Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 457

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

В настоящее время имеется широкий выбор устройств для охраны помещений: детекторы разбития стекол, взлома дверей и замков, передвижения людей, перемещения предметов. Датчики можно размещать на дверях, окнах, решетках, стенах, потолке, мебели, устанавливать их в осветительной арматуре, бытовых электроприборах.

Действия при угрозе террористических актов

Обнаружение подозрительных предметов

В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. Следует немедленно прекратить работу ОУ и приступить к эвакуации людей в соответствии с имеющимся планом.

До прибытия оперативно-следственной группы дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

Зоны эвакуации и оцепления места вероятного взрыва

Граната РГД-5 не менее 50 м

Граната Ф-1 не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 г 45 м

Тротиловая шашка массой 400 граммов 55 м

Пивная банка 0,33 литра 60 м

Мина МОН-50 85 м

Чемодан (кейс) 230 м

Дорожный чемодан 350 м

Автомобиль типа «Жигули» 460 м

Автомобиль типа «Волга» 580 м

Микроавтобус 920 м

Грузовая автомашина (фургон) 1240 м

Необходимо помнить, что в соответствии с действующим законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников.

Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации. Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных, времени обнаружения ВУ.

Во всех случаях требуйте не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для ВУ используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с ВУ или подозрительными предметами: это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

Поступление угрозы по телефону

Нередко телефон является одним из каналов поступления сообщений о заложенных ВУ, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.


Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Существенную помощь правоохранительным органам окажут следующие действия предупредительного характера:

- проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера;

- оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОН) и звукозаписывающей аппаратурой.

При приеме телефонных сообщений с угрозами террористического или криминального характера необходимо выполнять следующие рекомендации.

Не впадайте в панику, будьте спокойны, вежливы.

Представьтесь и постарайтесь успокоить говорящего, не прерывайте его.

Заверьте его, что все требования будут переданы администрации, и для этого вы должны их подробно записать и правильно понять.

При наличии магнитофона включите его и поднесите к телефону. Если имеется магнитофон, подключенный к телефону, включите запись. Сошлитесь на плохую слышимость, просите повторить сказанное, чтобы выиграть время и полностью записать разговор.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем коллеге для организации определения номера, а также руководству объекта.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, другие особенности;

- речь: быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная;

- дефекты: заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные;

- язык: отличный, хороший, посредственный, плохой, другое;

- произношение: отчетливое, искаженное, с акцентом или диалектом;

- акцент: местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности;

- манера речи: спокойная, сердитая, разумная, неразумная, последовательная, непоследовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная, развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, самолетов, заводского оборудования, звук телерадиоаппаратуры, голоса, смешение звуков, признаки вечеринки, другое).

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:


- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации.

Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора, задавая следующие вопросы:

Когда бомба должна взорваться?

Где находится бомба сейчас?

Как она выглядит?

Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?

Для чего заложена бомба?

Каковы Ваши требования?

Вы один или с вами есть еще кто-либо?

По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом.

По другому аппарату немедленно сообщите о звонке в правоохранительные органы и узел связи, назовите свою фамилию, организацию, адрес и номер телефона.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению ВУ.

При наличии АОН запишите определившийся номер телефона на бумаге во избежание его случайной утраты. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

Поступление угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступить по почте или в результате обнаружения различного рода записок, надписей, информации на дискете и т. д.

Практика показывает необходимость соблюдения следующих правил обращения с подобными материалами.

Если документ поступил в конверте, его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.


После уяснения сути документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый полиэтиленовый пакет и при помощи пинцета (скрепки) поместите в отдельную жесткую папку. Постарайтесь не оставлять отпечатков своих пальцев.

Сохраняйте сам документ с текстом, а также любые вложения, конверт и упаковку в пакетах и папках.

Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием документа.

Примите меры к сохранности и своевременной передаче полученных материалов в правоохранительные органы.

Материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, запрещается также их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Захват заложников

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или криминальных, например, получения выкупа. Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах преступники используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.

Захват всегда происходит неожиданно. Вместе с тем выполнение перечисленных ранее мер предупредительного характера поможет снизить вероятность захвата заложников.

При захвате людей в заложники необходимо:

- незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся на объекте ситуации;

- инициативно не вступать в переговоры с террористами;

- при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;


- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС;

- по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении необходимой информации, не вмешиваясь в оперативные действия.

Меры личной безопасности

При угрозе со стороны преступников:

- проконсультируйтесь со специалистами и друзьями, не раскрывая объект угрозы и своих планов;

- по возможности покиньте свой дом, скрытно отправьтесь с детьми и престарелыми на несколько дней на дачу, в деревню, к родственникам или друзьям;

- в месте пребывания уберите пожароопасные предметы – старые запасы красок, растворителей, лаков, бензина и т. п.;

- задерните шторы на окнах, это защитит вас от повреждений осколками стекла;

- уберите с окон горшки с цветами (поставьте их па пол);

- уберите все предметы, стоящие на шкафах, сервантах, полках и т. п.;

- проверьте, плотно ли у вас закреплены полки и навесные картины (предметы):

- сложите в сумку необходимые документы, негромоздкие носильные вещи, деньги и ценности на случай экстренной эвакуации;

- отложите посещение общественных мест. Окажите психологическую поддержку старым, больным, детям.