Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 474

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Действия при внезапном взрыве

Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т. д.). Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции или оголившиеся провода. Накройте голову шапкой, подушкой (от осколков). При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

Возьмите личные документы, необходимые носильные и теплые вещи, деньги, ценности. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Сообщите о случившемся по телефону

- в соответствующую службу по месту жительства. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

При невозможности эвакуации из помещения необходимо принять меры, чтобы о вас знали, выйти на балкон или открыть окно и взывать о помощи.

После выхода из дома следует отойти на безопасное расстояние от него и не предпринимать самостоятельных решений об уходе (отъезде) с места происшествия.

Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Если вас завалило при взрыве

Постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, наберитесь терпения, старайтесь дышать глубоко, ровно. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.) для обнаружения вас металлодетектором.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород. Передвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Если есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. д.) укрепите обвисающие балки, потолок от обрушения и дожидайтесь помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. При появлении признаков присутствия вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.

Меры защиты от химического и биологического терроризма

Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются:


- химические вещества:

- токсичные гербициды и инсектициды;

- аварийно химически опасные вещества;

- отравляющие вещества;

- психогенные и наркотические вещества;

- биологические агенты:

- возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.;

- природные яды и токсины растительного и животного происхождения.

Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма каждому работнику ОУ на занятиях по ГО и БЖ необходимо изучить:

- физико-химические и поражающие свойства опасных химических веществ и биологических агентов;

- основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека;

- основные приемы и средства защиты, меры первой помощи;

- порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом соответствующих служб.

Применение химических веществ и биологических агентов возможно следующими методами:

- с использованием обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т. д.), оставляемых в местах массового скопления людей;

- заражением (отравлением) водоемов, систем водоснабжения химически опасными веществами (цианидами, отравляющими веществами и т. д.)

- поставкой или преднамеренным заражением крупных партий продуктов питания как химическими веществами, так и биологическими агентами;

- использованием переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов, животных и т. п.).

Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно по внешним признакам: изменению цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; отклонениям в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории ОУ подозрительных лиц и т. п. Важнейшим условием своевременного обнаружения фактов их применения (или угрозы применения) является наблюдательность и немедленное уведомление обо всех подозрительных явлениях служб МЧС, Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений.

При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ необходимо действовать следующим образом:

- не поддаваться панике;

- покинуть опасное место;

- находясь на улице, используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности – укрыться в убежищах (помещениях);


- находясь в помещении, плотно закрыть и загерметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери, выключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотрансляционную сеть, выслушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям;

- находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т. п.) выслушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними;

- в случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов – в зависимости от вида воздействия), а также направить пострадавшего в медицинское учреждение.

При возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента необходимо:

- максимально сократить контакты с другими людьми;

- прекратить посещение общественных мест;

- не выходить без крайней необходимости из дома;

- выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты;

- при первых признаках заболевания немедленно обратиться к врачу;

- употреблять пищу и воду только после проверки службой Госсан-эпиднадзора;

- строго выполнять все указания и рекомендации спецслужб.

Организация мероприятий

- по противодействию терроризму в ОУ

Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму в ОУ осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается один из сотрудников, обладающий опытом руководящей работы, а также лицо его дублирующее (помощник). Создается антитеррористическая рабочая группа (АРГ).

Планирование антитеррористической работы в ОУ

Планирование антитеррористических мероприятий осуществляется на полугодие или на квартал. В план работы включаются:

- совещания АРГ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

- инструктажи и тренировки;

- практические мероприятия по выполнению решений вышестоящих АРГ органов управления образованием, решений руководителя ОУ;


- меры по осуществлению контроля и оказания помощи на местах;

- работа по подготовке методических материалов, разработке инструкций и памяток.

Руководитель ОУ утверждает систему работы по противодействию экстремизму и терроризму, которая включает в себя:

- периодичность проведения совещаний, инструктажей;

- периодичность контроля выполнения основных мероприятий в ОУ;

- организацию взаимодействия с ОВД, ФСБ, ГОЧС, родительской общественностью и мероприятия, проводимые вместе с ними;

- сроки проведения различных культурно-спортивных и других массовых мероприятий, мероприятия по обеспечению безопасности их проведения;

- доклады о выполненных мероприятиях в вышестоящие инстанции;

- сроки представления информации и докладов антитеррористической рабочей группе органов управления образованием.

Документация (делопроизводство)

У руководителя ОУ (или у сотрудника, ответственного за антитеррористическую работу в ОУ) должны быть следующие папки документов (дела):

- руководящие указания федеральных и местных органов власти, распорядительные документы органов управления образованием;

- приказы руководителя объекта;

- решения АРГ органов управления образованием, справочные материалы о выполнении решений в части, касающейся объекта;

- переписка по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

- планы работы ОУ, материалы практических проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты;

- паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) объекта;

- план охраны ОУ и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий;

- схема охраны ОУ и другие материалы об объекте, его характеристиках и охране.

В составе дел обязательно должны присутствовать следующие материалы (на это обращают особое внимание при проверках):

- приказ руководителя ОУ о назначении сотрудника, ответственного за антитеррористическую работу в ОУ и его помощника, об утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, об утверждении Положения о сотруднике, ответственном за антитеррористическую работу в ОУ (прил. 2);

- система работы по противодействию терроризму и экстремизму в ОУ (прил. 3);

- положение о сотруднике, ответственном за антитеррористическую работу в ОУ (прил. 4);


- поквартальные планы работы ОУ по противодействию терроризму (прил. 5);

- план действий (в дошкольном ОУ – инструкция) по обеспечению безопасности персонала и воспитанников ОУ от проявлений терроризма;

- протоколы совещаний АРГ по вопросам противодействия терроризму (согласно плану работы ОУ);

- акты проверок в т. ч. и внутренних (согласно плану работы ОУ);

- доклады (отчеты):

- о результатах работы по противодействию терроризму;

- обо всех происшествиях и ЧС с указанием проведенных мероприятий по недопущению и профилактике подобных ЧС.

В приложениях 2 – 5 приведены примерные образцы отдельных документов.

Планы действий (инструкции) по обеспечению безопасности персонала и воспитанников ОУ от проявлений терроризма могут быть составлены на базе материалов данной главы.

Важно понимать, что все антитеррористические меры одновременно помогают защитить ОУ от иных социальных, криминальных, техногенных и даже некоторых природных опасностей и ЧС.

Рекомендации руководителям ОУ по противодействию терроризму

В условиях сохраняющей угрозы совершения террористических актов, возможности вовлечения учащихся в различные экстремистские, преступные организации и религиозные секты необходимо считать приоритетными следующие задачи:

- воспитание у обучаемых чувства патриотизма, высокой бдительности, коллективизма, интернационализма и дисциплинированности;

- создание в ОУ атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди воспитанников, нетерпимости к фактам недисциплинированности и другим негативным явлениям;

- формирование у обучаемых культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих.

Среди этих направлений наиболее актуальными являются следующие:

- расширение и углубление знаний по вопросам предупреждения преступности и террористических актов в ОУ;

- улучшение взаимодействия по предупреждению актов терроризма с управлениями ФСБ, ГОЧС, МВД, оказание практической помощи со стороны этих ведомств;

- активизация работы с родительским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения детей в экстремистские и террористические организации;

- улучшение правового воспитания учащихся, направленного на обеспечение их социальной, имущественной и личной безопасности;