Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 605
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
1.2. Виды социального обеспечения в России
1.3. Международный опыт социального обеспечения
1.4. История развития социального обеспечения в России
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
3.2. Пути решения правовых проблем
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения
Выделим продолжение рассмотренных видов государственных социальных пособий в 2019 году16:
-
Пособие по временной нетрудоспособности осуществляется с 1 дня ФСС РФ при страховом стаже меньше 6 месяцев - сумма, не превышающая 1 мес. МРОТ, 60% среднего заработка - до 5 лет, 80% - 5-8 лет, 100% - от 8 лет. -
Пособие по безработице: минимальное – 1500 руб., максимальное 8000 руб.. -
Единовременное пособие гражданам при возникновении
поствакционального осложнения: при возникновении - 10 тыс. руб., при
смерти - 30 тыс. руб. -
Социальное пособие на погребение – 5946,47 руб.
Рассмотрим официальные данные государственной статистики общий объем совершенных социальных выплат за 2011-2018 гг. в таблице 2.
В целом результаты табл. 1 свидетельствуют об увеличении динамики социальных выплат государством гражданам РФ.
Минтруд на официальном сайте отметил изменения в сфере социального обеспечения с 2018 года, где для застрахованных граждан до 24 503 рублей в месяц повысится максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Максимальный размер пособия составляет 23 120,66 рубля в месяц.
Таблица 2 - Общий объем социальных выплат в РФ за 2011-2016гг.
Выплаты | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Социальные выплаты, млрд. руб. | 6514,0 | 7321,0 | 8295,7 | 8628,2 | 9768, 3 | 10341,2 |
из них: | | | | | | |
пенсии | 4415,5 | 5078,7 | 5849,7 | 6055,5 | 6972,5 | 7389,5 |
пособия | 1831,4 | 1935,9 | 2076,2 | 2179,3 | 2397,6 | 2552,3 |
стипендии | 51,6 | 60,8 | 75,1 | 77,1 | 78,4 | 82,4 |
Удельный вес социальных выплат, | | | | | | |
процентов: | | | | | | |
в ВВП | 11,6 | 11,8 | 12,5 | 12,3 | 14,5 | 12,0 |
в объеме денежных доходов | 18,3 | 18,3 | 18,6 | 18,0 | 18,2 | 19,1 |
населения | | | | | | |
Изменение социальных выплат2), в | 104,3 | 107,0 | 106,1 | 96,5 | 98,0 | 98,9 |
процентах к предыдущему году | | | | | | |
В 2019 году пособия по беременности и родам максимально составил 301095,2 рублей в месяц.
Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование останется 22% для исчисления страховых взносов и 10% - сверх установленной предельной величины базы.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве останутся неизменными.
В 2018 г. проиндексированы страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Можно наблюдать развитие электронного больничного, который позволяет осуществить обмен информации о страховых случаях, уменьшить затраты на оформление бумажных листков нетрудоспособности.
Работающему пенсионеру при прекращении им работы будет выплачиваться пенсия, с учетом всех индексаций начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.
Социальная пенсия детей, у которых оба родителя неизвестны, составил 10 068,53 рубля до 18 лет, и обучающимся до 23 лет.
Важно отметить, что в 2018г.:
-
размер материнского капитала сохранится - 453 026 руб.; -
величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии - 8 726 руб. -
предусмотрено повышение заработной платы сотрудников бюджетной сферы.
Важно отметить открытие в 2018 году функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), которая предназначена для систематизирования:
-
всех сведений оказываемых на территории Российской Федерации; -
мероприятиях социальной поддержки средств таких бюджетов как: федерального, регионального и муниципального, а также сведений о получателях этой поддержки.
Таким образом, вся информация будет размещена на одном ресурсе, с целью обеспечения помощи и поддержки конкретному человеку в зависимости от критериев нуждаемости.
Но здесь, существуют следующие проблемы:
-
неполноценная работа ЕГИССО; -
не приняты все подзаконные акты, которые способствуют в качественном функционировании системы; -
технические проблемы при внедрении ЕГИССО (несоответствие программного обеспечения, отсутствие информационных систем у региональных ведомств и органов местного самоуправления).
Для решения технических проблем был создан сервис «Кабинет поставщика информации», который позволяет представлять информацию путем загрузки файлов со сведениями о мерах социальной поддержки, реализуемых в соответствующем муниципалитете или регионе, и их получателях.
Эксперты подчеркивают, что внедрение ЕГИССО не гарантирует оказания адресной социальной поддержки действительно нуждающимся в ней гражданам. Поэтому необходимо разработать на федеральном уровне методические рекомендации по оценке критериев нуждаемости, которые способствуют в определении предоставляемых выплат: от среднедушевого дохода или прожиточного минимума, нужно ли учитывать при их назначении принадлежащее гражданам имущество и т.д.
Таким образом, рассмотренная система социальной защита и обеспечения Российской Федерации в 2018 году была нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первоочередными задачами социальной политики государства являются: гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот, преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию и другие.
Рассматриваемое социальное обеспечение является совокупностью предоставляемых материальных благ, которые являются различными видами социального обеспечения, выражающихся в социальных пособиях и выплатах17.
В последние годы в системе государственных пособий в РФ произошли изменения, за счет социально-экономических преобразованиями в нашей стране, которые привели к существенным переменам в различных сферах общественной жизни. Поэтому в сложившихся сложных современных условиях необходимо принимать меры, направленные на совершенствование системы пособий с целью повышения социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, пенсионеров, безработных и других.
Проводимая в настоящее время реформа пенсионного обеспечения вызвана в первую очередь нехваткой финансовых ресурсов в государственных внебюджетных фондах. В этой связи увеличение возраста выхода на пенсию направлено на возможность улучшить финансовый потенциал социального страхования. Однако для роста финансовых ресурсов социального страхования существенное значение будет оказывать расширение налоговой базы. Несмотря на то, что обязательные страховые взносы не являются налогами, по факту они ими являются. Отмена единого социального налога (ЕСН) в налоговой системе и введение вместо него обязательных страховых взносов по факту сохранила налоговую нагрузку для работодателей по данной расходной статье.
Учреждения, предоставляющие социальные услуги населению можно разделить на две группы: учреждения социального обслуживания населения (центры и комплексные центры социального обслуживания населения, центры помощи семье и детям, социально- реабилитационные центры и др.) и учреждения, предоставляющие услуги в сфере социальной защиты и занятости населения (многофункциональные центры, центры занятости населения, центры профориентации и психологической поддержки населения и др.)
Таким образом, управление социальной защитой населения осуществляется на всех уровнях, за каждым органом закреплены свои полномочия, задачи, функции, от выполнения которых во многом зависит как состояние системы социальной защиты населения, так и социальное положение региона, города, отдельного гражданина.
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
Основными международными правовыми актами, которые отражают право на социальное обеспечение гражданина и обязывают государства развивать данную систему являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия.
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.