Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 836

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимодействия подростка, то можно проследить заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к

родительской оценке [18].

А.Е. Идрисов исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков, и в результате сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также

высокий уровень тревожности [23].

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Авторитарный тип способствует формированию низкой самооценки, эгоцентрический становится основой завышенной, а демократический предопределяет

адекватную самооценку [45].

Но, рассматривая стиль семейного воспитания, следует помимо его методов и средств учитывать и характер взаимодействия в семье, ее
положение в обществе, порядок рождения детей, способность к

самообеспечению и принадлежность к какой-либо группе.

Очевидно, что уважительное отношение и интерес членов семьи друг к

другу формируют высокую самооценку, а конфликты, оскорбление друг друга и отсутствие духовной поддержки приводят к неуверенности ребенка в себе и своих способностях, и, как следствие, заниженной самооценке, а иногда и к ее несформированности, инфантилизму. Данную взаимосвязь можно доказать и представить более подробно исследованиями С. Куперсмита, описанными О.Н. Молчановой, согласно которым можно выделить условия формирования низкой, средней и высокой самооценки в зависимости от поведенческого

компонента родительского отношения [43].

Условиями формирования низкой самооценки по Куперсмиту являются: требования родителей от детей, незаинтересованность родителей в благополучии и развитии ребенка, повторный брак родителей, их конфликты и низкая неудовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье. К условиям формирования средней самооценки относятся: снисходительная и покровительственная позиция родителей к детям, низкий уровень родительских притязаний, тревога по поводу самостоятельных действий детей и ограничение приобретения личного опыта ребенка вне дома. И соответственно, в условия формирования высокой самооценки можно включить высокую удовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье, ясность установленных полномочий в принятии решений, авторитет

и ответственность одного из родителей и коллективное обсуждение в принятии решений, атмосфера взаимоуважения и позитивного отношения членов семьи

и восприятие ребенком родителей как успешных людей [3; 61].

Другой фактор общение учителя с учащимися влияет на формирование самооценки аналогичным образом. Дружелюбное, открытое, теплое общение с ребенком поддерживает в нем высокий уровень самооценки, а грубость, недоброжелательность и унижение достоинств

ребенка приводят к ее постепенному снижению [33].

Впоследствии в подростковом возрасте с возрастанием активности ребенка происходит осознание своих действий и личностных качеств, дети учатся отличать свои реальные, действительные достижения от того, чего могли бы добиться при определенных обстоятельствах. Именно таким

образом формируется следующий компонент самооценки оценка своих

достижений, которая предполагает оценку результатов своей деятельности независимо от мнения других людей.

В своих исследованиях М.В. Ермолаева уточняет, что неудачи в предшествующей деятельности предопределяют несостоятельность в последующей деятельности, а успех – к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности первое преобладает над вторым и подкрепляется негативными оценками учителя и других учащихся, то у ребенка развивается неуверенность в себе и чувство неполноценности,

которые являются признаками заниженной самооценки [18].

Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной
психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно- волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует самосознание и самооценку, т.е. знание ребенка о самом себе и переживание им

собственных качеств [3; 62].

Исследование Л.В. Бороздиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Его результаты показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (стресс, повышенная ответственность за качество). У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к

возникновению эмоциональной напряженности [7].

Таким образом, школа и семья это два важнейших внешних факторов

развития самооценки подростков, однако помимо них ее становление зависит

от субъективных источников развития личностных качеств и рефлексии.

По мнению Т.В. Галкиной, важную роль в развитии самооценки играет сопоставление образа реального
«Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Во-вторых, самооценка связана с интериоризацией социальных реакций на данного человека, иначе с оценкой себя человеком, так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, третий источник самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности, т.е. испытывает ли он удовлетворение от выполнения

выбранной им деятельности [15].

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков

волнует, как примирить собственное «Я» с идеальным «Я».

По мнению К. Роджерса, если «Я» в собственном восприятии и идеальное «Я» начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это приводит к психологическим проблемам. Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, снижается общее

самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств [2].

На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, особенно сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении