Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 593
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланк ответов
Фамилия, имя, отчество ________________________________
Пол ___ Возраст___ Школа ___ Класс ___
Дата заполнения _____________________
Исследователь_______________________
Код профессии | Выбор (фиксировать плюсом) | Сумма плюсов |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
Интерпретация результатов
-
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике. -
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология. -
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей. -
Люди конвенционального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывает у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель). -
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идей. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер). -
Люди интеллектуального типа обладают высокой активностью, аналитическими способностями, теоретическим мышлением, творческим подходом. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.
Схема анализа профессии
Авторы: Е.А.Климов, Н.С.Пряжников [12, 19]
Цель:проведение сравнительного анализа трех или более предпочитаемых профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них.
Особенности процедуры проведения:проводится в группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему в предложенной последовательности.
После заполнения схемы школьники отмечают:
— сколько неизвестных для них сторон профессии так и остались закрытыми;
— какие новые стороны профессии открылись;
— в какой профессии больше преимуществ, в какой — недостатков;
— как изменилось отношение к профессиям после их анализа и т.д.
После заполнения схемы можно рассадить учащихся по малым группам в зависимости от сходства выбранной ими профессии или сферы труда. Таким образом, может получиться, что каждому школьнику придется три раза работать в трех разных группах, обогащаясь новыми сведениями.
Примечание.Как правило, во время обсуждения старшеклассники сообщают друг другу много различных сведений о профессиях в дополнение к тем, которые им удалось осознать.
Сравнительный анализ профессий
Основные характеристики профессии | Номер профессии | ||
| 1 | 2 | 3 |
I. Предмет труда.
-
Природа (живая и неживая). -
Материалы (заготовки, продукты и др.). -
Люди (дети, взрослые, больные, посетители, клиенты). -
Техника и транспорт. -
Знаковые системы (тексты, программы, чертежи). -
Художественный образ.
II. Цели труда.
-
Контроль — оценка — диагноз. -
Преобразование (обучение, воспитание, приготовление блюд и др.). -
Изобретательная. -
Транспортирование. -
Обслуживание. -
Собственное развитие.
III. Средства деятельности.
-
Ручные средства и простые приспособления (молоток, кисть). -
Механические средства. -
Автоматические средства (работающие по заданной программе). -
Функциональные средства (голос и др.). -
Теоретические средства (способ мышления). -
Переносные или стационарные средства.
IV. Условия труда.
-
Бытовые условия. -
Большие помещения с людьми (концертный зал, банк). -
Обычный производственный цех. -
Необычные производственные условия (повышенная влажность, стерильность). -
Экстремальные условия. -
Работа на открытом воздухе. -
Подвижность (стоя у станка, в движении, частые командировки).
V. Общение в труде.
-
Индивидуальный самостоятельный труд (работают сами по себе, минимальное общение). -
Общение с клиентами и посетителями. -
Обычный коллектив (одни и те же люди). -
Выступление перед меняющимися аудиториями. -
Дисциплина, субординация (формальные отношения).
VI. Ответственность в труде.
-
Материальная ответственность. -
Моральная ответственность. -
Жизнь и здоровье людей. -
Не выражена.
VII. Особенности профессии.
-
Высокая официальная заработная плата. -
Льготы. -
«Соблазны» профессии. 4. Изысканное отношение.
-
Частые командировки, в том числе заграничные. -
Законченный или промежуточный результат труда.
VIII. Типичные трудности и неприятности. 1. Распространено сквернословие.
-
Маленькая официальная заработная плата. -
Нервное напряжение. -
Профзаболевания. -
Непрестижность.
IХ. Минимальное образование, необходимое для профессии.
-
Без специального образования. -
Специальные краткосрочные курсы. -
Профессиональное училище. -
Среднее профессиональное образование. -
Вуз (бакалавриат, магистратура). -
Аспирантура, докторантура.
Диагностика профессиональных установок подростков
Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок подростков, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок»:
-
Я слишком плохо знаю мир профессий. -
Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций. -
От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей. -
Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума. -
Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе. -
В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь. -
Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения. -
Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной. -
Нет сомнений: когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом. -
Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников. -
В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости. -
Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно. -
Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии. -
В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам. -
Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других. -
Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии. -
Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер. -
Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности. -
У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом. -
Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей. -
Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь. -
Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему. -
Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость. -
Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача. -
В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам. -
Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии. -
Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства. -
Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия. -
Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного. -
Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого. -
Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии. -
Я не доверяю внешней привлекательности профессии. -
В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию. -
Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда. -
Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию. -
У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее. -
Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии. -
Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений. -
В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное. -
В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.
В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.
Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий.
Второй фактор (F 2), «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.
Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс — реализм профессионального выбора.
Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.
Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора — независимость в профессиональном выборе.
Памятка выпускнику
Для того чтобы выбрать свою будущую профессию, составить свой личный профессиональный план, тебе необходимо:
— владеть информацией о мире профессий;
— иметь сформированное представление о собственном «Я»;
— уметь планировать свои действия и уметь принимать решения;
— сформировать личные профессиональные планы;
— понять, насколько осознан и реалистичен выбор профессии;
— осознавать мотивы своего выбора;
— знать, есть ли ограничения по здоровью;
— знать, насколько твоя семья в состоянии материально обеспечить исполнение твоих планов;