Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 593

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бланк ответов

Фамилия, имя, отчество ________________________________

Пол ___ Возраст___ Школа ___ Класс ___

Дата заполнения _____________________

Исследователь_______________________

Код профессии

Выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1.





2.





3.





4.





5.





6.





Интерпретация результатов

    1. Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

    2. Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

    3. Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

    4. Люди конвенционального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывает у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

    5. Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идей. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

    6. Люди интеллектуального типа обладают высокой активностью, аналитическими способностями, теоретическим мышлением, творческим подходом. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.


Схема анализа профессии

Авторы: Е.А.Климов, Н.С.Пряжников [12, 19]

Цель:проведение сравнительного анализа трех или более предпочитаемых профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них.

Особенности процедуры проведения:проводится в группе учащихся, которые индивидуально заполняют схему в предложенной последовательности.

После заполнения схемы школьники отмечают:

— сколько неизвестных для них сторон профессии так и остались закрытыми;

— какие новые стороны профессии открылись;

— в какой профессии больше преимуществ, в какой — недостатков;

— как изменилось отношение к профессиям после их анализа и т.д.

После заполнения схемы можно рассадить учащихся по малым группам в зависимости от сходства выбранной ими профессии или сферы труда. Таким образом, может получиться, что каждому школьнику придется три раза работать в трех разных группах, обогащаясь новыми сведениями.

Примечание.Как правило, во время обсуждения старшеклассники сообщают друг другу много различных сведений о профессиях в дополнение к тем, которые им удалось осознать.

Сравнительный анализ профессий

Основные характеристики профессии

Номер профессии



1

2

3

I. Предмет труда.

  1. Природа (живая и неживая).

  2. Материалы (заготовки, продукты и др.).

  3. Люди (дети, взрослые, больные, посетители, клиенты).

  4. Техника и транспорт.

  5. Знаковые системы (тексты, программы, чертежи).

  6. Художественный образ.

II. Цели труда.

  1. Контроль — оценка — диагноз.

  2. Преобразование (обучение, воспитание, приготовление блюд и др.).

  3. Изобретательная.

  4. Транспортирование.

  5. Обслуживание.

  6. Собственное развитие.

III. Средства деятельности.

  1. Ручные средства и простые приспособления (молоток, кисть).

  2. Механические средства.

  3. Автоматические средства (работающие по заданной программе).

  4. Функциональные средства (голос и др.).

  5. Теоретические средства (способ мышления).

  6. Переносные или стационарные средства.


IV. Условия труда.

  1. Бытовые условия.

  2. Большие помещения с людьми (концертный зал, банк).

  3. Обычный производственный цех.

  4. Необычные производственные условия (повышенная влажность, стерильность).

  5. Экстремальные условия.

  6. Работа на открытом воздухе.

  7. Подвижность (стоя у станка, в движении, частые командировки).

V. Общение в труде.

  1. Индивидуальный самостоятельный труд (работают сами по себе, минимальное общение).

  2. Общение с клиентами и посетителями.

  3. Обычный коллектив (одни и те же люди).

  4. Выступление перед меняющимися аудиториями.

  5. Дисциплина, субординация (формальные отношения).

VI. Ответственность в труде.

  1. Материальная ответственность.

  2. Моральная ответственность.

  3. Жизнь и здоровье людей.

  4. Не выражена.

VII. Особенности профессии.

  1. Высокая официальная заработная плата.

  2. Льготы.

  3. «Соблазны» профессии. 4. Изысканное отношение.

  1. Частые командировки, в том числе заграничные.

  2. Законченный или промежуточный результат труда.

VIII. Типичные трудности и неприятности. 1. Распространено сквернословие.

  1. Маленькая официальная заработная плата.

  2. Нервное напряжение.

  3. Профзаболевания.

  4. Непрестижность.

IХ. Минимальное образование, необходимое для профессии.

  1. Без специального образования.

  2. Специальные краткосрочные курсы.

  3. Профессиональное училище.

  4. Среднее профессиональное образование.

  5. Вуз (бакалавриат, магистратура).

  6. Аспирантура, докторантура.

Диагностика профессиональных установок подростков

Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок подростков, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок»:

  1. Я слишком плохо знаю мир профессий.

  2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.

  3. От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.

  4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

  5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.

  6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь.

  7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

  8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

  9. Нет сомнений: когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

  10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников.

  11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости.

  12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.

  13. Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии.

  14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

  15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

  16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.

  17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

  18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.

  19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.

  20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.

  21. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.

  22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему.

  23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.

  24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

  25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

  26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

  27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

  28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.

  29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

  30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.

  31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

  32. Я не доверяю внешней привлекательности профессии.

  33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.

  34. Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.

  35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию.

  36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

  37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

  38. Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений.

  39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

  40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.


В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.

Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий.

Второй фактор (F 2), «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс — реализм профессионального выбора.

Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора — независимость в профессиональном выборе.

Памятка выпускнику

Для того чтобы выбрать свою будущую профессию, составить свой личный профессиональный план, тебе необходимо:

— владеть информацией о мире профессий;

— иметь сформированное представление о собственном «Я»;

— уметь планировать свои действия и уметь принимать решения;

— сформировать личные профессиональные планы;

— понять, насколько осознан и реалистичен выбор профессии;

— осознавать мотивы своего выбора;

— знать, есть ли ограничения по здоровью;

— знать, насколько твоя семья в состоянии материально обеспечить исполнение твоих планов;