ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».
Тема 2. История развития менеджмента.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Тема 6: Персонал - технология.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Классификация функций менеджмента.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Всякую деятельность человека характеризуют методология и организация. Это две взаимосвязанные характеристики.
Методология - это логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей.
Организация - это упорядочение действий в соответствии их особенностями, составом и структурой.
Методология и организация тесно связаны друг с другом, вот почему иногда методологию определяют как логическую организацию деятельности, а организацию - как способ упорядочения деятельности.
Методология менеджмента отвечает на вопросы:
какие приоритеты господствуют в процессах управления и заложены в систему и механизм управления?
на что опирается менеджер в своей деятельности?
какие ориентиры ведут его к выбору тех или иных решений?
как связаны между собой подходы, реализуемые в процессах управления?
Методология построена на различных факторах и различном их сочетании.
Наиболее существенными факторами, имеющими практическое значение в формировании методологии менеджмента, являются следующие три: логика, интуиция и здравый смысл.
Логика - свойство мышления - профессиональное сознание.
Интуиция - способность предугадывать, предполагать.
Здравый смысл - осмысленный опыт жизни, поведения, деятельности.
Очевидно, что в деятельности каждого менеджера присутствуют все эти три компонента, но в различной степени, в различных комбинациях и в разных ролевых нагрузках.
Методология управления - это умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблемы, и подсказывают пути их решение.
Любая деятельность нуждается в организации, и управление в этом отношении не исключение.
Организация управления, строится на функциях, обязанностях, ответственности, полномочиях и компетенции.
Что надо сделать, чтобы организовать управление?
Надо определить, какие функции должны составлять управленческую деятельность каждого конкретного лица или должности.
Необходимо сформулировать обязанности.
Обязанности - это необходимые виды деятельности среди возможных. (Функции имеют статус как обязательных, так и возможных).
Установление ответственности, т.е. определение санкций за невыполнение, недостаточное или плохое выполнение функций и обязанностей. Существуют меры и формы ответственности.
Установление и закрепление полномочий - прав на принятие решения.
Элементом организаций является и компетенция - возможность принятия решения не только с позиций полномочий и закрепленных функций, но и с позиций и учетом имеющейся информации и квалификации менеджера или служащего.
Каждый из этих признаков реализуется в зависимости от расположения должностного лица в общей иерархии управления фирмой.
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления:
Командный;
Экономический;
Социально-психологический.
Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание.
Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.
Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.
Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти подчинения. Основные достоинства метода:
Обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
Не требует крупных материальных затрат;
В малых организациях оперативно достигаются цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
подавляется инициатива, творческая работа;
отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
в крупных организациях: а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б) обюрокрачивается аппарат управления; в) требуется громоздкая система контроля.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.
Характеризуются:
свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
выполнение договорных обязательств.
Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
трудно прогнозировать результаты.
Тема 5: Принципы менеджмента.
Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке задач управления.
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К принципам менеджмента относятся следующие.
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределений полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.
Децентрализация - это передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, имеющим хозяйственную самостоятельность. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое.
Централизация - это руководство хозяйственной деятельностью входящих в фирму предприятий и отделений из одного центра, жесткая регламентация и координация их деятельности, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю фирмы или подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.
Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней и, прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных.
Разновидность коллегиальности - коллективность в принятии решений. Коллективные решения - большинство голосов (собрание акционеров). Роль руководства - подготовка и обоснование решений.
2. Другой важный принцип менеджмента - принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться. Также каждое должностное лицо несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции.
Отрицательный момент это принципа заключается в том, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, так как его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.
Еще один важнейший принцип современного менеджмента - демократизация управления. Он основывается на корпоративной организации собственности, то есть все вложения людей в акции какого-либо предприятия поставлены под единое административное управление.
Важными принципами эффективного менеджмента так же являются: целостности, иерархической упорядоченности, целевая направленность, научная обоснованность и оптимальность, наличие целей и др.
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений.
Принципы менеджера:
Соблюдение чистоты и порядка на производстве.
Вовлечение в процесс управления самих управляемых.
Демократизация отношений в менеджменте по вертикали и горизонтали.
Забота о подчиненных в рабочее и нерабочее время.
Воспитание "корпоративного духа".
Гласность и информированность персонала.
Непрерывное повышение квалификации персонала.
Взаимозаменяемость персонала.
Обращение к нетрадиционным резервам.