ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 4456
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
1.2. Специфика педагогики как науки.
1.3. Критерии научности знания
1.4. Классификации научного знания
1.5. Формы организации научного знания
1.6. Принципы научного познания
Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
2.4. Категориальный аппарат науки.
2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
2.6. Назначение психолого-педагогических наук
3. Соотношение теории и практики образования
3.1 Влияние науки на практику образования.
3.2. Знания как способ связи науки и практики.
3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
Тема 2. Психолого-педагогические исследования
1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
2. Научное исследование в образовании
2.1. Уровни научного исследования в образовании.
2.2 Принципы научного исследования.
2.3. Основные характеристики научного исследования.
2.4.Субъектность в научной деятельности.
2.5. Виды научных исследований в образовании
2.6. Выбор научной специальности.
3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
1. Дидактические исследования.
3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
1. Понятие «методология образования»
2. Философский уровень методологии образования
3. Общенаучный уровень методологии образования
4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
10. Критерии качества педагогического исследования
11. Система научных понятий и образовательная концепция
Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
1. Методологическая культура исследователя
2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
Тема 6. Организация исследования.
1.1. Принципы и правила исследования
1.2. Содержательные аспекты исследования.
2. Логика психолого-педагогического исследования
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
3.2. Роль моделирования в исследовании.
3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
3. Классификация методов исследования.
4. Теоретические методы исследования
1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
5) Другие методы теоретического исследования.
Тема 8. Эмпирические методы исследования
1. Требования к эмпирическим методам.
3.2. Интервью в системе диагностики.
5. Социометрические методы исследования.
7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
8. Контрольные работы в диагностике.
В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это становится возможным благодаря следующим функциям модели:
а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;
б) визуализирует представления о структуре изучаемого объекта;
в) дает возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.
Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, — прогноз развития.
Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в. пре-. одолении объективных затруднений в развитии. Как правиле»; рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы впоследствии можно было его конкретизировать и уточнять.
4) Индукция и дедукция. Индукция — это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.
Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов). Существует несколько приемов абстрагирования, используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:
- если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе — абстракция отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;
- изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;
- идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.
Дедукция — такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позвюляет лучше понять общее.
5) Другие методы теоретического исследования.
Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними — давно использовалось в качестве метода исследования. Сравнение предполагает две операции — сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь должен прежде всего определить основу сравнения — критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания.
Обобщение — мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия.
Ранжирование — способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.
Классификация — распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям (критериям) в зависимости от предмета и задач исследования.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Выделяются три источника библиографической информации:
первичные(статьи, диссертации, монографии и т.д.);
вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);
третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).
Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При проведении исследования следует просмотреть периодические издания за два последних года: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и другие. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
В чем конкретно они состоят?
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Таким образом, теоретический обзор, помещенный в первую главу дипломной работы должен содержать обстоятельный анализ передового педагогического опыта, отражать умение исследователя критически, обобщенно и логически последовательно излагать основные положения и аспекты изучаемой темы. Кроме того, необходимо обращать внимание на используемые исследователями методы изучения его интересующего вопроса, отметить наиболее информативные методы исследования, а также ознакомиться с литературой, специально посвященной вопросам «техники» педагогического исследования.
Системный теоретический анализ должен показать эрудицию студента, умение «видеть» проблему с разных позиций, способность самостоятельной критической оценки литературы, к логическому, доказательному изложению.