономического развития (в сфере ВЭД); -
контроль исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ; -
координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области внешнеэкономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также разработки и реализации государственных инвестиционных проектов и повышения инвестиционной привлекательности субъектов ДВФО.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие) было учреждено в 2012 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» [6].
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции в области развития ВЭД на территории Дальневосточного федерального округа:
-
координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (например, Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная Правительством Российской Федерации в 2014 г. [7]); -
управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); -
контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации [86].
Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - Ассоциация) относится к числу первых межрегиональных объединений в России. Она была создана в августе 1990 года. Поначалу - как совещательный орган руководителей дальневосточных территорий [85].
Высшим руководящим органом Ассоциации является Совет, в состав которого входят руководители органов законодательной и исполнительной государственной власти регионов, генеральный директор Ассоциации. Совет рассматривает ключевые вопросы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Выбирает из своего состава председателя и заместителя председателя Совета, утверждает генерального директора исполнительного органа Ассоциации - Дирекции, обеспечивающей деятельность Ассоциации между заседаниями Совета.
Основное рабочее звено Ассоциации - профильные координационные советы. В настоящее время действуют координационные советы по:
-
экономическим вопросам; -
внешнеэкономической деятельности; -
промышленности, науке и инновационным технологиям; -
транспорту и транспортной инфраструктуре; -
агропромышленному комплексу; -
социальной политике; туризму; -
Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур.
Ассоциация взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочного представителя Президента России в ДФО, с международными организациями и зарубежными представительствами. Участвует в организации международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.
На уровне местных органов власти Дирекция Ассоциации является координатором деятельности следующих органов:
-
Российско-Американского Тихоокеанского партнерства; -
Российско-Китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству; -
Постоянной смешанной комиссии «Дальний Восток России-Хоккайдо»; -
Российско-Японской инициативной рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству.
Отметим, что Ассоциацией была разработана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (далее – Стратегия-2025) и План ее реализации, программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 гг. и на период до 2025 года».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р Стратегия-2025 была утверждена [9]. Проект Плана реализации Стратегии-2025 неоднократно прорабатывался на заседаниях Совета Ассоциации, совместных совещаниях Координационного совета по экономическим вопросам Ассоциации и аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе с участием представителей Министерства регионального развития и Министерства экономического развития Российской Федерации.