Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 914

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, общем положительном отношении к себе как личности. Самооценка в этом возрасте

выражает отношение, в котором образ себя относится к идеальному «Я».

На второй стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих

личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами,

которые выступают для него как идеальные формы его личности [45].

По мнению Б.С. Волкова, наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей

«Я»-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. При оценке себя они способны охватить все стороны собственной личности их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их

суждения относительно своих недостатков [12].

В исследованиях других ученых также уточняется, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и

осознавать необходимость от них избавиться.

Рассматривая динамику соотношения компонентов самооценки на различных возрастных этапах, можно отметить, что в дошкольном возрасте
более быстрыми темпами развивается и функционирует эмоциональный компонент самооценки, отражающий позитивное отношение ребенка к себе. Выраженные проявления эмоционального компонента можно наблюдать и в подростковом возрасте, когда эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка, в отличие от младшего школьного возраста, когда более благоприятно складываются

условия для интенсивного развития когнитивного компонента [14].

В целом для подросткового возраста характерны негативные оценки себя, но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. Постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте отмечают многие исследователи. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им важными, и это указывает на их больший реализм, в то

время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [4].

Исходя из вышеописанных явлений, преобладающего вида самооценки в подростковом возрасте нет, она сильно дифференцирована в зависимости от условий ее формирования, т.е. самооценка подростка может быть

завышенной, адекватной и заниженной.

В идеале самооценка подростка проходит через несколько стадий, от полного неведения по отношению к себе и своим способностям и до формирования адекватной самооценки – объективного отношения к своим качествам, способностям и возможностям. На практике же самооценка

подростка в большинстве случаев занижена [23].

Также можно наблюдать и половые различия в развитии самооценки подростка: общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков,

и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что «Я»-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и

средствами массовой информации [42; 55].

И если в младшем школьном возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер, который определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них наблюдается более

высокий общественный и личный статус [54].

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов. активность их направлена на различные виды деятельности, а также на

межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены

на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют
достаточную ограниченность в видах деятельности и большую

направленность на общение, причем малосодержательное.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям, а другие что депрессивный аффект

проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [58].

Следовательно, подростковый возраст это период психического развития ребенка, благоприятный для становления самооценки, которая включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. Для формирования самооценки подростка потенциальными ресурсами являются внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, специфика организации учебной деятельности в школе и педагогическая оценка, а также стиль воспитания и ценности семьи. Она приобретает большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности; содержательный аспект самооценки углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. Именно самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения деятельности, статус подростка в коллективе и процесс его общения и взаимодействия с другими людьми.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Направления оптимизации самооценки подростков




Увеличение количества подростков с неадекватной самооценкой обязывает образовательные организации работать с данной проблемой. Оптимизация самооценки детей подросткового возраста становится не только социально значимой, но и психологически необходимой составляющей

психолого-педагогической деятельности.

Существует множество определений оптимизации:

  • как процесса максимизации выгодных характеристик,

соотношений и минимизации расходов ресурсов, приведения системы в наилучшее состояние, соответствующее определенным условиям и задачам

  • как оценки, планирования и изменения деятельности с целью

достижения максимальной эффективности и результативности процесса;

  • как процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи

при данных условиях [46].

Однако с психологической точней зрения, оптимизация это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной образовательной или воспитательной

задачи, имеющий следующий алгоритм:

  • принятие;

  • выбор вариантов решения от двух и более;

  • осознание необходимости выбора в конкретных условиях;

  • сокращение вариантов до двух;

  • их сравнение и выбор наилучшего варианта;

  • принятие оптимального варианта как единственного и внедрение

его в практику [38].

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия