Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
Для Чукотского АО в наибольшей степени характерны специфические особенности районов Крайнего Севера Российской Федерации. Низкая плотность населения (менее 0,1 человека на 1 кв. км), высокая удаленность и труднодоступность населенных пунктов при площади территории 721,5 тыс. кв. км, недостаток собственных топливных ресурсов, высокая стоимость энергоресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, высокие издержки производства являются объективными факторами, негативно влияющими на социально-экономическое положение округа и демографическую ситуацию в округе [81].
Чукотской АО относится к группе с инвестиционным рейтингом – «незначительный потенциал – высокий риск» [90], но округ все же обладает инвестиционной привлекательностью для инвесторов наличием природно-ресурсной базой, что обеспечивает приток инвестиций в условиях воздействия неблагоприятных факторов: климатических и географических.
Последние годы развитие Чукотского АО происходило в соответствие со стратегией развития, разработанной в 2006 году. Названная стратегия освещала три возможные альтернативы развития округа: форсированное развитие, заключающееся в масштабном инвестировании в геологоразведку и освоение новых месторождений полезных ископаемых; умеренное развитие, подразумевающее сохранение экономической активности на достигнутом уровне; либо превращение территории округа в национальный парк. В рамках стратегии развития Чукотского АО от 2006 года была избрана первая альтернатива. В итоге за этот период были достигнуты значительные успехи в развитии промышленности округа, привлечении отечественных и зарубежных инвестиций, создании новой современной социальной инфраструктуры [94].
В региональном разрезе среди субъектов ДФО, благодаря активным вложениям из стран АТР, в настоящее время стала выходить на активные конкурентные позиции в привлечении иностранных инвестиций Амурская область, которая по географическому положению является транспортным коридором между странами АТР, Дальним Востоком и Сибирью.
Стратегической задачей инвестиционный политики Амурской области является создание и развитие инвестиционной институциональной среды, которая позволяет создать благоприятный инвестиционный климат, установить системный диалог власти и бизнеса через согласование целей и приоритетов развития, создать механизм увеличения валового регионального продукта, сформировать имидж области как территории привлекательной для инвестиций, повысить конкурентоспособность области [78].
По общероссийским показателям доля иностранных инвестиций, приходившаяся на большинство регионов Дальнего Востока невелика по сравнению с другими регионами России, но деятельность иностранных компаний привносит существенный вклад в социально-экономическое развитие субъектов ДФО.
Для Еврейской автономной области (далее – ЕАО), которая является самым маленьким по размеру субъектом в ДФО, иностранные инвестиции в развитии экономики играют основную роль, так как иностранные компании выплачивают значительные суммы в региональный бюджет и положительно влияют на рост благосостояния области.
ЕАО присвоен инвестиционный рейтинг – «незначительный потенциал – высокий риск» [90], однако область обладает инвестиционным потенциалом в виде выгодного географического положения и развитой транспортной инфраструктуры, что дает вероятность обеспечить рост иностранных инвестиций в региональный бюджет.
Инвестиционный рейтинг «незначительный потенциал – высокий риск» также был присвоен Магаданской области и Камчатскому краю [90].
Вся территория Магаданской области относится к зоне Крайнего севера, где преобладающее направление экономического развития составляет горнодобывающая промышленность (добыча золота, угля на Магаданской и Колымской горнодобывающих зонах).
К основным ограничениям для развития иностранного бизнеса относится острый дефицит квалифицированных кадров и поэтому проблема массового миграционного оттока, как для Магаданской области, так и для Дальнего Востока в целом является основополагающей. Так как привлечь рабочие кадры в этот регион достаточно проблематично, для поддержания развития области в 90-х годах была создана Магаданская особая экономическая зона (далее – ОЭЗ), которая сыграла свою роль в повышении инвестиционной привлекательности области для инвесторов и в создании новых рабочих мест.
Установленный на территории ОЭЗ особый правовой режим хозяйственной деятельности предполагает действие особого налогового режима и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Согласно льготному налоговому режиму участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль. Льгота предоставляется только в части прибыли, инвестированной предприятием в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся, размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
В связи с намерением федерального центра обеспечить комплексное и ускоренное развитие территорий Дальнего Востока, появляется возможность по реализации дорогостоящих проектов по строительству дорог, линий электропередач, крупных предприятий, реконструкции объектов инфраструктуры, строительству жилья и социальных объектов. Их реализация обеспечит развитие базовых отраслей производства, осуществление масштабной диверсификации экономики, развитие существующих и создание новых направлений в минерально-сырьевом комплексе, развитие строительной отрасли для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов и ускорение жилищного строительства [82].
Камчатский край является периферийным и изолированным от основной территории Дальнего Востока регионом, который обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Для повышения инвестиционной привлекательности и эффективного использования инвестиционного потенциала руководство края прикладывает усилия по привлечению инвестиций в регион.
4 сентября 2014 года в городе Петропавловске-Камчатском состоялось открытие инвестиционного форума «Дальний Восток – 2014». Главная цель организации форума, прежде всего, стимулирование притока инвестиций в дальневосточные регионы страны и, в частности, в экономику Камчатского края. Сегодня на Камчатке существует множество идей и инициатив, которые могли бы стать привлекательными инвесторам России и, особенно, для стран АТР: это минерально-сырьевой и агропромышленный сектор, рыбохозяйственный комплекс, туризм.
Дальний Восток сегодня находится в фокусе особого внимания, поскольку мировые геополитические и экономические акценты постепенно смещаются в АТР. Дальний Восток может стать площадкой для интеграции в мировую экономику и окном в АТР для России [89].
Значительный инвестиционный потенциал Дальнего Востока не используется в полной мере, так как наряду с плюсами в субъектах ДФО существуют основные сдерживающие развитие региона неблагоприятные факторы, такие как:
-
экстремальные природно-климатические условия, -
неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура являющаяся главным ограничителем осуществления любых видов деятельности, -
дефицит высококвалифицированных кадров, -
экологическая нагрузка в зонах повышенной концентрации экономической активности, оборачивающие необходимыми дополнительными вложениями, приводящие к снижению инвестиционной привлекательности региона в глазах иностранных инвесторов.
Иностранные инвестиции играют огромную роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и просто необходимы, чтобы ускорить темпы роста благосостояния региона, так как иностранные инвесторы не только выплачивают значительные суммы в бюджет, но и создают новые рабочие места, чем решают проблему миграции населения, а также привносят новые инновационные технологии и вкладывают средства в развитие инфраструктуры, чем увеличивают инвестиционный потенциал в глазах новых иностранных инвесторов.
Создание благоприятного инвестиционного климата должно стать приоритетным направлением работы для администраций всех регионов Дальнего Востока, желающих привлечь иностранный капитал и обеспечить высокие темпы экономического роста. А непосредственное взаимодействие между регионами ДФО, направленное на обмен успешным опытом может помочь преодолеть барьеры, сдерживающие эффективное развитие Дальнего Востока.
Для дальнейшего повышения благоприятной деловой среды Дальнего Востока, особенное внимание нужно уделить особое внимание привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности региона.
3 Перспективы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока в условиях экономических санкций
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
Экономические санкции – распространенный в истории инструмент давления Запада на страны, которые пытаются проводить самостоятельный экономический и политический курс. Санкции представляются политикам привлекательным инструментом для решения международных разногласий, ведь они приводят к гораздо меньшим затратам и человеческим жертвам, в отличие от войны. В новейшей истории они применялись часто: в 1950-х гг. было отмечено 15 случаев введения санкций, в 1960-х гг. – 20 случаев, в 1970-х гг. – 37, в 1980-х гг. - 23 и более 50 случаев в 1990-х гг. В период с 1970 по 1998 гг. санкции в мире применялись 117 раз [16]. Большинство санкций объявлялись в одностороннем порядке Соединенными Штатами, но в последние годы в санкциях стали принимать более активное участие и страны Европы, хотя организаторами коалиций по введению санкций чаще всего по-прежнему выступают США.
Необходимо отметить, что даже сама угроза санкций обусловливает элемент неопределенности в экономике, что подчас оказывается действеннее самих ограничений или эмбарго. И здесь следует адекватно реагировать на них, чтобы еще более не усугублять ситуацию и не изобретать «асимметричные» ответные меры. Российская экономика зависима от экспорта и импорта, поэтому серьезные ограничения в отношении отечественного ввоза/вывоза товаров и услуг могут существенно усилить стагнацию и углубить другие проблемы национального хозяйства.
Отметим, что, не смотря на большой опыт применения экономических санкций в научной литературе не разработано единого подхода, методологии оценки влияния санкций на экономику стран-субъекта и стран-объекта санкций. Более того, смешение политических целей экономическими средствами затрудняет оценку эффективности санкций.
Так, зарубежными исследователями Хуфбауером, Скоттом и Эллиотт разработано несколько параметров, оценивающих результат введения санкций. К ним относятся:
-
индекс успеха. Определяется численным значением от 1 до 16, причем 16 является индексом максимальной эффективности в достижении субъектом поставленной политической цели; -
ущерб объекту (в % ВВП); -
ущерб субъекту (индекс). Экономический ущерб субъекту санкций определяется индексом в диапазоне от 1 до 4. 1 означает общую прибыль субъекта, 2 – незначительный эффект на его экономику, 3 – умеренные экономические потери, 4 – серьезные потери [14].