ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 836
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
взаимодействия подростка, то можно проследить заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к
родительской оценке [18].
А.Е. Идрисов исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков, и в результате сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также
высокий уровень тревожности [23].
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Авторитарный тип способствует формированию низкой самооценки, эгоцентрический становится основой завышенной, а демократический предопределяет
адекватную самооценку [45].
Но, рассматривая стиль семейного воспитания, следует помимо его методов и средств учитывать и характер взаимодействия в семье, ее
положение в обществе, порядок рождения детей, способность к
самообеспечению и принадлежность к какой-либо группе.
Очевидно, что уважительное отношение и интерес членов семьи друг к
другу формируют высокую самооценку, а конфликты, оскорбление друг друга и отсутствие духовной поддержки приводят к неуверенности ребенка в себе и своих способностях, и, как следствие, заниженной самооценке, а иногда и к ее несформированности, инфантилизму. Данную взаимосвязь можно доказать и представить более подробно исследованиями С. Куперсмита, описанными О.Н. Молчановой, согласно которым можно выделить условия формирования низкой, средней и высокой самооценки в зависимости от поведенческого
компонента родительского отношения [43].
Условиями формирования низкой самооценки по Куперсмиту являются: требования родителей от детей, незаинтересованность родителей в благополучии и развитии ребенка, повторный брак родителей, их конфликты и низкая неудовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье. К условиям формирования средней самооценки относятся: снисходительная и покровительственная позиция родителей к детям, низкий уровень родительских притязаний, тревога по поводу самостоятельных действий детей и ограничение приобретения личного опыта ребенка вне дома. И соответственно, в условия формирования высокой самооценки можно включить высокую удовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье, ясность установленных полномочий в принятии решений, авторитет
и ответственность одного из родителей и коллективное обсуждение в принятии решений, атмосфера взаимоуважения и позитивного отношения членов семьи
и восприятие ребенком родителей как успешных людей [3; 61].
Другой фактор – общение учителя с учащимися – влияет на формирование самооценки аналогичным образом. Дружелюбное, открытое, теплое общение с ребенком поддерживает в нем высокий уровень самооценки, а грубость, недоброжелательность и унижение достоинств
ребенка приводят к ее постепенному снижению [33].
Впоследствии в подростковом возрасте с возрастанием активности ребенка происходит осознание своих действий и личностных качеств, дети учатся отличать свои реальные, действительные достижения от того, чего могли бы добиться при определенных обстоятельствах. Именно таким
образом формируется следующий компонент самооценки – оценка своих
достижений, которая предполагает оценку результатов своей деятельности независимо от мнения других людей.
В своих исследованиях М.В. Ермолаева уточняет, что неудачи в предшествующей деятельности предопределяют несостоятельность в последующей деятельности, а успех – к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности первое преобладает над вторым и подкрепляется негативными оценками учителя и других учащихся, то у ребенка развивается неуверенность в себе и чувство неполноценности,
которые являются признаками заниженной самооценки [18].
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной
психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно- волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует самосознание и самооценку, т.е. знание ребенка о самом себе и переживание им
собственных качеств [3; 62].
Исследование Л.В. Бороздиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Его результаты показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (стресс, повышенная ответственность за качество). У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к
возникновению эмоциональной напряженности [7].
Таким образом, школа и семья – это два важнейших внешних факторов
развития самооценки подростков, однако помимо них ее становление зависит
от субъективных источников – развития личностных качеств и рефлексии.
По мнению Т.В. Галкиной, важную роль в развитии самооценки играет сопоставление образа реального
«Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Во-вторых, самооценка связана с интериоризацией социальных реакций на данного человека, иначе с оценкой себя человеком, так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, третий источник самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности, т.е. испытывает ли он удовлетворение от выполнения
выбранной им деятельности [15].
В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков
волнует, как примирить собственное «Я» с идеальным «Я».
По мнению К. Роджерса, если «Я» в собственном восприятии и идеальное «Я» начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это приводит к психологическим проблемам. Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, снижается общее
самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств [2].
На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, особенно сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении
родительской оценке [18].
А.Е. Идрисов исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков, и в результате сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также
высокий уровень тревожности [23].
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Авторитарный тип способствует формированию низкой самооценки, эгоцентрический становится основой завышенной, а демократический предопределяет
адекватную самооценку [45].
Но, рассматривая стиль семейного воспитания, следует помимо его методов и средств учитывать и характер взаимодействия в семье, ее
положение в обществе, порядок рождения детей, способность к
самообеспечению и принадлежность к какой-либо группе.
Очевидно, что уважительное отношение и интерес членов семьи друг к
другу формируют высокую самооценку, а конфликты, оскорбление друг друга и отсутствие духовной поддержки приводят к неуверенности ребенка в себе и своих способностях, и, как следствие, заниженной самооценке, а иногда и к ее несформированности, инфантилизму. Данную взаимосвязь можно доказать и представить более подробно исследованиями С. Куперсмита, описанными О.Н. Молчановой, согласно которым можно выделить условия формирования низкой, средней и высокой самооценки в зависимости от поведенческого
компонента родительского отношения [43].
Условиями формирования низкой самооценки по Куперсмиту являются: требования родителей от детей, незаинтересованность родителей в благополучии и развитии ребенка, повторный брак родителей, их конфликты и низкая неудовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье. К условиям формирования средней самооценки относятся: снисходительная и покровительственная позиция родителей к детям, низкий уровень родительских притязаний, тревога по поводу самостоятельных действий детей и ограничение приобретения личного опыта ребенка вне дома. И соответственно, в условия формирования высокой самооценки можно включить высокую удовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье, ясность установленных полномочий в принятии решений, авторитет
и ответственность одного из родителей и коллективное обсуждение в принятии решений, атмосфера взаимоуважения и позитивного отношения членов семьи
и восприятие ребенком родителей как успешных людей [3; 61].
Другой фактор – общение учителя с учащимися – влияет на формирование самооценки аналогичным образом. Дружелюбное, открытое, теплое общение с ребенком поддерживает в нем высокий уровень самооценки, а грубость, недоброжелательность и унижение достоинств
ребенка приводят к ее постепенному снижению [33].
Впоследствии в подростковом возрасте с возрастанием активности ребенка происходит осознание своих действий и личностных качеств, дети учатся отличать свои реальные, действительные достижения от того, чего могли бы добиться при определенных обстоятельствах. Именно таким
образом формируется следующий компонент самооценки – оценка своих
достижений, которая предполагает оценку результатов своей деятельности независимо от мнения других людей.
В своих исследованиях М.В. Ермолаева уточняет, что неудачи в предшествующей деятельности предопределяют несостоятельность в последующей деятельности, а успех – к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности первое преобладает над вторым и подкрепляется негативными оценками учителя и других учащихся, то у ребенка развивается неуверенность в себе и чувство неполноценности,
которые являются признаками заниженной самооценки [18].
Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной
психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно- волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует самосознание и самооценку, т.е. знание ребенка о самом себе и переживание им
собственных качеств [3; 62].
Исследование Л.В. Бороздиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Его результаты показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (стресс, повышенная ответственность за качество). У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к
возникновению эмоциональной напряженности [7].
Таким образом, школа и семья – это два важнейших внешних факторов
развития самооценки подростков, однако помимо них ее становление зависит
от субъективных источников – развития личностных качеств и рефлексии.
По мнению Т.В. Галкиной, важную роль в развитии самооценки играет сопоставление образа реального
«Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Во-вторых, самооценка связана с интериоризацией социальных реакций на данного человека, иначе с оценкой себя человеком, так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, третий источник самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности, т.е. испытывает ли он удовлетворение от выполнения
выбранной им деятельности [15].
В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков
волнует, как примирить собственное «Я» с идеальным «Я».
По мнению К. Роджерса, если «Я» в собственном восприятии и идеальное «Я» начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это приводит к психологическим проблемам. Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, снижается общее
самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств [2].
На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, особенно сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении