ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 914
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
, общем положительном отношении к себе как личности. Самооценка в этом возрасте
выражает отношение, в котором образ себя относится к идеальному «Я».
На второй стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих
личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами,
которые выступают для него как идеальные формы его личности [45].
По мнению Б.С. Волкова, наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей
«Я»-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. При оценке себя они способны охватить все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их
суждения относительно своих недостатков [12].
В исследованиях других ученых также уточняется, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и
осознавать необходимость от них избавиться.
Рассматривая динамику соотношения компонентов самооценки на различных возрастных этапах, можно отметить, что в дошкольном возрасте
более быстрыми темпами развивается и функционирует эмоциональный компонент самооценки, отражающий позитивное отношение ребенка к себе. Выраженные проявления эмоционального компонента можно наблюдать и в подростковом возрасте, когда эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка, в отличие от младшего школьного возраста, когда более благоприятно складываются
условия для интенсивного развития когнитивного компонента [14].
В целом для подросткового возраста характерны негативные оценки себя, но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. Постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте отмечают многие исследователи. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им важными, и это указывает на их больший реализм, в то
время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [4].
Исходя из вышеописанных явлений, преобладающего вида самооценки в подростковом возрасте нет, она сильно дифференцирована в зависимости от условий ее формирования, т.е. самооценка подростка может быть
завышенной, адекватной и заниженной.
В идеале самооценка подростка проходит через несколько стадий, от полного неведения по отношению к себе и своим способностям и до формирования адекватной самооценки – объективного отношения к своим качествам, способностям и возможностям. На практике же самооценка
подростка в большинстве случаев занижена [23].
Также можно наблюдать и половые различия в развитии самооценки подростка: общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков,
и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что «Я»-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и
средствами массовой информации [42; 55].
И если в младшем школьном возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер, который определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них наблюдается более
высокий общественный и личный статус [54].
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов. активность их направлена на различные виды деятельности, а также на
межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены
на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют
достаточную ограниченность в видах деятельности и большую
направленность на общение, причем малосодержательное.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям, а другие – что депрессивный аффект
проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [58].
Следовательно, подростковый возраст – это период психического развития ребенка, благоприятный для становления самооценки, которая включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. Для формирования самооценки подростка потенциальными ресурсами являются внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, специфика организации учебной деятельности в школе и педагогическая оценка, а также стиль воспитания и ценности семьи. Она приобретает большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности; содержательный аспект самооценки углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. Именно самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения деятельности, статус подростка в коллективе и процесс его общения и взаимодействия с другими людьми.
Увеличение количества подростков с неадекватной самооценкой обязывает образовательные организации работать с данной проблемой. Оптимизация самооценки детей подросткового возраста становится не только социально значимой, но и психологически необходимой составляющей
психолого-педагогической деятельности.
Существует множество определений оптимизации:
соотношений и минимизации расходов ресурсов, приведения системы в наилучшее состояние, соответствующее определенным условиям и задачам
достижения максимальной эффективности и результативности процесса;
при данных условиях [46].
Однако с психологической точней зрения, оптимизация – это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной образовательной или воспитательной
задачи, имеющий следующий алгоритм:
его в практику [38].
Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия
выражает отношение, в котором образ себя относится к идеальному «Я».
На второй стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих
личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами,
которые выступают для него как идеальные формы его личности [45].
По мнению Б.С. Волкова, наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей
«Я»-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. При оценке себя они способны охватить все стороны собственной личности – их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их
суждения относительно своих недостатков [12].
В исследованиях других ученых также уточняется, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и
осознавать необходимость от них избавиться.
Рассматривая динамику соотношения компонентов самооценки на различных возрастных этапах, можно отметить, что в дошкольном возрасте
более быстрыми темпами развивается и функционирует эмоциональный компонент самооценки, отражающий позитивное отношение ребенка к себе. Выраженные проявления эмоционального компонента можно наблюдать и в подростковом возрасте, когда эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка, в отличие от младшего школьного возраста, когда более благоприятно складываются
условия для интенсивного развития когнитивного компонента [14].
В целом для подросткового возраста характерны негативные оценки себя, но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. Постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте отмечают многие исследователи. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им важными, и это указывает на их больший реализм, в то
время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [4].
Исходя из вышеописанных явлений, преобладающего вида самооценки в подростковом возрасте нет, она сильно дифференцирована в зависимости от условий ее формирования, т.е. самооценка подростка может быть
завышенной, адекватной и заниженной.
В идеале самооценка подростка проходит через несколько стадий, от полного неведения по отношению к себе и своим способностям и до формирования адекватной самооценки – объективного отношения к своим качествам, способностям и возможностям. На практике же самооценка
подростка в большинстве случаев занижена [23].
Также можно наблюдать и половые различия в развитии самооценки подростка: общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков,
и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что «Я»-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и
средствами массовой информации [42; 55].
И если в младшем школьном возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер, который определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них наблюдается более
высокий общественный и личный статус [54].
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов. активность их направлена на различные виды деятельности, а также на
межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены
на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют
достаточную ограниченность в видах деятельности и большую
направленность на общение, причем малосодержательное.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям, а другие – что депрессивный аффект
проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [58].
Следовательно, подростковый возраст – это период психического развития ребенка, благоприятный для становления самооценки, которая включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. Для формирования самооценки подростка потенциальными ресурсами являются внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, специфика организации учебной деятельности в школе и педагогическая оценка, а также стиль воспитания и ценности семьи. Она приобретает большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности; содержательный аспект самооценки углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. Именно самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения деятельности, статус подростка в коллективе и процесс его общения и взаимодействия с другими людьми.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Направления оптимизации самооценки подростков
Увеличение количества подростков с неадекватной самооценкой обязывает образовательные организации работать с данной проблемой. Оптимизация самооценки детей подросткового возраста становится не только социально значимой, но и психологически необходимой составляющей
психолого-педагогической деятельности.
Существует множество определений оптимизации:
-
как процесса максимизации выгодных характеристик,
соотношений и минимизации расходов ресурсов, приведения системы в наилучшее состояние, соответствующее определенным условиям и задачам
-
как оценки, планирования и изменения деятельности с целью
достижения максимальной эффективности и результативности процесса;
-
как процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи
при данных условиях [46].
Однако с психологической точней зрения, оптимизация – это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной образовательной или воспитательной
задачи, имеющий следующий алгоритм:
-
принятие; -
выбор вариантов решения от двух и более; -
осознание необходимости выбора в конкретных условиях; -
сокращение вариантов до двух; -
их сравнение и выбор наилучшего варианта; -
принятие оптимального варианта как единственного и внедрение
его в практику [38].
Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия