Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 606
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
1.2. Виды социального обеспечения в России
1.3. Международный опыт социального обеспечения
1.4. История развития социального обеспечения в России
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
3.2. Пути решения правовых проблем
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения
Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 года (ред. от 18.10.2007), которые введены в действие с 1 сентября 1993 года. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 (ред. от 24.06.2002) «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей».
Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).
Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 18.08.2008) «О приемной семье», Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами», Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.
На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.
Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).
Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.
Мировое сообщество впервые заявило о своем обязательстве распространить социальное обеспечение на всех членов общества еще в 1940-е гг. Эта универсальная парадигма была отражена в рекомендациях МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода» и № 69 «О медицинском обслуживании», которые подготовили условия для признания права на социальное обеспечение как одного из фундаментальных прав во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 9) 18. Принцип ответственности общества за социальное благополучие людей подтвержден Всемирным саммитом 1995 г. по устойчивому социальному развитию, провозглашением ООН в 2000 г. целей развития тысячелетия, Всемирной встречей на высшем уровне ООН 2005 г.19
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом20. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию21. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, свидетельствует о качественном состоянии государства и общества22.
Без встречной обязанности государства социальные права теряют юридический смысл. О том, что сущность конституционного права на социальное обеспечение проявляется именно в обязанности государства предоставить необходимые блага каждому человеку в указанных Конституцией случаях, прямо и неоднократно говорится и в решениях Конституционного Суда РФ. Предписание Конституции РФ (ст. 39) о гарантированности права на социальное обеспечение обязывает государство выполнять соответствующую функцию всеми возможными способами, включая правовое регулирование
23. Поскольку реализация социальных прав зависит от деятельности государства, государственных органов и учреждений, законодателем должна быть конкретизирована и усилена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение корреспондирующих этим правам обя-занностей24.
Как пишет Ю. В. Воронин, политике в сфере социального обеспечения часто ставят в упрек отсутствие четких, системных правил. Однако такие правила давно существуют и проверены временем. Стандарты социального обеспечения закреплены в Конвенции МОТ 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая справедливо считается цензом любого цивилизованного государства. Говорить на втором десятилетии XXI в. о невыполнимости стандартов, принятых в середине прошлого века, по меньшей мере странно. Ратификация названной Конвенции, равно как и трех других базовых конвенций МОТ в области социального обеспечения — Конвенции 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», Конвенции 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» и Конвенции 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения», даст еще большее основание говорить о наличии у нас принятых во всем мире ориентиров развития системы социального обеспечения25.
Вопросы социального обеспечения требуют анализа и в органической взаимосвязи права и экономики26. Сегодня общепризнано, что бедность и неуверенность в завтрашнем дне представляют угрозу для экономического развития страны. Инструменты социального обеспечения способствуют повышению внутреннего спроса, содействуют повышению качества человеческого капитала и производительности труда и в конечном счете устойчивому экономическому росту.
Безусловной поддержки заслуживает и позиция Н. В. Путило, которая считает бессмысленными дискуссии о вторичности и неэффективности социальных прав, об их зависимости от экономики, поскольку затраты, связанные с реализацией этих прав, в итоге не только окупаемы, но и прибыльны. Рост эффективности производства напрямую зависит от инвестирования в развитие человеческого капитала. По данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом (оборудование, здания и производственная инфраструктура), 20% — природным капиталом, в то время как 64% — капиталом человеческим и социальным. Так, только в результате эффективной системы образования наиболее развитые страны получают до 40% валового национального продукта
27. Однако, если обратиться к реальному положению дел, можно привести многочисленные статистические, социологические, медицинские и иные данные, свидетельствующие о пагубном воздействии низкого уровня социального обеспечения на качественные и количественные характеристики российского населения, в том числе трудоспособной его части, что самым губительным образом сказывается и на экономическом развитии страны. Некоторые такие данные приводились выше.
На данный момент действует политика социальной защиты детства, которая предоставляет детям все социальные гарантии. Она ориентирована «на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей», а также на удовлетворение их потребностей:
-
бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование; -
бесплатное медицинское обслуживание детей, включая обеспечение их питанием согласно минимальным нормам питания; -
социальная адаптация и реабилитация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию; -
право на жилище и пр.
К многодетной семье в настоящее время относятся семьи, в которых имеется трое и более детей.
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 26 декабря 2006 года № 256-ФЗ2 установлены дополнительные меры государственной поддержки, обеспечивающие возможность решения наиболее острых проблем семьи, таких как улучшение жилищных условий, получение детьми образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения28.
Закон определяет материнский (семейный) капитал как средства федерального бюджета, имеющие целевое назначение для реализации определенных мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Исходя из такого подхода законодателя, нельзя говорить о принадлежности материнского капитала, субъектам, названным в ст. 3 Федерального закона, т.к. исходя из указанной правовой конструкции, денежные средства, представляющие собой материальную ценность, принадлежат государству и выделяются Пенсионному фонду РФ.
Вывод
Представляется крайне необходимым усилить внимание к исследованию роли Конституции в развитии отраслевого законодательства, теоретической разработке вопросов приведения его в соответствие с конституционными положениями, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Обеспечению научного подхода к совершенствованию социального законодательства, в том числе законодательства о социальном обеспечении, служат, в частности, концепции развития российского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ежегодные доклады Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», отчет «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации», подготовленный в 2013 г. по инициативе Государственной Думы. Необходимо также учитывать серьезный научный потенциал квалифицированной литературы по праву социального обеспечения, содержащей не только обоснованную критику действующего законодательства и негативных тенденций его развития, но и аргументированные предложения по его совершенствованию в интересах граждан, а значит, и государства.
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда было одной из главных форм поддержки государством общества. С развитием государства эти стандарты менялись и усовершенствовались. Изменялись требования к ним и их статус. После распада Советского союза и образовании нового государства — Российской Федерации, резко возник вопрос об улучшении уровня жизни населения и установления новых требований к социальному обеспечению граждан, которые могут привезти к повышению рождаемости, увеличению продолжительности жизни и уменьшению количества совершаемых преступлений. Большое значения на реализации этих целей оказало принятие в 1993 году Конституции РФ, которая закрепила и сформулировала концепцию формирования Российской Федерации как социального государства, что закрепляется в статье 7 указанной Конституции. В первую очередь, вся политика Российской Федерации, как нового государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в обществе. Эта позиция раскрывается в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая создана для создания стратегии развития социально-экономического уровня жизни общества