Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 398

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не отрицая роли природных задатков в развитии лич­ности, Н.Г.Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делает людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание2:

...Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности, ужасающей необходимости быть злодеем и не­годяем или умереть с голоду и, наконец, дурного общества, в котором с младенчества находится, и что у всякого по­чти, как бы дурен ни был он, остаются еще известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробу­дить в нем голос совести и чести, возродить его...

Все это вплотную подводило к научному осмыслению проблемы развития и формирования личности.

4. Научная трактовка проблемы об основных фак­торах развития личности. В научной философии и педа­гогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те фак­торы и условия, под влиянием которых формируется лич­ность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздей­ствия этих факторов на ее развитие. Ученые обратили вни­мание прежде всего на развитие самого общества. Оно воз­никло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использо­вали готовые продукты природы, но и занимались сельс­ким хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир.

В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапли-

1 Белинский В.Г. Избр. пед. соч. М., 1982. С.17.

2 Чернышевский Н.Г. Избр. пед. произв. М., 1953. С. 709.

79

вали знания, обогащали духовную жизнь, развивали мо­ральную и эстетическую культуру. Все это богатство ма­териальной и духовной культуры, созданное трудом и твор­ческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоя­нием и достижениями общества, человек становится со­циальным существом.

Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, кото­рые и служат определяющим источником его личностно­го развития. Отсюда следует, что как общественное су­щество человек развивается целиком по социальной, за­данной обществом программе и что источники форми­рования личности, о чем уже говорилось в главе о мето­дологии педагогики, находятся не внутри личности, а вне ее.


В самом деле, история показывает, что уровень обще­ственного развития и его характер в различные эпохи были разными, что, естественно, определяло и особенно­сти формирования человека. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных ус­ловий, в которых она развивается. Прогресс в обществен­ном развитии обусловливает передовые тенденции и в личностном формировании человека. С этой точки зре­ния беспочвенность преформистских теорий развития личности представляется особенно убедительной. Если, как утверждают теологи, человек развивается по "боже­ственной программе", тогда остается непонятным, поче­му эта "программа" постоянно изменяется -и, как прави­ло, совпадает с программой социальной.

Необоснованной и по существу антинаучной является также биологизаторская теория развития личности, со­гласно которой в "биологической программе" якобы фик­сируются и сохраняются все те внешние влияния, кото­рым подвергались предки человека и которые неумоли­мо определяют его поведение и развитие.Но это противо­речит генетике, которая доказывает, что приобретае­мые качества и жизненный опыт человека не фиксиру­ются в его генном аппарате и поэтому не могут пере­даваться по наследству. Если бы это было иначе, тогда дети одной и той же национальности, как уже отмеча­лось, независимо от социальных условий, усваивали бы

80

язык только своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща их социальному и бытовому окружению. Значит, в человеке нет никаких врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пы­таются утверждать биологизаторы. Его личностное разви­тие осуществляется по программе социальной.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. Человек является непосредственно природным существом. В этом качестве он наделен природными си­лами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявля­ется это влияние? Укажем на несколько положений, име­ющих весьма существенное значение для педагогики.

Первое. Для формирования человека как обществен­ного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одно­временному воспитанию ребенка и детеныша обезьяны показали, что обезьяна развивается только по "биологи­ческой программе" и не в состоянии усваивать речь, на­выки прямохождения, труда, нормы и правила поведе­ния. Ее развитие ограничено биологическими возможнос­тями, и за пределы этих возможностей она выйти не мо­жет. Ребенок же наряду с биологическим созреванием в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не "запрограммировано": прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения и т.д., то есть всем тем, что в конечном итоге делает его личностью.


Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятель­ности. Например, многие люди от природы имеют тон­кий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, спо­собность к поэтическому творчеству, феноменальную па­мять, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно разви­ваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

Третье. Биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, свой потенциал в этом отно­шении он использует лишь на 10—12 процентов. Вот

81

почему в своей работе педагогу всегда необходимо исхо­дить, говоря словами А.С.Макаренко, из оптимистичес­кой гипотезы, верить в творческие силы учащихся, ис­кать пути к их развитию и совершенствованию.

Четвертое. Биологическое в развитии личности мо­жет проявляться самым неожиданным образом. В книге "Пути в незнаемое" рассказывается об интересных опытах педагога А.И.Мещерякова по воспитанию слепоглухо­немых. Автор очерка о Мещерякове, узнав о большой вере ученого в силу воспитания, обратился к нему с воп­росом1:

...Неужели вы, умеющий мыслить как физиолог, вери­те, что психика человека не зависит от того, какой мозг он получил в наследство? Ну, пусть эмоции, память, возбуди­мость, талант, пусть они не передаются генетически. Но ведь устройство мозга, его морфология — разве они никак не влияют на личность человека?

— Да кто вам сказал такое?! Не только морфология мозга, любая особенность может коренным образом из­менить психику человека. Вот в Гуменках, рязанской дерев­не, где я родился, был у нас сосед, его так и звали "Ванька рыжий". Мы, мальчишки и девчонки, не давали ему прохо­ду. Сколько лет прошло, а все помню дразнилку: "Рыжий красного спросил: "Чем ты бороду красил?" И что же? Парень стал замкнутым, невротиком, заикой, вся жизнь погублена из-за одной только особенности — цвета волос... Психология красивой девушки и дурнушки - между ними пропасть. А причина - некоторые морфологические отли­чия в строении тела. А уж морфология мозга — да тут мы просто еще ничего не знаем...

Таким образом, наука не отрицает влияния биологи­ческого на развитие личности. Однако это влияние ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и со­циальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности.


В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу К.К.Платонов за­мечал, что биологически обусловленная подструктура лич­ности подчинена ее социально обусловленной подструк­туре, то есть в конечном счете развитие личности опреде-

1 Левитин К. Лучший путь к человеку //Пути в незнаемое: Писате­ли рассказывают о науке. М., 1974. С.117.

82

ляется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влия­ние на личностное развитие человека. Речь идет, есте­ственно, о воспитании. В первой главе говорилось о том, что с развитием технического базиса производства и ус­ложнением общественных отношений его роль постоян­но возрастает. В современных условиях уже трудно пред­ставить себе приобщение человека к жизни без продол­жительного и специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Следовательно, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий суще­ственный фактор развития и формирования личности.

Однако, признавая роль этих факторов — среды., биоло­гических задатков (наследственности) и воспитания — в развитии человека, существенно важно уяснить то соот­ношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Больше того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить реше­ние тех сложнейших задач, которые связаны с формиро­ванием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы чело­век овладел наукой, способами профессиональной деятель­ности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продол­жительное воспитание.

То же самое относится к творческим задаткам чело­века. Для того, чтобы эти задатки проявились, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного разви­тия общества, но и соответствующее воспитание, специ­альная выучка в той или иной сфере общественной деятель­ности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И.М.Сеченов писал1:


1 Сеченов ИМ. Избр. философ, и психол. произв. М., 1947. С. 176.

83

В неизмеримом большинстве случаев характер психо­логического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспи­тания реализуется социальная программа развития чело­века и формируются его личностные качества.

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персо­нификации воспитания. Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать чело­века как пассивный объект средовых влияний и воспи­тательных воздействий. Когда иной раз говорят о "без­детности" педагогики, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспитании речь идет главным об­разом о различных формах и методах внешнего педаго­гического воздействия на ребенка без учета тех его внут­ренних переживаний, которые вызываются этими воз­действиями. Между тем педагогическая наука не рассмат­ривает развитие личности как пассивный продукт влия­ния среды и воспитательных воздействий. Огромное зна­чение в этом процессе, как уже отмечалось, она придает активности самой личности, ее творческо-преобразую-щей деятельности.

В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся нега­тивно относится к этим воздействиям, он будет разви­ваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний обиделся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемости будут вызы­вать у учащегося скрытое, а иногда и открытое противо­действие. И так бывает во всех случаях, когда воспита­тель, его педагогическое воздействие не находит поло­жительного отклика во внутренней сфере, то есть в со­знании и чувствах воспитанника.

84

Понимание этого явления привело к тому, что все воз­действия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. При­родные же склонности и влечения, а также вся сово­купность чувств и переживаний человека, которые воз­никают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. Раз­витие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает поло­жительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и оп­ределяют его развитие.